AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Автор как субъект деятельности. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/avtor-kak-subekt-deyatelnosti/ (дата обращения: 20.04.2024)

Автор как субъект деятельности

Автор как субъект деятельности

Содержание

    Автор (лат. auctor – виновник, основатель, сочинитель) – (АФ) субъект специальной – литературно-художественной деятельности, являющейся одной из форм общей человеческой деятельности; субъект литературно-художественной деятельности, результатом которой является литературно-художественное высказывание (произведение), в котором – в образно-знаковой форме – объективируются видение, понимание и эмоциональное восприятие мира и человека автором.

    В авторологии автор существует только в авторологическом высказывании (как суждение). Вне суждения мы имеем только представление об авторе. Непонимание этого явления приводит к тому, что собственное критическое (исследовательское) представление об авторе выдается за автора (писателя).

    Оперирование понятием «автор» требует разграничения следующих смыслов понятия:

    1. 1)  автор как субъект деятельности, объективирующий свои внутренние (экзистенциальные) силы во всей структуре литературно-художественного произведения;
    2. 2)  образ автора – персонаж, именуемый в литературно-художественном произведении «автором», выступающий в литературно-художественном произведении – во внутренней сфере поэтической реальности – равным другим персонажам (например, образ автора в «Евгении Онегине»);
    3. 3)  субъект речи (повествователь);
    4. 4)  автор биографический – писатель.

    Автор как субъект именующей деятельности – (АФ) основная словесная функция автора в литературно-художественной деятельности.

    Автор именует – человека, предмет, явление. Авторолог отвечает на вопросы: что и как именуется в литературно-художественном высказывании, т.е. анализирует внутренне структурно-словесные элементы высказывания.

    Вопросу «что?» – по отношению к ЛХП – соответствует авторское видение (внутренняя сфера поэтической реальности, изображаемая «картина жизни»); вопросу «как?» – авторская словесная изобразительность (внешняя – словесная – сфера поэтической реальности).

    В повествовании реализуется именование:

    1. 1)  природно-предметного мира и внешности персонажей – чему соответствует объективация рецепторного восприятия автора – что проявляется в описательной речи;
    2. 2)  «мыслей» субъекта речи или персонажа – чему соответствует объективация рациональной сферы автора – что проявляется в высказывании в форме суждения;
    3. 3)  эмоций субъекта речи или персонажа – чему соответствует объективация эмоциональной сферы автора – что проявляется в эмоционально-оценочной речи;
    4. 4)  действий персонажа, его отношений с другими персонажами – чему соответствует авторское видение персонажей в их межличностных связях – что проявляется в сюжетно-композиционной структуре литературно-художественного высказывания;
    5. 5)  слово субъекта речи и персонажа – чему соответствует объективация автора как субъекта словесной игровой деятельности – что проявляется в соотнесенности слова персонажа со словом субъекта речи (повествователем).

    Автор как субъект словесной игровой деятельности (АФ). В пределах объективации эмоциональной сферы автор задает свои правила игры, свою парадигму художественного мышления, согласуемую со средством деятельности – поэтическим языком.

    Игра обычно понимается как форма деятельности или свойство искусства и соотносится с проблемой «серьезное – несерьезное», т.е. со сферой собственных эмоциональных оценок субъекта высказывания, однако последнее чаще всего не подвергается рефлексии.

    В пределах аналитической философии и аналитической филологии игра рассматривается как свойство, приписываемое субъектом высказывания любому виду деятельности, таким образом устраняется натурфикация (опредмечивание) понятий «игра», «деятельность», «фамильное сходство».

    Все может быть названо «серьезным» или «несерьезным» (игрой) – в зависимости от точки зрения субъекта высказывания.

    Авторская словесная конструкция в произведениях Н.С. Лескова может быть понята как таковая, именно как словесная игра, однако направленная на священный для автора предмет – русский язык, а также на утверждение положительных начал человеческой жизни. Причем авторская языковая игра только условно доверяется рассказчику, например, в «Запечатленном ангеле»: за ней стоит не индивидуально-психологический, а социально-психологический «образ» языка.

    Игровая сущность литературно-художественной деятельности может быть автором выявлена («обнажена»), и тогда весь текст строится по металогическому, преобразующему действительность и слово принципу, как, например, у А.М. Ремизова с его «снами», «сказками», «волшебным мышлением», когда писатель провозглашает: «…без обмана я жить не могу».

    Игровая сущность может быть завуалирована установкой писателя на «правдивость» изображения «народного языка», как, например, у Зощенко в «Голубой книге», и тогда «народный язык» превращается в «гербарий» сниженной лексики: «не выпущай», «обалдели».

    Правила авторской игры в стихотворном тексте могут проявляться как строго определенный эмоциональный комплекс (эмоциональный тон) или как смена эмоционально-оценочных масок, чему яркий пример – эволюция именования лирического героя в поэзии С.А. Есенина: я – пастух, я – большевик, я – хулиган, я – «черный человек».

    Авторская словесная игра может быть перенесена в план «серьезного». В этом случае она превращается в объект оценочных суждений, в средство реализации субъектом высказывания своего отношения к слову.

    20.01.2017, 2566 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.