AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Учительная литература. «Поучение Владимира Мономаха». — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/uchitelnaia-literatura-pouchenie-vladimira-monomakha/ (дата обращения: 5.05.2024)

Учительная литература. «Поучение Владимира Мономаха»

Учительная литература. «Поучение Владимира Мономаха»

Содержание

    Дидактическая (учительная) литература – раздел древнерусской письменности 11–17 вв., излагающий в художественной форме философские, религиозные, моральные и квазинаучные знания и идеи.

    Как литературный жанр происходит от ветхозаветной мудрости, хокмических книг (от евр. «хокма» – мудрость; древнейшими учительными книгами считают «книги мудрых Израиля»), Притч Соломона, Премудростей Соломона, Премудростей Иисуса сына Сирахова, Евангелия. Вторым источникой дидактической литературы считается греческая философия в форме кратких изречений с ярко выраженной этической направленностью («Мера лучше всего»). Древнерусская учительная литература включала краткие изложения Священного Писания, творений отцов церкви и их толкования применительно к русской жизни, вымышленные диалоги и беседы, проповеди (гомилии), нравоучительные афоризмы, «слова» обличительного содержания (инвективы), оригинальные и переводные повести панегирической и эсхатологической направленности.

    Распространению дидактической (учительной) литературы в Древней Руси способствовало принятие христианства в 988 и развитие книжной культуры.

    Исследователи выделяют в такого рода литературе сплетенные и подчас слаборазличимые жанровые слои: скриптурный (от лат. scriptura – писание) – выписки из книг Ветхого и Нового заветов; литургический (богослужебный), вероучительный (символы и изложения веры, поучения, полемические сочинения); проповеднический, агиографический (жития, похвальные слова святым и сказания о чудесах).

    Поначалу учительную литературу читали только в церквах. «Уставные» или «соборные» чтения заменяли проповедь: духовенство должно было предлагать народу «словеса благочестия» из божественного писания и творений отцов церкви (в отличие от Западной Европы, где в выступлениях проповедников ценились личные импровизации). Канонические нормы Древней Руси не предоставляли кому-либо права составлять новые назидания и произносить их следом за церковными службами. «Соборные чтения», которые велись в киевских монастырях с 11 в., включали в себя именно чтение нравоучительных сборников – житий, похвальных слов, притч.

    По степени использования и распространенности в Средние века и ранее Новое время учительная литература занимала второе место, идя сразу за богослужебной. Помимо имеющих самостоятельное значение авторских произведений с морально-назидательной направленностью (Поучения Владимира Мономаха 12 в., Слов, Молений или Посланий Даниила Заточника 13 в., Домостроя Сильвестра 16 в. и др.), значительное распространение и влияние на формирование национального характера и своеобразия духовной культуры имели дидактические сборники 11–17 вв., созданные коллективными или неизвестными авторами.

    Их общие черты (помимо анонимности) – теоцентризм, рукописный характер бытования и распространения, традиционность, этикетность, абстрактно-обобщенный характер нравоучений. Даже те из сборников, что были переводными, непременно дополнялись оригинальным русским материалом, отражавшим мировоззрение составителя и заказчиков.

    «Поучение Владимира Мономаха»

    «Поучение» относится к жанру ораторского искусства – учительного красноречия.
    До нас дошли три произведения Владимира Мономаха, вернее, три части, написанные в разное время, но единые по духу. Первая – «Поучение», вторая – автобиография, рассказ о «путях и ловах» (т.е. о походах и охотах), третья – письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу.

    Основой всех наставлений являются высказывания Владимира Мономаха: «страх имейте Божий в сердце своем», тогда у человека не будет гордыни; «милостыню подавайте нескудную, это начало всякого добра»; будьте смиренными, послушными, кроткими Богу, «паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме»; научитесь, по Евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, имейте помыслы чистые…»; держать глаза книзу, а душу вверх, страшен враг не внешний, а внутренний, а из врагов наипервейший – лень; молитва на ночь; молитва непрестанная, благодарность Богу за все; не беритесь вершить великий суд, не клянитесь Богом; умейте прощать, не отвечать злом на зло…

    «Поуче?ние Влади?мира Монома?ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.
    До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.
    В Поучениях цитируется 36 и 55 псалом. Также Мономах упоминает следующие города: Берестье, Владимир, Курск, Новгород, Переяславль, Полоцк, Ростов, Смоленск, Стародуб, Сутейск, Туров, Чернигов.

    История

    «Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377). Оно хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и по чистой случайности не сгорело при московском пожаре 1812 года — как раз в это время она была взята оттуда Карамзиным. Академик Лихачёв называет «Поучение» «своеобразным собранием сочинений» Мономаха и добавляет:
    Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом.
    С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов.
    Произведение содержит более подробные, чем в «Повести временных лет», сведения о событиях 1070-х—1110-х годов, прежде всего касающиеся борьбы с половцами и Всеславом Полоцким, при аналогичной последовательности.

    Текст "Поучения"

    26.02.2016, 12495 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.