AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Особенности организации и структуры современного книжного дела в России. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//195/osobennosti-organizaczii-i-struktury-sovremennogo-knizhnogo-dela-v-rossii/ (дата обращения: 19.04.2024)

Особенности организации и структуры современного книжного дела в России

Особенности организации и структуры современного книжного дела в России

Содержание

    Книжная отрасль постоянно претерпевает динамичные изменения, тесно связанные с социально-экономическими и культурными процессами в стране. По сути, основные процессы в этой отрасли являются индикатором показателей социального и культурного развития общества. Период 2008–2012 гг. стал для отечественного книжного дела периодом осмысления результатов работы книжного сообщества, изучения состояния и динамики развития книгоиздательской отрасли и выработки стратегий по преодолению негативных тенденций, сформировавшихся в результате кризиса 2008–2009 гг.

    Участниками книжного рынка являются издательства, подавляющее большинство которых сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, оптовые книготорговые организации, индивидуальные предприниматели.

    Мониторинг конъюнктуры книжного рынка России постоянно осуществляют Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз, Роспечать; они также оценивают национальный издательский репертуар. По результатам мониторинга ежегодно публикуется «Отраслевой доклад о состоянии, тенденциях и перспективах развития книжного рынка России».

    Итоги деятельности книжной отрасли России за последние пять лет свидетельствуют о крайне непростой ситуации, сложившейся на книжном рынке, о продолжающемся затяжном кризисе. Снижение выпуска книг и брошюр по названиям и тиражам, а также покупательской активности населения приводит к дальнейшему сокращению объема книготоргового оборота в стране.

    Одной из главных инициатив книжного сообщества последнего времени стало предложение о проработке и принятии Федерального закона «О книжном деле». Такой закон комплексно регулировал бы деятельность в издательской сфере и в сфере книжного дела. В нем должны быть регламентированы и юридически закреплены разнообразные направления работы книжного сообщества, связанные с налоговой и таможенной политикой, поддержкой предприятий малого и среднего бизнеса, соблюдением требований стандартов, вопросами авторского права и защиты интеллектуальной собственности и поддержки Национальной программы чтения. Таким образом, будет возможно осуществить государственное регулирование в сфере распространения печатных изданий, всесторонне изучить рынок распространителей и вносить дальнейшие предложения по его развитию и усовершенствованию.

    От эпохи дефицита и культа книги мы подошли к хаотичному изобилию одновременно доступных и дорогих, но уже менее ценимых книг. Духовная, просветительская функция книги востребована сегодня гораздо меньше и часто уходит на второй план. В этот кризисный период условием выживания и дальнейшего развития предприятий книжной отрасли стало получение максимально высоких прибылей от результатов их хозяйственной деятельности. Рост предложения на книжном рынке в эти годы способствовал появлению принципиально нового феномена в книжном бизнесе — книжного «спама», изобилие которого устойчиво сохраняется и сегодня.

    Анализ динамики числа экземпляров выпущенных книг и брошюр в расчете на душу населения показывает, что после своего максимума в 2008 г., составлявшего 5,35 экз. на человека, данный показатель все последующие годы планомерно снижался и к 2012 г. сократился почти на 30% по отношению к уровню 2008 г., составив 3,77 экз. При этом темпы падения неравномерны и имеют тенденции к ускорению. За период с 2008 по 2012 г. средний тираж одной книги сократился на четверть, а средний объем одного экземпляра издания упал примерно на 10,6%.

    Один из аспектов, всегда интересующих специалистов, — это анализ соотношения выпущенных книг и брошюр. В 2009 г., как принято считать «полнокризисном», издатели вполне объяснимо стали выпускать больше брошюр (рост выпуска брошюр по числу названий в сравнении с 2008 г. тогда составил 13,7%, а рост выпуска книг — лишь 1,7%), однако уже в 2010 г. выпуск обоих видов издательской продукции продемонстрировал снижение. В 2011 г. количество наименований выпущенных книг сократилось почти на 2%, а число наименований брошюр увеличилось на 8,3%. Наконец, по итогам 2012 г. оба вида издательской продукции вновь продемонстрировали снижение: число наименований выпущенных книг сократилось на 5%, а число наименований выпущенных брошюр — на 4,4%. В сравнении с предкризисным 2008 г. сегодня в России печатается на 30% меньше книг и на четверть меньше брошюр. В натуральных показателях совокупный тираж брошюр сократился за годы кризиса более чем на 40 млн экз., а совокупный тираж книг за этот же период упал почти на 180 млн экз.

    Крупные игроки доминируют на книжном рынке благодаря диверсификации и предложению широкого набора связанных с книгой медиауслуг, что отличает отечественное книгоиздание.

    В связи с этим одним из путей для развития книжного дела является освоение новых рынков сбыта. Книгоиздатели стали активнее инвестировать средства в аудиокниги. Этому способствовали два фактора. Во-первых, широкомасштабное распространение аудиоформата mp3, существенно снижающего себестоимость товара. Во-вторых, высокая адаптируемость, управляемость аудиокниги к дистрибуции. В настоящее время некоторые издательства, такие как «Альпина Бизнес Букс», «Манн, Иванов и Фербер», один и тот же информационный материал выпускают как на бумажном носителе, так и в формате mp3.

    Продолжалась интеграция книжного бизнеса в медийное пространство, выход операторов книжного рынка на медиарынок, слияние его различных секторов.

    Стремительный перевод книг в электронный формат и рост предложения электронных изданий благодаря появлению универсальных устройств для их чтения активизировал развитие рынка электронных книг. За последние пять лет находятся на этапе своего подъема электронные книгоиздание и книгораспространение. Однако нельзя не отметить, что по объему легальный рынок электронных книг значительно меньше нелегального. По мнению издателей, уровень пиратства в этой области достигает 80%. Именно это приводит к тому, что издатели медленно расширяют ассортимент электронных книг, недостаточно регулируют ценообразование и в итоге теряют позицию дистрибьютора на рынке электронных книг. Между автором и читателем не остается промежуточных звеньев, на смену издателям приходят новые сервисы, которые выполняют роль торговых посредников.

    Крупнейшие сетевые ресурсы, такие как ЛитРес и Аймобилко, активно разрабатывают новые модели распространения электронного контента, сюда входят формирование коллекций, абонементное обслуживание, система скидок. Необходимо отметить, что на развитие рынка электронных книг значительно влияет рост продаж планшетных компьютеров, опережающий продажи ридеров. В силу различных факторов рынок российского электронного книгоиздания по темпам развития не поспевает за мировым рынком.

    По мнению авторитетных специалистов в области индустрии электронных книг, в недалеком будущем научно-технические достижения в вопросах производства информационных продуктов и устройств для чтения станут основой для развития данной индустрии и дальнейшего ее влияния на книжный рынок.

    Рассматривая выход отечественного книгоиздания на мировой книжный рынок, можно сказать, что книжная отрасль слабо интегрирована не только в мировой книжный рынок, но и в европейский. Важнейшая экономическая особенность товарного обращения книжной продукции в Российской Федерации заключается в том, что в силу специфики книжного товара его обращение распространяется, главным образом, на внутренний рынок. Объем импортно-экспортных операций на международном книжном рынке определяется многими факторами, важнейшие из которых — социально-культурные и экономические. Вследствие языковых и национальных барьеров Россия не смогла занять свою нишу на международном книжном рынке и стать полноценным партнером стран Старого и Нового света. В структуре экспорта литературы в основном преобладают изо- и подарочные издания по искусству и учебная литература.

    Основные издательства. В течение 2008–2012 гг. рынок книжных изданий в России последовательно сокращался, что обусловлено как общей экономической ситуацией, так и падением престижа традиционного чтения, растущим интересом подрастающего поколения к медиапродукции, мобильным устройствам, интернет-приложениям и играм, а также высоким уровнем пиратства в Интернете. Эти явления сильно сказались на деятельности издательств и книжной торговли.

    В 2012 г., по данным РКП, в стране действовали около 6 тыс. издательств и издающих организаций. Из них к эффективным издательским структурам, т. е. выпускающим не менее 12 книг в год, относят около 1200. По оценкам экспертов, активно действующих независимых издательств (не являющихся подразделениями образовательных, культурных, религиозных и других организаций), которые и формируют лицо сегодняшнего российского рыночного книгоиздания, насчитывается около 700. Менее 1% из них являются относительно крупными, издающими 500 и более наименований в год.

    Свыше половины розничного товарооборота книжного бизнеса составляют издания нескольких крупных издательских холдингов, прежде всего «Эксмо» совместно с «АСТ», «Олма-пресс» вместе с «Просвещением», издательств группы «Азбука-Аттикус» и некоторых других. Следовательно, можно говорить о том, что концентрация издательского бизнеса достаточно высока.

    Тем не менее, малые издательства и издающие подразделения музеев, библиотек, вузов, зачастую выпускают книги небольшим тиражом и с малым коммерческим потенциалом, но с высокой культурной ценностью, общественной или профессиональной значимостью, обогащающие картину российской издательской деятельности.

    В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации здесь (в основном в Москве и Санкт-Петербурге) издательской предпринимательской активности. Подобное положение тормозит функционирование книжного рынка, сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том числе выпуск книг на языках народов Российской Федерации.

    На фоне общего сокращения объемов выпуска книг в отрасли активно идут процессы централизации, консолидации и объединения ресурсов.

    Самым значимым событием последних лет стало банкротство крупнейшего издательского холдинга России «АСТ» и последовавшая его реструктуризация с покупкой большей части активов издательством «Эксмо». Незадолго до этого владельцы «Эксмо» приобрели ключевых игроков сектора деловых изданий — «Альпину бизнес букс», «Манн, Иванов и Фербер», а также лидера рынка электронных книг «ЛитРес». В результате «Эксмо» стало безоговорочным лидером, занимающим около 20% рынка и работающим практически во всех основных сегментах: художественной, развлекательной, прикладной, детской и деловой литературы, имеющим собственную полиграфическую базу и сеть книжной торговли, включающей несколько сотен магазинов «Новый книжный» и «Буквоед».

    Одним из наиболее заметных событий в издательском деле в указанный период стал переход последнего крупного государственного издательства «Просвещение», в течение 70 лет являвшегося главным издателем школьных учебников СССР и России, под контроль еще одного из лидеров рынка, «Олма Медиа Групп». Это позволило владельцам «Олмы» стать безусловным игроком № 2 на российском рынке в целом.

    В эти же годы крупным инвестором были консолидированы известные издательства художественной и детской литературы «Азбука», «Иностранка», «КоЛибри» и «Махаон», на основе которых был создан холдинг «Азбука-Аттикус», также входящий в пятерку лидеров рынка.

    Лидеры издательского бизнеса имеют собственную полиграфическую базу, в том числе за рубежом (Украина, Беларусь, Китай). В условиях общего падения рынка крупные издательства вынуждены развивать смежные с книгоиздательскими направления (выпуск комбинированных медиапродуктов, канцелярских товаров, плакатов, стикеров, паззлов, игр и т. п). Многие крупные издатели активно сотрудничают с государственными и общественными структурами в попытках привить и поддержать интерес к чтению (например, «Национальная программа поддержки и развития чтения»), а также участвуют в подготовке и поддержке принятия законов, благоприятствующих книгоизданию (в первую очередь, направленных на борьбу с пиратством).

    Следует отметить, что в результате кризиса даже «Эксмо», включая «АСТ», входит только в третий десяток мирового книгоиздательского рейтинга, а весь объем российского книжного рынка меньше, чем продажи любой компании из Топ-10 «Global Ranking of the Publishing Industry».

    В отрасли активно развивался процесс аутсорсинга, т. е. выполнения отдельных работ или подготовки проектов целиком «под ключ» внештатными сотрудниками, при этом редакторов, переводчиков, корректоров и верстальщиков ищут в других городах и даже странах, чему способствует стремительное развитие интернет-коммуникаций. В то же время продолжался «исход» квалифицированных специалистов в другие, более перспективные секторы экономики с высокими зарплатами.

    Продолжающееся в этот период развитие репродуцирующей техники и технологий, в частности, удешевление печати по требованию (Print on demand), повсеместный переход типографий на работу с электронными файлами вместо бумажных макетов и фотоформ, доступность сканирующего и копирующего оборудования, свободный доступ к Интернету, с одной стороны, дают издательствам новые возможности (ускорение и упрощение издательских процессов, расширение круга потенциальных партнеров, снижение себестоимости), с другой — несут в себе серьезные вызовы для отрасли (отток авторов и части покупателей в Интернет, пиратство и др.).

    Широко распространенными явлениями в эти годы стали продвижение книг в социальных сетях, в том числе блогах авторов, продажи в собственных интернет-магазинах издательств и через основных онлайн-игроков (например, ozon.ru, Лабиринт), выпуск электронных и аудиоверсий книг.

    С другой стороны, любой кризис имеет и положительные стороны. Одновременно со сжатием рынка происходит его очищение: до кризиса достаточно агрессивная издательская политика многих крупных издательств в стиле «наша сбытовая система продаст все, особенно под звучным названием и в красивой обложке» приводила к раздуванию рынка при снижении качества и вале «макулатуры». На падающем же рынке можно отметить стремление части издательств найти свою нишу, создать вокруг себя целевую аудиторию и работать именно с ней, практикуя более профессиональный подход к созданию книг, поиск и разработку интересных именно этой аудитории проектов.

    Например, в расчете на образованного взыскательного читателя стали активнее издаваться книги научно-популярного характера (как переиздания, так и новые отечественные и переводные), часто с одновременным выходом электронных и аудио-версий («Альпина», «Бином», «Манн, Иванов и Фербер» и др.). В то же время опережающими темпами росло издание религиозной литературы для традиционных конфессий. Увеличился выпуск развивающей литературы для детей. Сформировался сектор новой качественной детской и подростковой литературы — книгу с хорошими иллюстрациями в Интернете читать неинтересно, ребенок должен ее держать в руках, поэтому многие издательства именно в эти годы активно развивают данное направление («Рипол-классик»), появились молодые активные детские издательства («Компас Гид», «Клевер», «Поляндрия», «Розовый жираф», «Фордевинд» и др.), быстро завоевавшие признание аудитории. Некоторые специализированные издательства («Лань», «ГЭОТАР-Медиа», «Альпина») в расчете на вузовские и корпоративные продажи создали и успешно развивают электронные библиотечные системы, иногда выступая в роли агрегаторов контента, то есть представляя в ЭБС книги других издательств на основании специальных договоров и материалы, не защищенные авторским правом.

    Таким образом, издатели, читатели, библиотеки и книжный рынок в целом на фоне изменения и ухудшения внешних условий для ведения бизнеса перешли к новой странице в истории развития книгоиздания — времени «всеобщей мобилизации» и свободного доступа к Интернету, доступности и скорости получения электронных копий книг, как законных, так и пиратских, времени переизбытка информации, становления электронных библиотечных систем и появления «облачных» библиотек. Нет сомнения, что книга останется с человеком, встает лишь вопрос, сколько людей будет читать книги, в какой форме и ответы на какие вопросы будут интересовать читателей нового времени.

    31.05.2020, 1442 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.