AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Лексическое и грамматическое значение. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//semantika/leksicheskoe-i-grammaticheskoe-znachenie/ (дата обращения: 5.05.2024)

Лексическое и грамматическое значение

Лексическое и грамматическое значение

Содержание

    Лексическая семантика изучает значение любых слов, включая те, которые традиционно относят к области грамматики, т.е. служебные слова типа союзов или предлогов. Но в языках с развитой морфологией граница между лексическим и грамматическим  значением часто проходит внутри слова, деля его означаемое на 2 части: Лексическое значение - наиболее содержательную его часть, которая относится к ведению лексической семантики, и Грамматическое значение, изучением которого занимается  грамматическая семантика.

    Водораздел между лексическим и грамматическим в значении слова можно приводить по-разному. При этом в любом случае легче очертить границы грамматического значения и затем определить лексическое значение как то, что остается за вычетом из целостного значения слова его грамматической части.

    При одном подходе к определению грамматического значения главной чертой, отличающей его от лексического значения, считается обязательность и регулярность его выражения в языке (яблоко-яблоки; но в других языках этот элемент значения может оказаться лексическим).

    Другой подход к разграничению лексического и грамматического значения связан с противопоставлением между открытыми и закрытыми классами единиц языка.

    Открытый класс: большой, легко может быть увеличен.

    Закрытый класс: сравнительно небольшой, список входящих в него элементов фиксирован.

    При данном подходе лексическим считается значение элементов, входящих в открытые классы, а грамматическим – значение элементов, образующих закрытые классы. Открытые классы образуют корневые морфемы существительных, прилагательных, глаголов, которые и считаются носителями лексического значения. Элементы, образующие закрытые классы и тем самым выражающие грамматическое значение, разнообразны: это и сами лексико-грамматические категории (существительное, прилагательное, глагол), и грамматические категории (род,число и т.д.), и грамматические отношения (субъект, объект и т.п.). Закрытыми классами слов являются служебные части речи – предлоги, союзы, частицы. Закрытый класс образуют и словообразовательные аффиксы, и интонационные конструкции.

    Сравнивая эти 2 подхода, следует признать, что они не изоморфны: если какой-либо элемент смысла выражается обязательно и регулярным способом, то выражающая его единица будет входить в закрытый класс, т.е. все, что относится к сфере грамматического по принципу обязательности и регулярности, будет сочтено таковым и по принципу закрытости класса. Однако обратное в общем случае неверно: единица языка, входящая в закрытый класс, не всегда обладает свойством обязательности и регулярности (суффикс –ик- в слове домиком – показатель уменьшительности и член закрытого класса словообразовательных аффиксов, но это значение не является обязательным для выражения).

    Слова, относящиеся к одной лексико-грамматической категории, имеющие общую основу и различающиеся только грамматическими элементами, принято считать формами одного и того же слова. Таким образом, слово существует в виде набора словоформ, совпадающих по лексическому значению и  различающихся только своими грамматическими значениями. Такое множество словоформ называется лексемой. Так, лексема домик представляет собой множество всех словоформ, составляющих парадигму его склонения.

    Между лексическими и грамматическими значениями существует не только формальное, но и содержательное различие. Проведенное Леонардом Талми исследование показало, что содержание грамматических единиц языка сильно ограничено по сравнению с содержанием лексических единиц. При этом существует два рода ограничений: на категории грамматически выражаемых понятий (во многих языках грамматически выражаются число, время и никогда – форма, цвет) и на члены этих категорий (например, грамматическая категория числа не может выражать таких понятий как «четный», «нечетный», «исчислимый», но эти понятия могут выражаться лексически).

    Типологический анализ грамматических значений показывает, что они отражают не те или иные фрагменты мира (это делают лексические значения), а структуру таких фрагментов с позиции говорящего. Если грамматические показатели в составе языкового выражения предназначены в общем случае для структурирования выражаемого содержания, то природа этой структуры будет по преимуществу относительной, а не абсолютной, приблизительной, а не точной. Абсолютность характеристик,  количественность и точность возможны только в составе лексического значения.

    План содержания лексемы как единицы лексической системы языка включает в себя не только лексическое значение, но и прагматическую и синтаксическую информацию, отражающую требования данной лексемы к ситуативному и языковому контексту.

    Взятые вместе, они составляют то, что можно назвать лексико-семантической информацией. Что же касается переменной грамматической части означаемого слова, составляющей предмет грамматической семантики, то она обычно рассматривается в составе морфологии.

    04.09.2016, 10715 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.