AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Типы общества. Основные черты традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//social-studies/tipy-obshchestva-osnovnye-cherty-traditsionnogo-industrialnogo-i-postindustrialnogo-informatsionnogo-obshchestva/ (дата обращения: 29.04.2024)

Типы общества. Основные черты традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества

Типы общества. Основные черты традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества

Содержание

    Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

    (Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

    В социальной стратификации устанавливаются определённая социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и формируется иерархия из социальных слоев. Таким образом, фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путём установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоёв может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нём по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.)

    Типы общества

    В современном обществознании существуют несколько типологий обществ.

    Тип общества — это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология общества определяется на основе определенных признаков или критериев.

    В соответствии с признаком наличия или отсутствия письменности выделяют общества дописьменные и письменные.

    По критерию развитости социальной структуры и степени дифференциации общества выделяют простые общества, в которых нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых, где общество однородно, и сложные, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти и т.д.

    По степени социальной мобильности выделяют открытые общества, где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения, и закрытые, где данные признаки отсутствуют.

    По социально-экономическим критериям выделяют два подхода к типологии обществ: формационный и цивилизационный.

    Формационный подход появился в XIX в., его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой формационного подхода является понятие «общественно-экономическая формация».

    Общественно-экономическая формация — это стадия в развитии общества с присущим ей способом производства материальных благ. Выделяют пять общественно-экономических формаций:

    1.  первобытная;
    2.  рабовладельческая;
    3.  феодальная;
    4.  капиталистическая;
    5.  коммунистическая (1-я стадия — социализм).

    Переход от стадии к стадии осуществляется через социальную революцию. Несомненными плюсами данного подхода является то, что история человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс, ясно прослеживаются движущие силы и основные этапы этого процесса. Но, в то же время, формационному подходу присущ и целый ряд недостатков. Прежде всего, решающая роль в историческом процессе отводится экономическим факторам, что принижает духовные аспекты исторического развития. Кроме того, формационный подход носит однолинейный характер, так как далеко не все страны прошли все пять формаций (в том числе ряд восточных стран и Россия). Также формационному подходу присущ определенный социальный утопизм — идея о неизбежности эры коммунизма так и осталась нереализованной.

    Основателями цивилизационного подхода являются ученые XIX — XX вв. Н. Данилевский, А. Тойнби и О. Шпенглер. В их представлении, цивилизация — это закрытый мир отдельной культуры, существующий определенный исторический период, около. 1200 лет (древнеегипетская цивилизация, китайская цивилизация, романо-германская цивилизация, российская цивилизация и т.д.).

    В современном обществознании доминирует следующая трактовка: цивилизация — это ступень в развитии общества с присущим ей уровнем материальной и духовной культуры. Американский социолог Д. Белл выделил три типа цивилизаций:

    1. Доиндустриальная цивилизация (традиционное, аграрное общество) — существовало до XIX в.В экономической сфере данное общество характеризуется:
      • значительной зависимостью от природно-климатических факторов;
      • господством традиционного типа экономических процессах, основанных на земледелии и скотоводстве;
      • зависимостью распределения материальных благ от положения личности в социальной иерархии.
      В политической сфере для данного общества характерно преобладание деспотической, авторитарной власти, передающейся по наследству. Власть принадлежит одному (абсолютная монархия) или немногим (аристократическая республика).В социальной сфере данную цивилизацию характеризуют коллективизм, замкнутость социальных групп, малая динамика, полная зависимость личности от прихоти правителя.В духовной сфере для доиндустриальной цивилизации характерно господство традиционной культуры:
      • фиксация устоявшегося социального и политического порядка через мифы, предания, религию;
      • преобладание устной информация над письменной;
      • подавляющая неграмотность населения (социальных «низов»).
      •  
    2. Индустриальная цивилизация (индустриальное, промышленное общество) возникла около 200 лет назад, в XIX в., — в период промышленной революции.В сфере экономики здесь характерно независимость от природы, преобладание индустриального производства, мощные промышленные технологии, господство частной собственности и рыночных отношений.В политической сфере формируются демократия, законность, гражданское общество и правовое государство. Власть не рассматривается личностью как данность, от руководителя требуются доказательства, обоснования лидерства. Ставится проблема легитимности власти и управления.В социальной сфере индустриальное общество демонстрирует большую подвижность, открытость социальных структур, их упрощение. Положение личности зависит не от близости к лидеру, а от собственных заслуг.В духовной сфере данное общество воспроизводит модернизированный (современный) тип сознания. Человек осознает себя как личность и способен противостоять коллективу, высказывать инакомыслие. Личность, закон, свобода, равенство, справедливость становятся идеалами человека новой эпохи. Достигается всеобщая грамотность населения. Человек индустриального общества все больше осознает единство мира, признает идею прогресса.
       
    3. Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) — переход к данному типу цивилизации начался с 1980- — хх гг. Считается, что этот процесс затронул только наиболее развитые индустриальные страны (США и Япония).

    В экономике данного общества происходит тотальное распространение информационных технологий, телекоммуникаций, вычислительной техники; создание и функционирование разветвленной сети различных банков данных; превращение информации в один из важнейших факторов экономического развития. Происходит повышение роли индивидуального интеллектуального труда.Для политической сферы информационного общества характерны свободное движение информации в обществе и возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса».В социальной сфере достигнутая информационная целостность служит определенной основой социальной целостности. Для данной цивилизации характерны быстрое внедрение инноваций и значительная скорость происходящих в обществе изменений.В духовной сфере процессы информатизации требуют нового уровня понимания бытия, мироустройства, роли разума, этики, эстетики. Большое значение придается творческой деятельности человека, развертывается диалог различных идей и учений.Все существующие типологии обществ позволяют ученым понять этапы исторического развития общества, исследовать проблемы его настоящего и заглянуть в будущее. Изучением будущего общества занимается специальная наука — футурология.

    11.02.2016, 47461 просмотр.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.