Хоть ты и седьмой, а дурак.
А.П. Чехов

История русской литературы Учительная литература. «Поучение Владимира Мономаха»

Новости

Новости разные и не очень

«Известия»: владельцев сайтов обяжут указывать свое имя и контактную информацию

Правительство России внесло в Госдуму последнюю версию «антипиратского» законопроекта, согласно которому владельцы сайтов обязаны указывать на них свое имя и контактную информацию, пишет газета «Известия».


В ЮФУ возобновят «филологические вторники»

Михаилу Лермонтову будет посвящен первый «филологический вторник» ЮФУ в этом учебном году. Об этом сообщает пресс-служба университета.


Google запустил проект по сохранению редких языков

Интернет-компания Google создала сайт, который будет хранить необходимую информацию о редких языках, в том числе аудио- и видеозаписи.


Половине из существующих в мире языков грозит полное исчезновение уже к концу XXI века

На самом деле эта ситуация скорее исключение: у половины из 6 000 существующих языков насчитывается менее 10 000 носителей, а у четверти — менее 1 000! На 96% всех языков говорят лишь 3% населения мира, что составляет в среднем 30 000 человек на язык (если исключить 4% самых распространенных языков).


Жидкие люди

Текст «Жидкие люди» из задания ЕГЭ по русскому языку вызвал бурную дискуссию по всей стране. 


RSS

Новости культуры


'; if ((aObj=eval('m_culture')) && (aObj.length>0)){aObj.sort(compareTime);for (j=0;j'+aObj[j].date+' '+aObj[j].time+''+aObj[j].title+'
'+aObj[j].descr+'
';} str+='
Все новости на ' + ya_format_date(update_time_t) + ' >>
'; document.write(str);}; function ya_format_date(timestamp){var d = (new Date(timestamp*1000)).toLocaleTimeString().split(':'); return [d[0], d[1]].join(':').replace(/d{1,2}:d{1,2}(:d{1,2})/, '');}

Свежий порошок

Ржится рожь

Ржится рожь
Овес овсится
Чечевится чечевица
Др*чат, mille pardon, задроты
И енотятся еноты.


42

скажите холмс как вы узнали
что мне принадлежат часы

посредством долгих размышлений
и надпист ватсон помогла 


- лось

Как-то утром норвежские лоси
Повстречали копченых лососей
Ни о чем был их спор,
Но все лоси с тех пор
Лососей на дух не переносят


про квазимодо

у горбуна из нотр дама
нужды нет в писаной торбе
он все свое по жизни носит 
в горбе


грабли pro

в его глазах решимость воля
в его глазах металла блеск
и шаг решительный на грабли
и треск


RSS

Занимательное

Про всякие страшные слова

 Издание «МК Черноземье» предлагает устранить «пробелы» в образовании и узнать определение новомодных словечек.


Капитанская функция языка

Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично, мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать.

Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?»


Необычные слова в немецком

Сложные слова типичны для немецкого языка. Благодаря этому рождаются креативные сочетания, которые трудно перевести. Знакомимся с некоторыми из них.


1

Для языковых перевёртышей типа маршаковского «вагоноуважаемый глубокоуважатый» или «посетителей не будят» вместо «победителей не судят» существует специальный термин — спунеризм. 


RSS

История русской литературы

Делиться, право, не грешно.

Учительная литература. «Поучение Владимира Мономаха»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ (УЧИТЕЛЬНАЯ) ЛИТЕРАТУРА – раздел древнерусской письменности 11–17 вв., излагающий в художественной форме философские, религиозные, моральные и квазинаучные знания и идеи.
Как литературный жанр происходит от ветхозаветной мудрости, хокмических книг (от евр. «хокма» – мудрость; древнейшими учительными книгами считают «книги мудрых Израиля»), Притч Соломона, Премудростей Соломона, Премудростей Иисуса сына Сирахова, Евангелия. Вторым источникой дидактической литературы считается греческая философия в форме кратких изречений с ярко выраженной этической направленностью («Мера лучше всего»). Древнерусская учительная литература включала краткие изложения Священного Писания, творений отцов церкви и их толкования применительно к русской жизни, вымышленные диалоги и беседы, проповеди (гомилии), нравоучительные афоризмы, «слова» обличительного содержания (инвективы), оригинальные и переводные повести панегирической и эсхатологической направленности.

Распространению дидактической (учительной) литературы в Древней Руси способствовало принятие христианства в 988 и развитие книжной культуры.

Исследователи выделяют в такого рода литературе сплетенные и подчас слаборазличимые жанровые слои: скриптурный (от лат. scriptura – писание) – выписки из книг Ветхого и Нового заветов; литургический (богослужебный), вероучительный (символы и изложения веры, поучения, полемические сочинения); проповеднический, агиографический (жития, похвальные слова святым и сказания о чудесах).

Поначалу учительную литературу читали только в церквах. «Уставные» или «соборные» чтения заменяли проповедь: духовенство должно было предлагать народу «словеса благочестия» из божественного писания и творений отцов церкви (в отличие от Западной Европы, где в выступлениях проповедников ценились личные импровизации). Канонические нормы Древней Руси не предоставляли кому-либо права составлять новые назидания и произносить их следом за церковными службами. «Соборные чтения», которые велись в киевских монастырях с 11 в., включали в себя именно чтение нравоучительных сборников – житий, похвальных слов, притч.

По степени использования и распространенности в Средние века и ранее Новое время учительная литература занимала второе место, идя сразу за богослужебной. Помимо имеющих самостоятельное значение авторских произведений с морально-назидательной направленностью (Поучения Владимира Мономаха 12 в., Слов, Молений или Посланий Даниила Заточника 13 в., Домостроя Сильвестра 16 в. и др.), значительное распространение и влияние на формирование национального характера и своеобразия духовной культуры имели дидактические сборники 11–17 вв., созданные коллективными или неизвестными авторами.

Их общие черты (помимо анонимности) – теоцентризм, рукописный характер бытования и распространения, традиционность, этикетность, абстрактно-обобщенный характер нравоучений. Даже те из сборников, что были переводными, непременно дополнялись оригинальным русским материалом, отражавшим мировоззрение составителя и заказчиков.

«Поучение Владимира Мономаха»


«Поучение» относится к жанру ораторского искусства – учительного красноречия.
До нас дошли три произведения Владимира Мономаха, вернее, три части, написанные в разное время, но единые по духу. Первая – «Поучение», вторая – автобиография, рассказ о «путях и ловах» (т.е. о походах и охотах), третья – письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу.

Основой всех наставлений являются высказывания Владимира Мономаха: «страх имейте Божий в сердце своем», тогда у человека не будет гордыни; «милостыню подавайте нескудную, это начало всякого добра»; будьте смиренными, послушными, кроткими Богу, «паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме»; научитесь, по Евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, имейте помыслы чистые…»; держать глаза книзу, а душу вверх, страшен враг не внешний, а внутренний, а из врагов наипервейший – лень; молитва на ночь; молитва непрестанная, благодарность Богу за все; не беритесь вершить великий суд, не клянитесь Богом; умейте прощать, не отвечать злом на зло…

«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.
До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.
В Поучениях цитируется 36 и 55 псалом. Также Мономах упоминает следующие города: Берестье, Владимир, Курск, Новгород, Переяславль, Полоцк, Ростов, Смоленск, Стародуб, Сутейск, Туров, Чернигов.
История
«Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377). Оно хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и по чистой случайности не сгорело при московском пожаре 1812 года — как раз в это время она была взята оттуда Карамзиным. Академик Лихачёв называет «Поучение» «своеобразным собранием сочинений» Мономаха и добавляет:
Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом.
С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов.
Произведение содержит более подробные, чем в «Повести временных лет», сведения о событиях 1070-х—1110-х годов, прежде всего касающиеся борьбы с половцами и Всеславом Полоцким, при аналогичной последовательности.

Текст "Поучения"

поучение мономаха, учительная литература07.06.2014, 1056 просмотров.

Кто не делится своими знаниями - подобен свету в кувшине. (амхарская пословица)

Страница

Test all IS

История русской литературы

07 июня 2014 г.
Художественное своеобразие древнерусской литературы. Особенности поэтики.
07 июня 2014 г.
Основные закономерности развития древнерусской литературы.
07 июня 2014 г.
Проблема возникновения и периодизация древнерусской литературы
07 июня 2014 г.
Система жанров древнерусской литературы
07 июня 2014 г.
Переводная литература 11-12 веков
07 июня 2014 г.
Композиция «Повести временных лет». Погодный принцип повествования.
07 июня 2014 г.
«Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав.
07 июня 2014 г.
Летописное время в «Повести временных лет». Философия истории летописца.
07 июня 2014 г.
Торжественная проповедь. Особенности поэтики «Слова о законе и благодати митрополита Илариона».
07 июня 2014 г.
Учительная литература. «Поучение Владимира Мономаха»

Посмотреть все записи