AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Социальная теория К.Маркса. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/soczialnaya-teoriya-kmarksa/ (дата обращения: 8.05.2024)

Социальная теория К.Маркса

Социальная теория К.Маркса

Содержание

    Маркс Карл (1818–1883) – немецкий философ, социальный мыслитель, экономист. Главный вклад Маркса в социологическую мысль – анализ социальной структуры общества, непосредственно основанной на убеждении, что, суть исторического процесса – борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. Согласно Марксу, в любой исторический период напряженность между антагонистическими группами – источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. По Марксу, в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба как причина социальных перемен – в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет значение и до сего времени.

    Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:

    Капитал. М., 1983. Т. 1.

    **************************************************

    С точки зрения классиков марксизма (К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина) и практически всех их последователей, решающим фактором социальных изменений в конечном счете является экономическое развитие, точнее — диалектика взаимодействия производительных сил и произ­водственных отношений. Материальные производительные силы, которые включают в себя технические орудия и средства производства, а также непосредственного производителя — трудящегося человека, являются наиболее подвижным, дина­мичным элементом в системе производства. Они быстрее изме­няются, поскольку находятся постоянно в процессе улучше­ния, совершенствования. Производственные отношения, прежде всего отношения собственности, более стабильны, ма­лоподвижны, в этом смысле более консервативны. На опреде­ленной ступени своего развития производительные силы при­ходят в противоречие с существующими производственными отношениями, в рамках которых они до сих пор развивались. Теперь уже производственные отношения не стимулируют, а, напротив, тормозят развитие производительных сил. Тогда на­ступает эпоха социальной революции. Происходит переворот в способе производства, устанавливается в качестве господству­ющего новый тип производственных отношений, как это слу­чилось, например, в ходе Французской революции конца XVIII в. и в ходе других буржуазных революций: английской, голландской и некоторых других. А вслед за изменением эко­номической основы общества происходит коренное изменение системы господствующих социальных отношений, преобразо­вание государства, права, суда, а также идеологической сфе­ры, в частности систем ценностей, ценностных мотиваций в деятельности людей. Иными словами, установившийся буржу­азный способ производства обусловливает соответствующую социально-классовую структуру общества, государственный строй, господствующую систему ценностей.

    Классики марксистской мысли подчеркивали, что решаю­щая роль экономического фактора в социальных изменениях проявляется лишь в конечном счете. Наиболее сильное и не­ посредственное влияние этот фактор оказывает на сферу госу­дарственной власти и правовую систему. Вместе с тем и госу­дарственная власть, и правовая система оказывают существен­ное обратное воздействие на экономические условия жизни общества. Над этими сферами возвышается сфера практиче­ской морали и еще выше — различные духовно-идеологичес­кие образования: философия, религия и т. д. Все они в свою очередь могут оказывать обратное воздействие на экономичес­кую, политическую и правовую системы общества. Таким об­разом, структура социальных изменений в целом носит сложный, многофакторный характер. Но при всем многообразии этих взаимных влияний и воздействий ведущая роль в конеч­ном счете отводится экономическому фактору, изменениям в способе производства.

    Особую роль в механизме осуществления социальных изме­нений марксистская теория отводит классовой борьбе между антагонистическими классами (рабы и рабовладельцы, кресть­яне и феодалы, рабочие и буржуазия), которая в XIX в. диффе­ренцировалась на три основные формы — экономическую (экономические требования), политическую (требования изме­нений в системе политической власти) и теоретическую, или идеологическую (разработка различных классовых программ, их пропаганда и критика и разоблачение программ и платформ враждебных классов).

    К. Маркс считал (и с ним согласны все марксисты), что су­ществование социальных классов, в том числе с антагонистичес­кими интересами, равно как и наличие в обществе классовой борьбы, было открыто задолго до него. Это сделали французские историки начала XIX в., изучавшие историю Французской рево­люции XVIII в. Вклад марксизма в теорию классов и классовой борьбы заключается в обосновании идей о том, что классы воз­ никают на определенном этапе развития общества, когда форми­руется частная собственность на орудия и средства производства, что классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, что эта диктатура представляет переход к уничтожению классов и к об­ществу без классов, т. е. без эксплуатации.

    Марксистская теория никогда не отрицала определенной значимости социальных реформ как специфического средства социальных изменений. Но она подчеркивала, что в условиях буржуазного общества реформы обычно проводятся либераль­ными представителями господствующего класса и нацелены прежде всего на сохранение и укрепление существующего строя, упрочение власти этого класса, хотя одновременно могут способствовать демократизации общества, улучшать материаль­ное положение некоторых групп и слоев трудящихся. (Напри­мер, так оценивались большевиками реформы П. А. Столыпи­на, а также учреждение Государственной думы и т. д.)

    Однако фундаментальным средством социальных измене­ний в истории общества классическая марксистская теория признает социальные революции. Только они способны осуще­ствить коренные преобразования в обществе, разрешить глав­нейшие социальные проблемы и дать простор развитию произ­водительных сил общества. Посредством социальных революций осуществлялся переход от первобытно-общинной формации к рабовладельческой, от рабовладельческой к феодальной, от фе­одальной к капиталистической и от капиталистической к соци­ализму и коммунизму. Имеющийся исторический и социологи­ческий материал по истории Европы, казалось, подтверждал эту схему. Октябрьская революция 1917 г. в России, революци­онные преобразования в Китае, а также в ряде восточноевро­пейских стран также длительное время воспринимались многими людьми, в том числе крупнейшими учеными и деятелями культуры не только в Советском Союзе, но и на Западе, как доказательство правоты марксизма.

    Множество догматических положений этой теории нико­им образом не подтверждается действительностью, реальным функционированием и буржуазного, и «социалистического» об­щества. Это относится прежде всего к так называемому закону неизбежной последовательной смены общественно-экономиче­ских формаций, попытке жестко детерминировать всю челове­ческую историю экономическими факторами, стремлению ис­толковывать необходимость социальной революции как всеоб­щей и главным образом насильственной перестройки всех сфер жизнедеятельности общества и др. Но из этого не следует, что вся марксистская социологическая теория от начала до конца утопична и ложна. Множество серьезных ученых-обществоведов в разных странах признают научную значимость методологии марк­систской экономической и социологической теории, огромное количество конкретных научных результатов в исследовании социальной структуры капиталистического общества, характера его эволюции от свободной конкуренции к монополистическому ка­питализму и т. д. Дело ученых объективно анализировать эту тео­ретическую схему, отделить политические иллюзии, заблужде­ния, неверные оценки действительности от подлинно научных знаний, заложенных в ней.

    23.01.2017, 22867 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.