Тщеславная суетливость всегда несносна, в делах же смехотворна.
Б. Грасиан

Русский язык Фонетика и фонология Четыре аспекта фонетических описаний: артикуляционный, акустический, перцептивный, функциональный.

Новости

Новости разные и не очень

«Известия»: владельцев сайтов обяжут указывать свое имя и контактную информацию

Правительство России внесло в Госдуму последнюю версию «антипиратского» законопроекта, согласно которому владельцы сайтов обязаны указывать на них свое имя и контактную информацию, пишет газета «Известия».


В ЮФУ возобновят «филологические вторники»

Михаилу Лермонтову будет посвящен первый «филологический вторник» ЮФУ в этом учебном году. Об этом сообщает пресс-служба университета.


Google запустил проект по сохранению редких языков

Интернет-компания Google создала сайт, который будет хранить необходимую информацию о редких языках, в том числе аудио- и видеозаписи.


Половине из существующих в мире языков грозит полное исчезновение уже к концу XXI века

На самом деле эта ситуация скорее исключение: у половины из 6 000 существующих языков насчитывается менее 10 000 носителей, а у четверти — менее 1 000! На 96% всех языков говорят лишь 3% населения мира, что составляет в среднем 30 000 человек на язык (если исключить 4% самых распространенных языков).


Жидкие люди

Текст «Жидкие люди» из задания ЕГЭ по русскому языку вызвал бурную дискуссию по всей стране. 


RSS

Новости культуры


'; if ((aObj=eval('m_culture')) && (aObj.length>0)){aObj.sort(compareTime);for (j=0;j'+aObj[j].date+' '+aObj[j].time+''+aObj[j].title+'
'+aObj[j].descr+'
';} str+='
Все новости на ' + ya_format_date(update_time_t) + ' >>
'; document.write(str);}; function ya_format_date(timestamp){var d = (new Date(timestamp*1000)).toLocaleTimeString().split(':'); return [d[0], d[1]].join(':').replace(/d{1,2}:d{1,2}(:d{1,2})/, '');}

Свежий порошок

Ржится рожь

Ржится рожь
Овес овсится
Чечевится чечевица
Др*чат, mille pardon, задроты
И енотятся еноты.


42

скажите холмс как вы узнали
что мне принадлежат часы

посредством долгих размышлений
и надпист ватсон помогла 


- лось

Как-то утром норвежские лоси
Повстречали копченых лососей
Ни о чем был их спор,
Но все лоси с тех пор
Лососей на дух не переносят


про квазимодо

у горбуна из нотр дама
нужды нет в писаной торбе
он все свое по жизни носит 
в горбе


грабли pro

в его глазах решимость воля
в его глазах металла блеск
и шаг решительный на грабли
и треск


RSS

Занимательное

Про всякие страшные слова

 Издание «МК Черноземье» предлагает устранить «пробелы» в образовании и узнать определение новомодных словечек.


Капитанская функция языка

Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично, мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать.

Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?»


Необычные слова в немецком

Сложные слова типичны для немецкого языка. Благодаря этому рождаются креативные сочетания, которые трудно перевести. Знакомимся с некоторыми из них.


1

Для языковых перевёртышей типа маршаковского «вагоноуважаемый глубокоуважатый» или «посетителей не будят» вместо «победителей не судят» существует специальный термин — спунеризм. 


RSS

Русский язык

Делиться, право, не грешно.

Четыре аспекта фонетических описаний: артикуляционный, акустический, перцептивный, функциональный.

Артикуляционная фонетика 

рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

В артикуляционном аспекте основными объектами будут органы речи и  их работа. Органами речи являются:

  • легкие и дыхательные пути
  • гортань с голосовыми связками
  • нёбная занавеска (задняя часть мягкого нёба)
  • надгортанные полости: полость рта, полость носа
  • органы произношения: активные - язык, губы, и пассивные - зубы, нёбо

Артикуляционная фонетика изучает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизм речепроизводства. Процесс порождения речи – это сложный многоступенчатый процесс. В нем, в первую очередь, выделяются два принципиально различных рода деятельности:

1) построение лингвистической программы произнесения (изучением этой части речевой деятельности занимается фонология),

2) реализация этой программы в виде движений речевых органов, создающих акустический сигнал, который может быть воспринят слушающим – эта сторона речевой деятельности исследуется в артикуляционной фонетике.
В данном блоке также выделяется несколько последовательных этапов:  

  • фаза моторного  программирования, во время которой происходит отбор и координация действия тех мышц, которые будут участвовать в артикуляции;  
  • нейромышечная фаза – передача импульсов к мышечным волокнам и сокращение мышц;  
  • органическая фаза – движение речевых органов, которое обеспечивается сокращением мышц;  
  • аэродинамическая фаза – сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие этих движений;  
  • акустическая фаза: аэродинамические процессы вызывают колебания воздушного давления (звуковые волны), которые распространяются от говорящего к слушающему.

Аэродинамическая и акустическая фазы речи рассматриваются обычно в акустической фонетике.

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ

Звуки речи обладают определенными акустическими качествами, также как и мелодия, шум моря, и т.д. Это - акустический, или физический аспект речи. 

В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:  

  • аэродинамическая фаза – сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие движений артикулирующих органов;  
  • акустическая фаза – колебания воздушного давления (звуковые волны), которые являются следствием аэродинамических процессов и распространяются от говорящего к слушающему.

В акустическом аспектк рассматриваются следующие явления:

  • звук, звук вообще, звучание
  • типы звуков: тоны, обертоны, шумы
  • признаки звуков: сила, высота, длительность, тембр
  • явление резонанса

Основной объект изучения в акустической фонетике – акустический речевой сигнал, который является единственной наблюдаемой формой речевого произведения. Акустический сигнал представляет собой результат работы механизма речепроизводства, поэтому одна из важнейших задач акустической фонетики – изучение связи между артикуляцией и ее аэродинамическими следствиями. Кроме того, изучение акустического речевого сигнала позволяет узнать и о перцептивных свойствах звуков, так как именно он поступает на вход механизма речевосприятия. Сегодняшняя речевая акустика тесно связана и с чисто прикладными задачами – например, такими, как синтез и анализ речи при помощи компьютера.  

Звук вообще

Звук с физической точки зрения - определенное колебательное движение упругой среды, передаваемое и распространяемое воздушной средой.

Типы звуков:

  • Тоны - результат ритмических колебаний с постоянной или упорядоченной частотой.  
    Тоны при производстве звуков речи создаются голосовыми связками. Тоны, создаваемые голосовыми связками человека, называются голосом. Голосовые связки человека могут образовать тоны с частотой от 40 до 1700 герц.
    Тоны используются при образовании гласных и звонких согласных, но тоны, выработанные голосовыми связками - это еще не звуки речи, а только материал для них. 
  • Обертоны - очень слабые тоны, образующиеся колебанием частей колеблющегося тела - источника звука, и поэтому всегда сопровождающие любой тон. Обертоны, усиленные резонаторами, определяют тембр звука. 
    Обертоны - это как бы вторичный продукт голосовых связок.
  • Шумы - результат неритмичных колебаний. В сфере звуков речи шумы создаются при преодолении потоком воздуха преград, образуемых в полости рта органами произношения. 
    Шумы присутствуют во всех согласных звуках и определяют специфику каждого звука в отдельности.

Признаки звуков:

Высота 

Сила звука

Длительность звука

Резонанс и резонаторы

Физическая природа звука  

Объектом изучения в акустической фонетике является речевой сигнал, передающиеся по среде добавочные (по сравнению с атмосферным давлением) колебания воздушного давления, которые возникают в результате аэродинамических и акустических процессов, обусловленных артикуляцией. Это давление называется звуковым или акустическим. Изменения звукового давления представляют собой  волны, которые могут распространяться в какой-либо среде – в газе, жидкости или твердом теле (их распространение невозможно лишь в вакууме); в дальнейшем речь будет идти только о распространении звуков в воздухе. В воздухе изменения плотности и давления, вызванные в одном месте, распространяются по всем направлениям от этого места; волны сжатия и разрежения, распространяющиеся в воздухе при колебаниях тел или внезапных изменениях его плотности, называются звуковыми волнами.Их можно рассматривать с временнóй точки зрения (в одной и той же точке пространства давление изменяется с течением времени) или с пространственной (в одно и то же время величина давления может быть разной в разных точках пространства). Итак, с акустической точки зрения звук речи – это результат воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений воздушной среды, вызванных артикуляцией.  

Виды колебаний. Периодические и непериодические колебания  

Для создания любых колебаний необходим источник или сила, вызывающая колебания. Источник колебаний может быть различным: движения струны, поток воздуха через узкое отверстие, удар и т.п. Колебания по разным основаниям подразделяются на  периодические и непериодические,  простые и сложные (комплексные),  свободные и вынужденные. Важнейшее различие между колебаниями – наличие или отсутствие регулярно повторяющейся модели. В зависимости от этого выделяются колебания периодические (тон) и непериодические (шум). В случае периодических колебаний число колебательных циклов за время существования колебаний достаточно велико, а колебательные циклы не отличаются друг от друга. Примером периодических колебаний могут служить колебания струны, маятника, а в речи – голосовых связок. Примером непериодических колебаний являются, например, колебания воздушного шарика на ветру (у них нет регулярного повторения модели) или колебания, вызванные ударом молотка по стеклу (у них нет повторения вообще, то есть число колебательных циклов слишком мало). Периодические колебания могут быть как простыми, так и сложными46, непериодические колебания всегда являются сложными.

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные.

Функциональный аспект фонетики (фонологический)

Является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономекрности звукового строя языка. Звуки речи - это определенные элементы языка со своей ролью и функцией в общей системе языка. И изучать их следует прежде всего с этой стороны. Раздел фонетики, изучающий функциональную сторону звуков речи, называют фонологией

Функциональный аспект предполагает рассмотрение следующих явлений:

  1. общие функции звуков речи
  2. функциональные типы звуков речи - гласные и согласные; сонорные и шумные; звонкие и глухие
  3. звуковая система языка - фонемы и их варианты



артикуляционный аспект, перцептивный аспект, акустический аспект, функциональный аспект, фонетика29.06.2014, 3437 просмотров.

Кто не делится своими знаниями - подобен свету в кувшине. (амхарская пословица)

Страница

Test all IS

История русской литературы

07 июня 2014 г.
Художественное своеобразие древнерусской литературы. Особенности поэтики.
07 июня 2014 г.
Основные закономерности развития древнерусской литературы.
07 июня 2014 г.
Проблема возникновения и периодизация древнерусской литературы
07 июня 2014 г.
Система жанров древнерусской литературы
07 июня 2014 г.
Переводная литература 11-12 веков
07 июня 2014 г.
Композиция «Повести временных лет». Погодный принцип повествования.
07 июня 2014 г.
«Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав.
07 июня 2014 г.
Летописное время в «Повести временных лет». Философия истории летописца.
07 июня 2014 г.
Торжественная проповедь. Особенности поэтики «Слова о законе и благодати митрополита Илариона».
07 июня 2014 г.
Учительная литература. «Поучение Владимира Мономаха»

Посмотреть все записи