В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало.
А. Писемский

История русской литературы «Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав.

Новости

Новости разные и не очень

«Известия»: владельцев сайтов обяжут указывать свое имя и контактную информацию

Правительство России внесло в Госдуму последнюю версию «антипиратского» законопроекта, согласно которому владельцы сайтов обязаны указывать на них свое имя и контактную информацию, пишет газета «Известия».


В ЮФУ возобновят «филологические вторники»

Михаилу Лермонтову будет посвящен первый «филологический вторник» ЮФУ в этом учебном году. Об этом сообщает пресс-служба университета.


Google запустил проект по сохранению редких языков

Интернет-компания Google создала сайт, который будет хранить необходимую информацию о редких языках, в том числе аудио- и видеозаписи.


Половине из существующих в мире языков грозит полное исчезновение уже к концу XXI века

На самом деле эта ситуация скорее исключение: у половины из 6 000 существующих языков насчитывается менее 10 000 носителей, а у четверти — менее 1 000! На 96% всех языков говорят лишь 3% населения мира, что составляет в среднем 30 000 человек на язык (если исключить 4% самых распространенных языков).


Жидкие люди

Текст «Жидкие люди» из задания ЕГЭ по русскому языку вызвал бурную дискуссию по всей стране. 


RSS

Новости культуры


'; if ((aObj=eval('m_culture')) && (aObj.length>0)){aObj.sort(compareTime);for (j=0;j'+aObj[j].date+' '+aObj[j].time+''+aObj[j].title+'
'+aObj[j].descr+'
';} str+='
Все новости на ' + ya_format_date(update_time_t) + ' >>
'; document.write(str);}; function ya_format_date(timestamp){var d = (new Date(timestamp*1000)).toLocaleTimeString().split(':'); return [d[0], d[1]].join(':').replace(/d{1,2}:d{1,2}(:d{1,2})/, '');}

Свежий порошок

Ржится рожь

Ржится рожь
Овес овсится
Чечевится чечевица
Др*чат, mille pardon, задроты
И енотятся еноты.


42

скажите холмс как вы узнали
что мне принадлежат часы

посредством долгих размышлений
и надпист ватсон помогла 


- лось

Как-то утром норвежские лоси
Повстречали копченых лососей
Ни о чем был их спор,
Но все лоси с тех пор
Лососей на дух не переносят


про квазимодо

у горбуна из нотр дама
нужды нет в писаной торбе
он все свое по жизни носит 
в горбе


грабли pro

в его глазах решимость воля
в его глазах металла блеск
и шаг решительный на грабли
и треск


RSS

Занимательное

Про всякие страшные слова

 Издание «МК Черноземье» предлагает устранить «пробелы» в образовании и узнать определение новомодных словечек.


Капитанская функция языка

Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично, мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать.

Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?»


Необычные слова в немецком

Сложные слова типичны для немецкого языка. Благодаря этому рождаются креативные сочетания, которые трудно перевести. Знакомимся с некоторыми из них.


1

Для языковых перевёртышей типа маршаковского «вагоноуважаемый глубокоуважатый» или «посетителей не будят» вместо «победителей не судят» существует специальный термин — спунеризм. 


RSS

История русской литературы

Делиться, право, не грешно.

«Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав.

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.

Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[3] (1377 год) и других списках[4]. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век))[5]. В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан­ной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Началь­ный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Источники и вставные рассказы
Тексты фольклорного происхождения.:

Рассказ о смерти Олега от коня (под 912 годом). Нет в Н1Л.
Рассказ о мести Ольги древлянам (под 945—946 годами). Лишь несколько слов в Никоновской летописи.
Рассказ о юноше и печенеге, под 992 годом. Нет в Н1Л.
Осада печенегами Белгорода, под 997 годом. Нет в Н1Л.
Документальные источники:

Договор 907 года, текст создан искусственно. Нет в Н1Л.
Договор 912 года. Нет в Н1Л.
Договор 945 года. Нет в Н1Л и в Никоновской летописи.
Договор 971 года. Нет в Н1Л.
Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

852 — Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…».
858 — Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола», но у него дата отсутствует.
866 — Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила.
868 — «Начал царствовать Василий».
869 — «Крещена была вся земля Болгарская».
Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

887 — «Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет». В С1Л пропущено.
902 — Война венгров с болгарами. На самом деле поход был в 893 году.
907 — Поход Олега на Византию.
911 — Явление звезды на западе (кометы Галлея).
913 — «Начал царствовать Константин, сын Леона».
914 — Поход Симеона Болгарского на Царьград. Нет в Н4Л, С1Л.
915 — Взятие Симеоном Адрианополя.
920 — «У греков поставлен царь Роман» (в Н4Л и С1Л полнее).
929 — Поход Симеона на Царьград. Мир с Романом.
934 — Поход венгров на Царьград. Мир.
942 — Симеон разбит хорватами и умер. Князем стал Петр. Известие «Продолжателя Амартола», под 927 годом.
943 — Поход венгров на Царьград. Под 928 годом (1 индикт).
Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

«Хроника Георгия Амартола». Выписки: список народов и рассказ о нравах народов. Нет в Н1Л.
Рассказ о посещении Андреем Первозванным Руси. Нет в Н1Л.
Рассказ о происхождении славянской грамоты (под 898 годом). Нет в Н1Л.
Рассказ об Аполлонии Тианском из Амартола (под 912 годом). Нет в Н1Л.
Рассказ о поездке Ольги в Царьград (под 955 годом).
Похвала Ольге (под 969 годом).
Рассказ о варяге и его сыне (без имён, под 983 годом).
Спор о вере: приход мусульман, евреев и католиков (под 986 годом).
«Речь философа».
Рассказ о походе на Корсунь.
Символ веры, семь соборов и разврашение латинян.
Рассказ о возвращении из Корсуни и крещении киевлян.
Рассказы об убиении Бориса, убиении Глеба, похвала Борису и Глебу.
Похвала книгам под 1037 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассказ о начале Печерского монастыря, под 1051 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассказ о знамениях в настоящем и прошлом, с заимствованиями из Хронографа по великому изложению, под 1065 годом.
Поучение о казнях божиих, под 1068 годом. Нет в Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассуждение о кресте, который помог Всеславу, под 1068 годом.
Рассказ о волхвах и Яне, под 1071 годом, и продолжение рассказа о волхвах.
Рассказ о смерти Феодосия Печерского и черноризцах монастыря, под 1074 годом. Нет в Н4Л.
Рассуждение о смерти Изяслава и о братолюбии, под 1078 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассказ о смерти Ярополка Изяславича, под 1086 годом. Нет в Н1Л, Н4Л.
Рассказ о перенесении мощей Феодосия Печерского, его предсказания и похвала ему, под 1091 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
Поучение о казнях божиих, под 1093 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассказ о набеге половцев на Киев и на монастырь, под 1096 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
Выписка о племенах из Мефодия Патарского и рассказ Гюряты Роговича. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
Рассказ об ослеплении Василька и последующих событиях, под 1097 годом. Нет в Н1Л, Н4Л.
Рассказ о походе на половцев в 1103 году. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:

Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита. Нет в других летописях.
Поход 1111 года на половцев.
Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах. Нет в других летописях.
Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба. Нет в других летописях.

Источник: Википедия

ПВЛ07.06.2014, 657 просмотров.

Кто не делится своими знаниями - подобен свету в кувшине. (амхарская пословица)

Страница

Test all IS

История русской литературы

07 июня 2014 г.
Художественное своеобразие древнерусской литературы. Особенности поэтики.
07 июня 2014 г.
Основные закономерности развития древнерусской литературы.
07 июня 2014 г.
Проблема возникновения и периодизация древнерусской литературы
07 июня 2014 г.
Система жанров древнерусской литературы
07 июня 2014 г.
Переводная литература 11-12 веков
07 июня 2014 г.
Композиция «Повести временных лет». Погодный принцип повествования.
07 июня 2014 г.
«Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав.
07 июня 2014 г.
Летописное время в «Повести временных лет». Философия истории летописца.
07 июня 2014 г.
Торжественная проповедь. Особенности поэтики «Слова о законе и благодати митрополита Илариона».
07 июня 2014 г.
Учительная литература. «Поучение Владимира Мономаха»

Посмотреть все записи