AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Проблемы типологии библиотек. Современные подходы к типологизации библиотек. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//194/problemy-tipologii-bibliotek-sovremennye-podxody-k-tipologizaczii-bibliotek/ (дата обращения: 29.03.2024)

Проблемы типологии библиотек. Современные подходы к типологизации библиотек

Проблемы типологии библиотек. Современные подходы к типологизации библиотек

Содержание

    В библиотековедении при решении многих задач часто используются два родственных метода — классификация и типология. Слово классификация (classic — лат.) переводится буквально "разряд"; "typos" — греческого происхождения, переводится как "образец", "модель" для группы предметов (объектов). Границы (различия) между классификацией и типологией в значительной мере условны и применение той или иной из них в определенных областях знания в большей мере зависит от исторических традиций. Тем не менее под классификацией принято понимать группировку изучаемых объектов исходя из количественных признаков, под типологией — группировку объектов по качественным признакам.

    Признаки типологизации библиотек

    История вопроса свидетельствует, что авторами разных вариантов типологии библиотек в качестве исходного избирались разные признаки. В целом многообразие библиотек позволяет выделить несколько их важнейших параметров, создающих определенные группы библиотек:

    1. 1) назначение библиотеки (информационные потребности какого характера она призвана удовлетворять);
    2. 2) содержание фондов (универсальность или профилированность по отраслям, темам и др.);
    3. 3) порядок учреждения и форма собственности (ведомственная принадлежность);
    4. 4) категории обслуживаемых пользователей (контингент пользователей);
    5. 5) территориальное размещение (на территории городского или сельского поседения);
    6. 6) производственное размещение (в структуру какого производства входит библиотека);
    7. 7) статус регионального влияния (место в системе библиотечных учреждений региона);
    8. 8) статус научности (место библиотеки в системе научных учреждений)

    Виды библиотек

    В библиотековедении в качестве основного, главного признака деления принято считать социальное назначение библиотеки, в соответствии с которым все библиотеки подразделяются на общественные и личные.

    Общественные библиотеки предназначаются для общественного пользования, удовлетворения потребностей читателей в знаниях и информации. Основным принципом их деятельности является принцип общедоступности для всех групп и категорий населения. Такие библиотеки в Федеральном законе «О библиотечном деле» (1994) названы общедоступными библиотеками, а пользование ими является бесплатным.

    Среди библиотек общественного пользования существует большое разнообразие библиотек, отличающихся друг от друга по ведомственному и территориальному признакам, по составу фондов, по категориям и группам читателей, по формам библиотечного обслуживания и др. Их разделение на типы и виды и составляет задачу библиотечной типологии.

    Личные (домашние) библиотеки принадлежат ее владельцу, и ими могут пользоваться члены семьи, родственники, коллеги, друзья и т. п. Иногда домашние библиотеки передаются в дар общественной библиотеке и становятся частью ее фондов. Личную библиотеку не следует смешивать с названными в законе «О библиотечном деле» частными библиотеками.

    Частная библиотека принадлежит владельцу, который использует ее для библиотечного обслуживания населения (обычно на платной основе). Это в полной мере относится и к электронным библиотекам.

    В библиотековедении ведутся дискуссии, какой признак деления считать основным, ведущим для общественных библиотек. Предлагается их деление по социальному назначению библиотеки, по характеру информационных потребностей пользователей, по составу фондов и т. д. Наиболее общепринятым является деление общественных библиотек на универсальные и отраслевые (специальные). В многомерной типологии учитываются также дополнительные признаки, на основе которых и строятся иерархические типологические схемы.

    Основным типологическим признаком универсальных библиотек является библиотечный фонд по всем отраслям знания, включающий все разнообразие документов (книги, периодические издания, рукописи, электронные документы и т. д.). В связи с этим универсальные библиотеки предназначены для всех категорий и групп населения.

    Отраслевые (специальные) библиотеки располагают фондами документов по одной или нескольким смежным отраслям знания. Их фонды содержат, наряду с указанными выше, специальные виды документов: стандарты, патенты и т. д. Отраслевые библиотеки предназначены для специалистов той или иной отрасли науки, производства, культуры.

    Универсальные библиотеки подразделяются на универсальные научные (УНБ) и публичные (массовые) библиотеки. Их основным типологическим признаком является характер информационных потребностей читателей. УНБ предназначены, в первую очередь, для удовлетворения профессиональных потребностей. Публичные библиотеки — для удовлетворения общеобразовательных и общекультурных запросов широких слоев населения.

    Следует заметить, что такое деление во многом является условным, так как УНБ с их универсальным фондом удовлетворяет и непрофессиональные интересы и запросы. Публичные библиотеки, особенно там, где отсутствуют отраслевые (специальные) библиотеки, .удовлетворяют и профессиональные потребности специалистов сельского хозяйства, медиков, учителей и других специалистов, используя в этих целях наряду со своими фондами фонды других библиотек.

    Универсальные научные библиотеки подразделяются по ведомственной принадлежности: государственные и ведомственные. Среди них ведущее место занимают государственные универсальные научные библиотеки, учредителями которых являются федеральные и региональные органы государственной власти. В ведении федеральных органов государственной власти находятся национальные библиотеки Российской Федерации. ГОСТ 7.0.-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» определяет национальную библиотеку как библиотеку, которая в рамках национальной (государственной) библиотечно-информационной системы выполняет особые функции: получение обязательного экземпляра документальной продукции страны, ее каталогизация и обеспечение сохранности, оказание централизованных информационно-библиотечных услуг читателям, обеспечение сохранности и пропаганда национального культурного наследия, проведение государственной политики в области информационной культуры, руководство национальными кампаниями по пропаганде книги и чтения и участие в международных программах и проектах.

    На федеральном уровне функционирует также ряд федеральных отраслевых научных библиотек, о которых речь пойдет ниже. Наряду с федеральными, существуют региональные УНБ (областные, краевые, крупные городские библиотеки, национальные библиотеки республик в составе РФ). Типологическими особенностями региональных УНБ, кроме их универсального библиотечного фонда, являются формирование и пропаганда краеведческого и/или национального библиотечного фонда, в том числе литературы на языках национальностей, населяющих регион. Региональные библиотеки являются центральными библиотеками в регионе, осуществляющими методическое обеспечение деятельности муниципальных библиотек территории.

    Среди универсальных научных библиотек выделяются также центральные библиотеки Российской академии наук (РАН), Сибирского отделения Академии наук (ГПНТБ СО РАН), Центральные научные библиотеки Уральского и Дальневосточного отделений РАН. Центральные библиотеки РАН осуществляют методическое и информационное обеспечение деятельности академических научных библиотек. Фонды академических библиотек доступны не только ученым РАН, но и ученым других научных учреждений и организаций в читальных залах академических библиотек, а также через МБА, предоставляющий библиотекам литературу из фондов других библиотек во временное пользование и через центры электронной доставки документов.

    К универсальным научным библиотекам относятся также библиотеки федеральных университетов и зональные университетские библиотеки, осуществляющие координацию деятельности библиотек высших учебных заведений в регионе. Библиотеки государственных и зональных университетов обладают универсальными библиотечными фондами на традиционных и электронных носителях, обслуживают научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов своего вуза, а также через системы удаленного доступа (МБА, электронную почту и т. п.) и научных сотрудников, аспирантов, студентов-дипломников других вузов.

    Другой тип универсальных библиотек — это публичные (общедоступные) библиотеки, предназначенные для удовлетворения потребностей широких кругов населения. «Манифест о публичной библиотеке ЮНЕСКО/ИФЛА» (1994) определяет публичную библиотеку как информационный центр для обслуживаемого района, обеспечивающий пользователям оперативный доступ к информации.

    Более развернуто типологические особенности публичной библиотеки отражает «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки». В нем подчеркивается, что публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре. Благодаря своей доступности, библиотека способствует устранению информационного неравенства, созданию условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранению демократических ценностей и всеобщих гражданских прав.

    В советские годы общедоступная библиотека получила название «массовая библиотека», т. е. библиотека, предназначенная для широких масс населения, обладающая универсальным фондом для массового читателя.

    За рубежом такие библиотеки традиционно называются «публичными библиотеками». В постсоветские годы последнее название заменило понятие «массовая библиотека». В отечественном библиотековедении ведутся дискуссии о правомерности замены понятий «массовая библиотека» на «публичная библиотека». По мнению некоторых авторов, понятие «массовая библиотека» более точно отражает типологические черты этих библиотек.

    Понятие «публичная» означает «общедоступная библиотека», но общедоступными могут быть и универсальные научные библиотеки, что иногда и присутствует в их названии (например, Государственная публичная научно-техническая библиотека). Государственный терминологический стандарт рекомендует использовать термин «публичная библиотека», т. е. общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения.

    Основным видовым признаком публичных библиотек является признак их принадлежности. Подавляющее большинство публичных библи­ отек принадлежит государственным (муниципальным) органам власти. Они разделяются на виды по территориальному признаку: городские, районные, межпоселенческие, поселковые, сельские. Видом муниципальных библиотек являются также централизованные библиотечные системы (ЦБС), состоящие из центральной библиотеки и филиалов.

    Существуют и другие виды муниципальных публичных библиотек. По читательскому назначению выделяются библиотеки семейного чтения, предназначенные для комплексного удовлетворения читательских интересов семьи. По составу фондов — мемориальные библиотеки, посвященные жизни и деятельности видного общественного деятеля, ученого, писателя и т. п. (чаще всего местного уроженца) и носящего его имя в своем названии; краеведческие библиотеки, формирующие фонды документов о данной территории, ее истории, достопримечательностях и т. п. По социальным функциям — так называемые «гибридные» библиотеки, объединяющие функции библиотеки и другого учреждения (библиотека-музей, библиотека-клуб, библиотека-театр и т. д., и т. п.), входящего в структуру муниципальной библиотеки. В последние годы появились библиотеки — интеллект-центры, позиционируемые как многофункциональные комплексы, создаваемые на базе современной телекоммуникационной техники, выполняющие роль культурных, информационных и просветительских центров по формированию особой интеллектуально-эмоциональной среды, привлекательной для молодежи.

    Важным типологическим признаком публичной библиотеки являются категории и группы читателей, для обслуживания которых они предназначены. По читательским категориям публичные библиотеки подразделяются на библиотеки для взрослых, юношества, детей, для специальных групп населения.

    Детские и юношеские библиотеки выделяются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Из библиотек для специальных групп населения следует выделить библиотеки для слепых, сеть которых организована на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (отделы литературы для слепых с брайлевским шрифтом в общедоступных муниципальных библиотеках).

    Наряду с государственными (муниципальными) библиотеками, выделяются по принадлежности и публичные библиотеки общественных формирований. Среди них ведущее место занимают профсоюзные библиотеки. Их типологические особенности — универсальный библиотечный фонд, обслуживание читателей, как по месту жительства, так и по месту работы. В последнем случае профсоюзная библиотека доступна только тем, кто работает на предприятии. Публичные и профсоюзные библиотеки в городах и на селе составляют единую сеть библиотечного обслуживания населения. Профсоюзные библиотеки на предприятиях координируют свою деятельность с научно-техническими библиотеками.

    Существуют также ведомственные публичные библиотеки. Их типологические особенности — универсальный библиотечный фонд и обслуживание определенного контингента читателей (библиотеки для военнослужащих в воинских частях, библиотеки в больницах — для больных, библиотеки в тюрьмах — для заключенных, в домах отдыха — для отдыхающих и т. п.). Особенностью этих библиотек является ограничение их доступности только для своего контингента читателей. Следует заметить, что параллельно с этими общедоступными библиотеками действуют и отраслевые библиотеки для специалистов (военные, медицинские, технические и т. д.).

    Наряду с универсальными библиотеками другую крупную группу библиотек составляют отраслевые (специальные) библиотеки. Они включают отраслевые профессиональные библиотеки для науки, управления, материального производства, образования, культуры. По принадлежности эти библиотеки могут быть как государственными, так и принадлежащими ведомствам и общественным формированиям.

    Среди отраслевых библиотек выделяются отраслевые научные библиотеки, удовлетворяющие информационные потребности научных учреждений и отдельных лиц, связанных с исследовательской деятельностью на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата.

    Фонд научных библиотек формируется документами по профилю научной деятельности того научного учреждения, которому она принадлежит, и документами по смежным отраслям знания. Научные библиотеки могут принадлежать как государственным ведомствам (министерствам), так и общественным структурам, из которых самой крупной является сеть научных библиотек Российской академии наук и отраслевых академий. Правила пользования научной библиотекой определяются ее учредителем. Обычно ею могут пользоваться лишь лица, работающие в данном научно-исследовательском институте. Иногда учредитель разрешает использование фондов научной библиотеки и «посторонним» читателям. Обычно они получают литературу из фондов отраслевой научной библиотеки через систему удаленного доступа (МБА, электронная почта, Интернет и т. п.).

    Следующую группу составляют библиотеки, обслуживающие различные направления профессиональной деятельности, т. е. библиотеки для различных категорий и групп специалистов: инженеров, агрономов, медиков и педагогов, юристов и т. д. В этой группе наиболее распространенным подвидом являются научно-технические библиотеки (НТВ) предприятий и проектных организаций. НТВ могут быть как самостоятельными библиотеками, так и структурными подразделениями предприятий, в том числе и в составе органов НТИ. НТВ обслуживают не только инженерно-технических специалистов, но и рабочих массовых профессий, координируя свою деятельность с профсоюзной библиотекой предприятия. Сеть научно-технических библиотек возглавляет ГПНТБ России.

    Сельскохозяйственные библиотеки. Сеть отраслевых сельскохозяйственных библиотек возглавляет Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ РАСХН). В нее входят библиотеки сельскохозяйственных НИИ, опытных станций, сельскохозяйственных вузов и средних профессиональных учебных заведений. Состав фондов этих библиотек зависит от профиля учреждения, при котором они функционируют. Информационные потребности специалистов сельского хозяйства на муниципальном уровне обеспечивают районные и сельские библиотеки, используя для этого не только свои фонды, но и фонды универсальных научных и специальных сельскохозяйственных библиотек с помощью системы удаленного доступа.

    Медицинские библиотеки обеспечивают удовлетворение информационных потребностей специалистов медицинского профиля. Их фонды содержат специальную литературу по медицине и смежным наукам. Сеть медицинских библиотек возглавляет Центральная научная медицинская библиотека (ЦНМБ). В нее входят областные научные медицинские библиотеки, библиотеки высших и средних учебных медицинских заведений, библиотеки НИИ, лечебно-профилактических учреждений. Пользование научными медицинскими библиотеками ограничено специалистами в области медицины. Массовый читатель может пользоваться популярной медицинской литературой в публичных библиотеках.

    Педагогические библиотеки осуществляют библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание педагогов и студентов педагогических учебных заведений. Сеть педагогических библиотек возглавляет Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского Российской академии образования (ГНПБ). В ее сеть входят библиотеки НИИ педагогики, педагогических вузов и колледжей, институтов усовершенствования учителей, городских и районных методических кабинетов. Частично удовлетворение информационных потребностей учителей обеспечивают универсальные научные, публичные и школьные библиотеки.

    Отраслевые библиотеки в сфере культуры и искусства. Их основными типологическими характеристиками является отраслевой библиотечный фонд и читатели-специалисты данной отрасли культуры или искусства. По своей принадлежности эти библиотеки могут быть государственными (федеральными и региональными), ведомственными и принадлежащими отдельному учреждению культуры или искусства. Из наиболее распространенных можно назвать театральные и музыкальные библиотеки. Музыкальные библиотеки удовлетворяют потребности специалистов в музыкальной литературе, обслуживают творческие коллективы, театры, филармонии, консерватории. Основу их фондов составляют фонды нотных изданий.

    Театральные библиотеки также являются библиотеками разной ведомственной принадлежности: органов управления культурой, творческих союзов театров, филармоний, театральных учебных заведений и т. п. Эти библиотеки могут быть объединены в театрально-музыкальные. Их сеть возглавляет Российская государственная библиотека искусств (РГБИ).

    Отдельный тип отраслевых библиотек составляют учебные библиотеки, профилированные как по отраслевым направлениям образования, так и по статусу учебных заведений, при которых эти библиотеки функционируют.

    Наряду с универсальными научными библиотеками университетов, типологические особенности которых уже рассмотрены, в группу учебных библиотек входят библиотеки различных высших учебных заведений (университетов, академий, институтов), предназначенные для обеспечения научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы вуза и обслуживающие профессорско-преподавательский состав, аспирантов и студентов. Фонды вузовских библиотек формируются в соответствии с профилем факультетов и специальностями, по которым вуз готовит специалистов. В крупных вузовских библиотеках выделяются фундаментальная библиотека с научной литературой по профилю вуза, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов-дипломников, и учебная библиотека, обеспечивающая студентов учебной литературой.

    К учебным библиотекам относятся также библиотеки средних специальных учебных заведений и библиотеки общеобразовательных школ. Эти библиотеки обладают типологическими особенностями как специальных педагогических библиотек, поскольку обслуживают не только учащихся, но и педагогов, так и детских и юношеских по возрастным категориям читателей. Основное типологическое отличие публичных библиотек для детей и юношества от учебных и школьных библиотек заключается в том, что библиотеки учебных заведений ориентированы, прежде всего, на удовлетворение профессиональных, учебных потребностей учащихся, а публичные библиотеки ориентируются на удовлетворении непрофессиональных интересов и потребностей детей и юношества.

    Наряду с отраслевыми научными библиотеками в типологическую схему библиотек входят многие виды специальных библиотек, сформированные по какому-либо иному типологическому признаку (как правило, по нескольким признакам одновременно):

    • по языковому признаку выделяются библиотеки разной административной подчиненности и составу фондов: библиотеки иностранной литературы (Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы — ВГБИЛ), библиотеки зарубежных информационных центров в России, библиотеки литературы на национальных языках, как ближнего зарубежья, так и России;
    • по вероисповеданиям — православные, мусульманские, католические, буддийские и др.;
    • по видам документов', патентно-технические, нотные, литература брайлевского шрифта для слепых, библиотеки периодики, библиотеки электронных документов и др.

    Таким образом, типологическая схема библиотек включает большое разнообразие типов, и видов, в которой каждая отдельная библиотека характеризуется рядом типологических признаков, позволяющих типизировать ее в общем массиве библиотек.

    Проблемы типологии библиотек

    Если понятие классификация предполагает разделение библиотек по какому-либо одному признаку, то понятие типология означает их группировку по нескольким признакам сразу.

    Под типологией библиотек понимается метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы. Процесс разделения — типологизация, его результат — типология. Необходимость типологизации возникает в связи с потребностью либо в упорядоченном описании множеств весьма неоднородных библиотек, либо в изучении каких-либо закономерностей на основе анализа таких множеств. В процессе типологизации на основе содержательного анализа изучаемых библиотек выявляется их сходство и различие, выбираются надежные способы идентификации. В качестве основных единиц типологии библиотек выступают понятия "тип" и "вид", означающие образец, модель, разновидность, которым соответствуют группы библиотек, обладающих определенными признаками. При этом библиотеки, сгруппированные по ведущему (основному) типологическому признаку, называют типами, а процесс дальнейшей детализации определяет виды и подвиды.

    Библиотечная теория ни в нашей стране, ни за рубежом не выработала еще научной типологии библиотек. Зарубежные библиотековеды сталкиваются с теми же проблемами, что и отечественные. Их классификации далеко не совпадают, существует терминологическая путаница. Но все же большинство ученых выделяют следующие разновидности библиотек: национальные, публичные, учебные, академические, специальные. Например, ЮНЕСКО предложена такая классификация:

    1. Национальные библиотеки.
    2. Библиотеки высших учебных заведений.
    3. Другие крупные и крупнейшие универсальные общедоступные библиотеки.
    4. Учебные библиотеки.
    5. Специальные библиотеки (библиотеки НИИ, общественных организаций, ведомственные, профсоюзов, музеев и др.).
    6. Массовые общедоступные (или народные) библиотеки.

    Как видим, здесь фиксируются сложившиеся разновидности библиотек, отсутствует единое основание для научной типологии.

    Наибольший интерес представляют поиски, предпринимаемые в этом направлении отечественными специалистами. Известно, что типология библиотек отражает процесс развития библиотечного дела, появление и рост новых библиотек, усложнение их функций. В 1920-е гг. большинство библиотековедов выделяли три типа библиотек: массовые, научные, школьные. В 1930-е гг. против разделения библиотек на массовые и научные выступил М.А. Потапов. Он полагал, что такое деление дает основание противопоставлять научные библиотеки массовым, считать, что первые предназначены только ученым, а вторые — для масс. Поэтому он делил библиотеки на два типа: универсальные и специальные, беря за основу состав книжных фондов. В 1940-е гг. И.М. Фрумин возвращается к делению библиотек на массовые и научные. За основу группировки он принимает характер читательских запросов: общеобразовательные, научно-исследовательские, производственные и учебные. В 1950—1960-е гг. О.С. Чубарьян дифференцировал библиотеки по читательскому назначению, выделяя два основных типа: первый — массовые, второй — научные и специальные. Но понимая, что указанного признака для характеристики всего многообразия библиотек недостаточно, он предложил дополнить его другими, вторичными признаками, отражающими, в частности, территориальную и ведомственную принадлежность библиотек.

    В 1970—1990-е гг. на страницах сборника "Научные и технические библиотеки СССР" проблеме типологии библиотек была посвящена специальная дискуссия, в ходе которой выдвигались различные типологические концепции. Одними авторами библиотеки подразделялись на массовые и научные, другими — на общие и специальные, третьими — на универсальные и специальные, публичные и ведомственные, научные и детские. Общим недостатком выдвигавшихся типологических концепций является то, что классификация создавалась для всех разновидностей библиотек без единого логического основания. Поэтому исследователи не смогли прийти к единому мнению о том, какие признаки библиотек являются главными, какие — дополнительными.

    Рассмотрим подробнее наиболее оригинальные подходы к типологии библиотек, предложенные М.И. Акилиной и Е.Т. Селиверстовой. Концепция М.И. Акилиной состоит в том, что невозможно построить единую иерархическую классификацию библиотек из-за множества классификационных признаков, являющихся, по ее мнению, одинаково значимыми. Она классифицирует библиотеки по равнозначным трем признакам (параллельная классификация): документ, потребитель, информационные потребности. Каждая конкретная библиотека одновременно относится к разным типологическим группам, в зависимости от основания (указанных признаков) деления. Такой подход позволяет автору типологизировать библиотеки путем последовательного их деления по отдельным признакам. В результате вместо иерархических классификаций, предполагающих выделение одного главного признака, образуются параллельные типологические ряды, каждый из которых соответствует определенному признаку.

    Е.Т. Селиверстова в зависимости от состава фондов разделила библиотеки на отраслевые, многоотраслевые и универсальные. Далее она ориентировала построение библиотечной системы в первую очередь на документные потребности: общие, особенные и единичные. Общие — удовлетворяют универсальные библиотеки, особенные — специализированные. В зависимости от характера потребностей, обусловленных родом деятельности (видом занятий), выделены библиотеки учебные, специальные, публичные; в каждом из этих трех типов — массовые библиотеки (школьные, техникумов, предприятий, сельские, городские, профсоюзные) и научные (областные, вузовские, специальные, центральные). Таким образом, Е.Т. Селиверстова предложила усложненную, оторванную от современной практики, многоуровневую классификационную схему, состоящую из разрядов, классов, типов и видов библиотек.

    В 1994 г. научные сотрудники Российской государственной библиотеки А.В. Гришин и А.М. Ушакова предложили принять за основу классификации мотивацию обращения читателя в библиотеку, что, по их мнению, является проявлением главного направления потребности в информации. В соответствии с этим они выделили два основных класса библиотек — публичные и специальные, которые разделили на подклассы на основании характеристики читательского спроса. По данному признаку публичные библиотеки разделены авторами на публичные научные и массовые. Первые ориентируются на удовлетворение запросов повышенного уровня, вторые — стандартизованных запросов. Тот же подход применен и к делению специальных библиотек: повышенные читательские запросы удовлетворяются научными библиотеками; стандартизованные запросы производственного характера — производственными библиотеками; учебного — учебными библиотеками. Оценивая подход А.В. Гришина и А.М. Ушаковой, следует выделить три момента. Во-первых, классификация проведена ими по признаку читательских потребностей, во-вторых, авторы не определили, что же собой представляют повышенные и стандартизованные запросы, наконец, выделение класса публичных библиотек некорректно, поскольку таковые имеются и в классе специальных библиотек.

    Библиотеки характеризуются многообразием четко различающихся признаков. Поэтому для научного подхода к типологии необходимо сначала систематизировать сами признаки. Библиотеки отличаются друг от друга по целевому назначению, контингенту пользователей, тематическому и видовому составу, объему фондов, принадлежности, масштабу деятельности, юридической самостоятельности, степени доступности и др. По каждому из этих признаков можно выделить ряд типов, видов, подвидов библиотек. При этом одна и та же библиотека может быть охарактеризована несколькими признаками, т. е. займет свое место одновременно в разных классификациях.

    Образование типов библиотек происходит не столько формально-логическим путем, сколько путем содержательным. Из множества неравноценных по своему значению признаков необходимо выделить первичный, способный отразить сущность библиотеки как социального института. Такому требованию больше всего отвечает общественное, социальное назначение библиотеки. Этот признак определяет необходимость функционального подхода к типологизации библиотек, позволяющего выявить устойчивую содержательную характеристику библиотек и различать их прежде всего по функции, т. е. характеру, содержанию, направленности деятельности, что, в свою очередь, определяется характером удовлетворяемых информационных потребностей. Их особенности обусловлены процессами дифференциации и интеграции, охватывающими все сферы общественной жизни. С одной стороны, происходит дальнейшее дробление функций и структуры производства, науки, образования, углубление их специализации, что усиливает дифференциацию профессий и специальностей. Эта тенденция объективно формирует потребности в узких областях знаний. В структуре информационных потребностей все более доминируют запросы узкоотраслевого (узкопредметного) типа. С другой стороны, по мере развития общества усиливаются интеграционные процессы, которым необходимы "комплексные" специалисты, синтезирующие разнообразные научные знания.

    Сочетание в информационных потребностях современного специалиста комплексной и специальной тематики правомерно связывает типологию библиотек с интеграцией и дифференциацией, чему соответствуют два типа библиотек: универсальные и специальные. Можно согласиться с Н.И. Тюлиной и в третий тип выделить национальные библиотеки ввиду их особой социальной значимости и роли в библиотечной системе страны. Дальнейшее видовое деление является единым для всех типов библиотек. Оно конкретизирует их основное функциональное назначение и определяется тремя группами факторов: формальными, содержательными и системными. Формальные признаки независимо от конкретных условий функционирования уже при открытии библиотеки определяют достаточно четкий круг функций, обусловленных ее деятельностью в рамках конкретного ведомства, организации, территории. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти любого уровня, местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности в Федеральном законе о библиотечном деле выделяются следующие основные виды библиотек: государственные (федеральные, региональные, министерств и ведомств); муниципальные (городские, районные, сельские); библиотеки научных, образовательных и специальных учебных учреждений, библиотеки предприятий, организаций, учреждений; библиотеки общественных объединений; частные библиотеки.

    Содержательные признаки конкретизируют функциональное назначение библиотеки по существу, с учетом местных условий, т. е. уточняют функции каждой библиотеки по удовлетворению ее фондами информационных потребностей конкретного направления, определенной читательской группы. Сегодня для библиотек характерна тенденция углубления специализации: универсальные библиотеки выделяют приоритетные группы, специальные — по составу фондов. Системные признаки дополняют видовую характеристику библиотеки для уточнения ее роли и места в системе библиотек. На основании этого признака формируются центральные отраслевые и территориальные (разного уровня), депозитарии, опорные, головные, филиалы, передвижки, библиотечные пункты.

    В соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать статус центральной библиотеки любого административно-территориального деления: в республике — национальная или республиканская библиотека; в крае, области — краевая, областная, в районе — центральная районная и в городе — центральная городская. Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям наиболее полное универсальное собрание документов на своем уровне, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов территории и оказывать методическую помощь библиотекам. Могут создаваться и специальные центральные библиотеки для обслуживания определенных категорий пользователей или по определенному направлению с аналогичными функциями. Центральные библиотеки учреждаются также министерствами и ведомствами.

    Современные подходы к типологизации библиотек

    В последнее время среди библиотековедов возникают дискуссии вокруг универсальных библиотек. Основой для типологической характеристики универсальных библиотек и совершенствования конкретных направлений их деятельности являются выполняемые ими функции, а не состав фондов, как иногда утверждают. Универсальность здесь прежде всего функциональная, а не тематическая (отраслевая). Универсальная библиотека — крупнейшая публичная библиотека территории (области, края, города, района), т. е. открытая, доступная для всех и каждого. В ее деятельности органически сочетаются основные социальные функции: образовательная, культурно-просветительная и информационная. Важнейшая роль универсальной библиотеки состоит в содействии свободному всестороннему развитию личности, удовлетворению разнообразных читательских потребностей, повышению образовательного и профессионального уровня населения. Будучи центральной библиотекой региона, она является культурным центром, центром библиотечного краеведения и библиотечной системы.

    В зависимости от характера удовлетворяемых информационных потребностей и читательских интересов универсальные библиотеки подразделяются на научные и массовые.

    Наиболее распространено объединение библиотек в два крупных типа. Один из них — это библиотеки массовые. Другой — библиотеки научные, а также специальные.

    Массовую библиотеку характеризуют следующие признаки:

    • ориентированность на неопределенно широкие слои читателей;
    • соответствие их общим и некоторым особенным интересам. И отсюда:
    • универсальный по содержанию, относительно быстро сменяемый фонд общеобразовательного по преимуществу характера, т. е. в основном научно-популярного и литературно-художественного;
    • бесплатность;
    • общедоступность.

    Эти признаки взаимосвязаны. Фонд потому универсален, что готов ответить на запрос по любой отрасли знания, и такой запрос может поступить от любого пользователя. Еще ряд признаков этих библиотек— их создание по территориальному принципу, их распространенность, похожесть (т.е. типичность): они составляют добрую треть всех библиотек страны, а их фонд превышает 40% общероссийского фонда общественных библиотек. Правда, есть массовые библиотеки, организованные по ведомственному признаку (например, профсоюзные). Они доступны, как правило, только сотрудникам данного предприятия. Находятся они, для удобства пользователей, чаще всего на территории предприятия, так что посторонним лицам доступ к ним закрыт. Как видим, в пределах своего типа у них есть своеобразные отличия. Поэтому их правомерно рассматривать в ранге подтипов.

    Деятельность универсальных научных библиотек (УНБ) направлена на удовлетворение информационных потребностей, связанных преимущественно с научной работой, расширением профессиональных знаний и повышением квалификации специалистов с высшим образованием. УНБ оказывают содействие самостоятельному изучению новых или смежных наук лицам, получившим достаточную научную подготовку и желающим на этой основе овладеть определенной научной дисциплиной или проблемой, а также систематически знакомиться с новыми достижениями науки. Это приоритетное направление деятельности УНБ связано с реализацией информационной функции, характерной чертой которой является ознакомление читателей с наукой на действительном, достигнутом ею уровне, на исследовательском уровне.

    Универсальные массовые библиотеки (УМБ), в отличие от УНБ, в основном призваны обслуживать читателей, у которых пробуждается стремление к самостоятельному приобретению научных знаний. Задача УМБ состоит в том, чтобы укрепить и углубить это стремление на популярном уровне. Поэтому требование универсальности фондов должно сочетаться с требованием доступности содержания книги для массового читателя.

    Многие годы УМБ функционировали в условиях однообразия, унификации содержания и методов их работы. Однако нельзя согласиться с утверждениями некоторых специалистов, что массовая библиотека изжила себя организационно, функционально и идейно. В отечественном библиотековедении наблюдается тенденция смешения и противопоставления понятий "массовая" и "публичная" библиотека. Так, в сборнике "От массовой — к публичной библиотеке" проводится мысль, что публичная библиотека не является разновидностью массовой, а представляет собой совершенно новый, особый тип государственной библиотеки, имеющей свой юридический статус и обозначение в правовых документах. Массовая библиотека, по мнению авторов сборника, по-прежнему ориентируется на широкие массы читателей, пропаганду массовых идей, а публичная — это элитная, открытая общественная библиотека.

    Противопоставление массовой и публичной библиотек является принципиально неверным. Недостатки деятельности УМБ в прежние годы, обусловленные определенной идеологической системой, нельзя переносить на современные библиотеки и закреплять как типологические, сущностные. Между библиотеками публичными и массовыми существуют терминологические, а не типологические различия. УМБ не только может стать публичной, она ею является по своей сущности. Сейчас УМБ переживают сложный переходный период, основное содержание которого — устранение недостатков предшествующего периода и создание условий для превращения их в действительно публичные библиотеки.

    Надо освободить УМБ от заидеологизированности и формализма, расширить сферу их деятельности, изменить методы работы, сделать открытыми для всех и каждого. Будучи универсальными по своим функциям, УМБ способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, направленных на содействие общему образованию, повышению культурного уровня и организации разумного досуга населения обслуживаемого района, пополнению профессиональных знаний и повышению квалификации, распространению и популяризации научных знаний.

    Недостаточное развитие сети специальных библиотек, особенно в небольших городах и сельских районах, стимулирует использование УМБ специалистами в профессиональных целях. Во многих случаях УМБ являются единственными учреждениями, удовлетворяющими информационные потребности специалистов в области народного образования, сельского хозяйства, медицины, местной промышленности и др. УМБ — это территориальная, муниципальная библиотека, максимально приближенная к месту жительства, труда и отдыха читателей. В современных условиях становится перспективной развитие такой функции УМБ, как обеспечение справочно-фактографической информацией по вопросам повседневной жизни (о приватизации, жилищном и трудовом законодательстве, пенсионном обеспечении, трудоустройстве, деятельности местной администрации и др.). УМБ становится центром социальной жизни города, района, своеобразным общедоступным банком данных, из которого население черпает необходимую ему информацию.

    Вряд ли возможно осуществление "чистой" типологизации библиотек. Какие-то моменты всегда окажутся неучтенными. Само понятие типа и вида, будучи результатом определенной абстракции, отвлечения от библиотечной действительности, редко практически реализуется в "жестком" виде. Поэтому к библиотечной типологии нельзя подходить как к чему-то раз и навсегда установленному и застывшему. Человеческому обществу свойственно постоянное развитие, в процессе которого меняется социальная роль книги, знания, а следовательно, и потребности в них, удовлетворяемые библиотекой. Изменение этих потребностей приводит не только к появлению новых разновидностей библиотек, но и к существенным изменениям в их традиционной деятельности, которые влияют на всю типологическую структуру библиотечного обслуживания.

    Следует признать также, что типы и виды библиотек устойчивы лишь относительно, разграничительные линии между ними довольно подвижны. Типы и виды библиотек развиваются и изменяются. Так, превращение ЦБС в крупные библиотечные учреждения универсального профиля меняет и традиционное типологическое представление о массовой библиотеке, сближая ее с библиотеками, обслуживающими науку и производство. Отмечается процесс стирания граней между публичными и специальными библиотеками, между научными, учебными и производственными; есть библиотеки, которые не могут быть безоговорочно отнесены к какому-либо типу или виду. Один вид библиотек не только может переходить в другой — часто в процессе деятельности содержание, методы и конечные результаты принимают характерные формы, присущие и тем и другим. Во многих случаях границы между ними сместились и даже переплелись в такой степени, что, кажется, их вообще трудно установить. Объяснить это можно не только внебиблиотечными интеграционными процессами, но и в значительной степени внутрисистемными библиотечными связями, интенсификацией межсистемных связей библиотек с другими учреждениями культуры, органами научно-технической информации.

    Происходит таким образом интеграция функций библиотек разных типов и видов. Научная типология должна исходить из подвижности граней, которые разделяют библиотеки, учитывать вновь возникающие переходные и промежуточные виды библиотек, предусматривать и определять направления их возможного развития, переход от одного вида к другому, появление новых библиотечных видообразований.

    Вместе с тем, несмотря на стирание границ между типами и видами библиотек, необходимо учитывать, что каждый из них обладает своими существенными особенностями (признаками), которые позволяют библиотекам занимать свое особое место в их типологии. Характер и специфика этих библиотек должны постоянно учитываться при планировании их деятельности, финансировании и влиянии на удовлетворение информационных потребностей соответствующих групп читателей.

    В заключение можно сделать следующий вывод. Типология — это такой метод, сущность которого определяется не с помощью вопросов "как она действует", или "для какой цели она используется", а с помощью вопроса "как библиотечная реальность упорядочивается". Здесь обнаруживаются все достоинства и пределы возможностей этого подхода, направленного на логическую интеграцию всех элементов накопленного знания по изучению системы библиотек. Поскольку типология предполагает абстрагированное объединение в систему, она обеспечивает исследователю определенную свободу субъективных построений. Несомненно, в этом одна из причин весьма впечатляющего числа типологий библиотек и того очевидного факта, что эти типологии (и классификации) не обязательно согласуются между собой. Типология библиотек строится в соответствии с направлением интересов исследователя. Она создается на пересечении научного потенциала и творческого воображения библиотековеда и фактических данных. Отсюда лучшие, научно обоснованные типологии библиотек способствуют научному взаимодействию и обмену, становятся носителями коллективной памяти. Они помогают аккумулировать знания о библиотеках, становятся своеобразными, периодически пересматриваемыми каталогами знания. Типология библиотек способствует умножению знаний не только о библиотечных системах, но и о средствах сравнения одной страны (региона) с другими. Именно таким путем типология библиотек становится важным инструментом сравнения на международном и межрегиональном уровне. Типология в ее более современной, законченной форме должна быть не только своеобразным систематизирующим реестром, она должна быть убедительной и объяснительной, должна обеспечить библиотековедов концептуальными средствами.

    Большинство ученых выделяют следующие разновидности библиотек: национальные, публичные, учебные, академические, специальные.

    Все библиотеки можно выделить в специальные и универсальные, а в третий тип выделить национальные ввиду их особой социальной значимости и роли в библиотечной системе страны.


    Карташов Н.С. Сущность и критерии типологии библиотек. - http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb96/3/FILE3.html

    23.06.2020, 7343 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.