AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Проблемы теории руководства чтением в 1978-1985 гг.. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//194/problemy-teorii-rukovodstva-chteniem-v-1978-1985-gg/ (дата обращения: 29.03.2024)

Проблемы теории руководства чтением в 1978-1985 гг.

Проблемы теории руководства чтением в 1978-1985 гг.

Содержание

    Отечественные библиотековеды обосновывали положение об общетеоретическом значении для библиотечной науки теории руководства чтением. Вывод о том, что теорию руководства чтением следует рассматривать как имеющую для библиотековедения не частное, а общетеоретическое значение, базировался на том, что библиотека представляет собой социальный институт, созданный обществом в целях управления чтением. Это управление, т. е. активное влияние на содержание и характер чтения, осуществляется всей системой работы библиотеки. Вся ее деятельность направлена на руководство чтением, именно поэтому есть все основания рассматривать теорию руководства чтением как одну из общетеоретических концепций библиотековедения. В рамках библиотековедения обобщающий характер теории руководства чтением определяется тем, что, описывая способ наполнения библиотекой своей социальной роли, затрагивает все библиотечные процессы, начиная с комплектования фонда.

    Теория руководства чтением составляет научную основу всей деятельности библиотеки и разрабатывается совместными усилиями библиотековедения, библиографоведения, информатики и других наук. Интегрирующая роль в ее разработке принадлежит библиотековедению. Поскольку чтение является одним из способов потребления духовной культуры, то руководство чтением представляет собой по существу частный случай управления духовной жизнью общества. Отсюда вытекал вывод о том, что закономерности библиотековедения как науки являются по своей сути вторичными, производными от основных закономерностей теории культуры.

    Развивая эти положения, В. Р. Фирсов подчеркивал, что если теория культуры дает стратегию становления гармонически развитой личности, то теория руководства чтением — его тактику, В рамках библиотековедения обобщающий характер теории руководства чтением определяется тем, что, описывая способ выполнения библиотекой своей социальной роли, она затрагивает все библиотечные процессы. Исходя из этoro он сделал вывод о том, что теория руководства чтением, являясь обобщающей теорией библиотековедения, по отношению к теории культуры представляет ее прикладное направление.

    Б. Р. Фирсов подчеркивал, что теорию руководства чтением правомерно рассматривать в качестве основной теории библиотековедения потому, что ее задача — исследование путей формирования всесторонне, гармонически развитой личности библиотечными средствами. Поэтому, с точки зрения теории культуры, руководство чтением выступает «катализатором культурного процесса». А тот факт, что теория руководства чтением еще не приобрела статуса обобщающей, объясняется, по мнению В, Р. Фирсова, ее недостаточной методологической разработанностью.

    В библиотековедческой литературе тех лет указывалось, что руководство чтением следует рассматривать в двух аспектах: социологическом и библиотековедческом. В учебнике «Работа с читателями» отмечалось, что в широком социальном значении термин «руководство чтением» — это направляемая партией и государством система воздействий на содержание и характер массового чтения в целях коммунистического воспитания советских людей. Такое воздействие служит одним из механизмов социального управления духовной жизнью общества и осуществляется с помощью разнообразных каналов и средств, прежде всего путем регулирования процессов издания, распространения и пропаганды печатной продукции. В более узком, библиотековедческом значении термин руководство чтением — это система библиотечного воздействия на содержание и характер чтения, на выбор, восприятие и оценку печатных изданий читателями. Оно осуществляется всей деятельностью библиотек, но наиболее полно реализуется в работе с читателями.

    Общетеоретическое для библиотековедения значение теории руководства чтением подчеркивали и другие авторы. Так, В. И. Терешин в те годы писал, что «руководство чтением — это не какой-то отдельный метод, форма или способ библиотечной работы, а ее научная основа, принцип».

    В библиотековедческой литературе подчеркивалось, что, несмотря на то, что чтение представляет собой сугубо индивидуальный процесс, оно является одновременно и целостным социальным явлением, воздействующим на все стороны жизни общества. Выбор книг читателем и критерии оценки прочитанного — это результат общественного влияния. Рассматривая библиотеку как основное звено в системе руководства чтением, библиотековеды указывали на ее существенные преимущества в непосредственном влиянии на духовный мир своих читателей, так как библиотека является местом неформального, ненормированного общения.

    Основная характерная особенность разработки проблем руководства чтением в этот период заключалась в том, что она рассматривалась прежде всего как проблема идеологическая. В учебнике «Работа с читателями» указывалось, что руководство чтением представляет собой идеологическую деятельность, что оно теснейшим образом связано с агитационно-пропагандистской деятельностью партии и опирается на теорию партийной агитации и пропаганды. Основу советской теории руководства чтением составляет положение о том, что оно служит средством коммунистического воспитания трудящихся.

    Б. Н. Бачалдин указывал, что задача руководства чтением заключается в том, чтобы «нацеливать на чтение идеологически и научно методологически точных книг». Поэтому он требовал от руководства чтением углубления идеологической направленности.

    В то же время большинство библиотековедов не отрицало, что руководство чтением является и педагогическим процессом. Так, в учебнике «Работа с читателями» подчеркивалось, что педагогическая функция библиотеки — это функция руководства чтением. Руководство чтением рассматривалось как целостный идеологический и психолого-педагогический процесс.

    О руководстве чтением как одновременно идейно-воспитательном и психолого-педагогическом процессе писала и Л. Г. Жукова, указывая, что его закономерности как идейно-воспитательного процесса определяются педагогическими принципами, а научная разработка проблем руководства чтением требует тесной связи с педагогикой и психологией. Руководство чтением определялось ею как психолого-педагогический процесс систематического, целенаправленного воздействия на выбор и усвоение прочитанного, наиболее полное и качественное удовлетворение читательских интересов, формирование новых, социально значимых общественных потребностей.

    В рассматриваемый период были уточнены основные функции руководства чтением:

    1. 1. Наиболее полное удовлетворение читательских интересов и потребностей, что предполагает всестороннюю помощь читателям в выборе произведений печати и других документов. Поэтому уже на стадии удовлетворения читательских запросов происходит не пассивное обслуживание, а осуществляется активное влияние на чтение, и поэтому нет оснований противопоставлять помощь читателю и руководство чтением.
    2. 2. Формирование новых читательских интересов и потребностей, При этом руководство чтением должно полностью базироваться на принципе добровольности в чтении, самостоятельности читателей,
    3. 3. Помощь читателям в формировании навыков самостоятельного выбора книг.
    4. 4. Помощь читателям в процессе чтения и восприятия прочитанного.
    5. 5. Содействие повышению продуктивности чтения.

    Следует заметить, что последняя функция не всеми библиотековедами признавалась как свойственная руководству чтением в библиотеках. Так, в вышедшем в свет в конце рассматриваемого периода «Справочнике библиотекаря» в перечне функций руководства чтением эта функция отсутствовала.

    Положение о том, что руководство чтением составляет основу, сущность библиотечной деятельности, а его теория имеет общетеоретическое значение для библиотековедения, не являлось общепризнанным и утверждалось в дискуссиях с попытками ограничить его значение, рассматривать только как один из методов работы с читателями. Так, в учебнике «Работа с читателями» отмечалось, что, хотя вопрос о соотношении руководства чтением и информационного обеспечения читателей различных групп в библиотеках разного типа и является дискуссионным, авторы учебника полагают, что основное содержание работы с читателями составляют два взаимообусловленных и взаимопроникающих направления: руководство чтением и информационная деятельность.

    Можно заметить, что позиция авторов учебника по отношению к руководству чтением противоречива. Рассматривая руководство чтением и информационное обслуживание как два самостоятельных направления в деятельности библиотеки, они в то же время подчеркивали, что информационное обслуживание, как и все остальные направления деятельности библиотеки, базируется на принципах руководства чтением, что информационная работа тоже направлена не только на удовлетворение существующих потребностей, но и на формирование новых интересов и носит воспитательный и пропагандистский характер. Такие противоречия объясняются, прежде всего, тем, что у авторов учебника не было, к сожалению, единой точки зрения на руководство чтением.
    Критикуя такой подход, В. И. Терешин указывал, что, в конечном счете, и информационная деятельность выступает как форма руководства чтением.

    Д. Е. Шехурин видел задачу научно-технических библиотек в возвышении информационных потребностей, в том, чтобы пробуждать и воспитывать новые, социально значимые потребности, целенаправленно регулировать и корректировать профессиональные читательские интересы, управлять ими.

    A, Н. Ванеев также полагал, что информационное обслуживание в библиотеках базируется на принципах руководства чтением, что в процессе информационного обслуживания осуществляется активное влияние на содержание и характер чтения, формируются запросы и интересы, создается определенная система чтения, т. е. осуществляется руководство чтением.

    Об этом же писал и В. Р. Фирсов, подчеркивая, что признание обобщающего характера руководства чтением расширяет его традиционное понимание только в русле воспитательной функции библиотеки. Выполнение библиотекой информационной функции также способствует формированию в читателе всесторонности, а значит, требует руководства чтением. Поэтому именно теория руководства чтением как обобщающая должна обеспечить тесное взаимодействие воспитательной и информационной функций.
    Однако и в этот период некоторые библиотековеды продолжают рассматривать руководство чтением, по выражению А. Н. Хропача, как «частный библиотечный процесс». Он считал, что сущность библиотечного дела выражается в двух направлениях: руководство чтением и организация библиотечного дела (создание библиотек, формирование и изучение читательских контингентов). Любопытно, что здесь изучение читателей отделено от руководства чтением.

    B. И. Терешин критиковал позицию Ю. Н. Столярова, который в своей монографии отрицал положение, что руководство чтением составляет сущность библиотечного процесса, указывая, что такой сущностью является любой элемент системы «библиотека», например, работа с фондом. В. И. Терешин подчеркивал, что руководство чтением и работа с фондом — отнюдь не однопорядковые элементы, так как руководство чтением лежит в основе работы с фондом, придает ей направленность. Он был не согласен и с тем, что термины «руководство чтением», «работа с читателями», «обслуживание читателей» Ю. Н. Столяров рассматривал в одном ряду, и отдавал предпочтение термину «обслуживание читателей». В. И. Терешин полагал, что понятие «руководство чтением» выходит из этого ряда, пронизывая всю работу с читателями и обслуживание абонентов, выступая неотъемлемым качеством обоих процессов. Он указывал, что связи библиотекаря и читателя своеобразны. Читатель идет в библиотеку за нужной информацией. В деятельности же библиотекаря руководство чтением «запрограммировано, целенаправленно и осуществляется квалифицированно». Поэтому библиотекарю принадлежит «приоритет в руководстве чтением». В связи с этим он подчеркивал, что «сегодня можно и нужно оптимально управлять чтением. Целенаправленно влиять на выбор читателями источников информации, на процесс их использования и восприятия».

    В библиотековедческой литературе подчеркивалось особое значение для руководства чтением принципа самостоятельности читателя, т. е, создания таких условий, которые позволяют читателю самому выбирать направление и систему чтения, формировать свои читательские интересы. Так, В. И. Терешин указывал, что библиотекарь должен не подавлять инициативу и самостоятельность читателя, а помогать ее выражению, направляя и развивая ее. В результате этого в библиотеке создается особая «педагогическая среда», когда «читатель — сам руководитель своего чтения» в условиях опосредованного влияния на него библиотеки.

    Однако такое понимание руководства чтением лишь как опосредованного воздействия принималось не всеми библиотековедами. Так, Ю. М. Тутов и Л. И. Галинкин указывали, что читатель является объектом воспитательного воздействия библиотекаря, который при помощи имеющихся в его распоряжении библиотечно-библиографических средств воспитывает культуру чтения.

    Среди проблем общения библиотекаря и читателя следует отметить также разработку в эти годы проблемы принятия решений в руководстве чтением. Она получила положительную оценку в библиотечной печати. И. И. Ганицкая в обзоре литературы по проблемам пропаганды книги и руководства чтением особо выделила разработанные Л. Н. Ванеевым положения о системном характере общения библиотекаря с читателем. Она подчеркивала, что теоретическая разработка проблемы принятия решений в руководстве чтением подтверждает, что процесс индивидуального руководства чтением как системное явление может быть подвергнут анализу и синтезу.

    Важные теоретические выводы были сделаны также в результате исследования эффективности методов руководства чтением молодежи, проведенного под руководством Б, В. Банка. Среди них теоретическое положение об общении библиотекаря и читателя как основе руководства чтением, о закономерной связи эффективности руководства чтением с уровнем библиотечно-библиографической подготовки читателей и др. С. Г. Матлина отмечала, что это исследование имеет особое значение для построения научно обоснованной классификации средств руководства чтением.

    В библиотековедческой литературе подчеркивалось, что управление духовной жизнью общества, в том числе чтением, — это объективная реальность, существующая вне воли и желания отдельных библиотековедов. Поэтому более плодотворными представляются попытки не отрицать руководство чтением или ограничивать его значение, а поиск наиболее эффективных путей его осуществления разными средствами библиотечного воздействия, в библиотеках разного типа, по отношению к различным группам и категориям читателей.

    В. И. Терешин подчеркивал, что руководство чтением охватывает всеx читателей и реализуется в различной степени многими коммуникативными учреждениями. Его цель — управление массовым чтением в стране. Неотъемлемой частью такого управления является библиотечное руководство чтением, которое проявляется во всех библиотеках, во всех процессах библиотечной работы при обслуживании отдельных категорий читателей, распространении информационных материалов.

    Поскольку проблемы чтения и управления им выходят за рамки библиотековедения, в эти годы выдвигаются предложения о разработке «комплексной теории чтения». Ее главную задачу О. С. Чубарьян видел во всестороннем анализе книжного обращения и массового чтения в обществе. Он рассматривал теорию чтения как социологическую дисциплину, так как, хотя она и учитывает индивидуальный характер чтения, оно понимается прежде всего как массовое общественное явление, непосредственно влияющее на все стороны жизни личности и общества. Поэтому задачей теории чтения является социальный анализ проблем чтения, выявление механизмов социально-психологических отношений человека с книгой, О. С. Чубарьян рассматривал теорию чтения как целостный научный комплекс, синтезирующий факты и выводы, полученные при исследовании различных аспектов чтения. Определяя структуру этой комплексной дисциплины, он выделял в ней общую теорию, осуществляющую синтезирующую роль; социологию чтения; психологию чтения; педагогику чтения.

    Таким образом, в рассматриваемый период, особенно после выхода постановления ЦК КПСС «Об усилении идеологической, политико-воспитательной работы» (1983 г.), руководство чтением стало рассматриваться как основной путь реализации идеологической функции библиотеки. Усиление внимания к идеологической стороне руководства чтением привело к тому, что его педагогическим аспектам не уделялось должного внимания. По этой же причине в эти годы в библиотековедческой литературе почти нет утверждений, полностью отрицающих руководство чтением, так как это могло быть расценено как отрицание идеологической функции и принципа партийности в библиотечном деле.

    25.04.2020, 1214 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.