AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Сенсомоторный интеллект (Ж.Пиаже). — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//semiotika/sensomotornyj-intellekt-zhpiazhe/ (дата обращения: 3.05.2024)

Сенсомоторный интеллект (Ж.Пиаже)

Сенсомоторный интеллект (Ж.Пиаже)

Содержание

    Согласно взглядам Ж. Пиаже, сенсомоторный интеллект — стадия развития интеллекта, возникающая в период до интенсивного овладения речью (от рождения до 2 лет) на основе координации восприятия и движения.

    Ж. Пиаже наметил шесть стадий сенсомоторного развития интеллекта:

    1. 1. упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес);

      2. первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4 — 6 мес);

      3. координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции; впервые намечается дифференцировка цели (изменение во внешнем окружении) и средств для ее достижения (собственное действие): это начало возникновения собственно интеллекта (от 4 — 6 до 8 — 9 мес);

      4. стадия «практического» интеллекта — цель заранее указана ребенку, а средства, выступающие в качестве орудия для ее достижения, заимствуются из прошлого опыта (так, ребенок может взять руку взрослого и двигать ее в направлении интересующего предмета или, схватив палку, достать ею отдаленную игрушку) (от 8 до 11 мес);

      5. третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, которые ребенок находит посредством внешних материальных проб. Ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений, которые привели его к интересному результату; поэтому он их намеренно изменяет, чтобы изучить результаты этих изменений; так открываются новые средства для достижения цели (от 11 — 12 до 18 мес);

      6. новые средства решения задачи ребенок может найти путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к внезапному озарению или инсайту (от 18 до 24 мес).

    Таким образом, одним из критериев интеллекта, согласно Ж. Пиаже, является дифференцировка ребенком цели и средств для ее достижения. Ж. Пиаже считает поэтому, что инсайт, как существенный признак интеллекта (В. Кёлер, К. Бюлер), очень узок, а признак проб и выдвигаемых ребенком гипотез в отношении новых условий действия (Э. Клапаред) слишком широк.

    По своей структуре сенсомоторный интеллект представляет собой систему последовательно связанных схем действия субъекта, которая приводит к определенной логике действия.

    Благодаря сенсомоторному интеллекту у ребенка возникает представление о неизменном (постоянном) объекте, объективном пространстве, времени, причинности; ребенок начинает рассматривать себя в качестве объекта среди других в мире, который существует объективно.

    Для перехода от сенсомоторному интеллекту к мышлению в собственном смысле слова необходима интериоризация схем действия в подвижные, обратимые умственные действия (группировка операций) и межиндивидуальная координация этих операций, обеспечивающая реципрокность точек зрения и соответствие между элементами операции и их результатом.

    В основе сенсомоторного интеллекта лежит стремление ребенка к достижению практически преследуемой цели, а не к постижению и обоснованию истины. Ребенок преимущественно имеет дело с объектами, их перцептивными указателями и моторными сигналами, а не со знаками, символами и схемами, относящимися к объектам. Этот интеллект, как полагает Ж. Пиаже, — явление индивидуальное; здесь не происходит социализации интеллекта, предполагающей использование знаков.

    Критический анализ концепции Ж. Пиаже, проведенный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, показывает несостоятельность подхода к детской психике, рассматривающего развитие согласно схеме взаимодействия «ребенок — предмет». Пиаже, по их мнению, не учитывает того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни — социальное существо, и поэтому развитие его интеллекта происходит по схеме не «ребенок — предмет», а «ребенок — взрослый — предмет» и зависит от общения с окружающими людьми; организация самой предметной деятельности ребенка направляется взрослым.

    22.01.2017, 7487 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.