AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Коммуникационные барьеры и их преодоление. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//171/kommunikaczionnye-barery-i-ix-preodolenie/ (дата обращения: 19.04.2024)

Коммуникационные барьеры и их преодоление

Коммуникационные барьеры и их преодоление

Содержание

    Современные информационно-коммуникационные технологии значительно упрощают создание и распространение информационных сообщений - сегодня любой человек может создать сообщение и опубликовать его в интернете. Затраты на публикацию сообщения стремятся к нулю. Это приводит к неконтролируемому росту информационных потоков в сети, перепроизводству информации, «информационному взрыву». При этом найти действительно важную информацию становится все сложнее, несмотря на ее кажущуюся доступность. Информационный кризис - дефицит информации в условиях ее перепроизводства. Это объясняется действием барьеров на пути передачи и получения информации, которые являются неотъемлемой частью системы коммуникаций.

    Под коммуникационными барьерами понимаются препятствия, мешающие осуществлению эффективной коммуникации.

    Барьеры коммуникации возникают на всех ее этапах. Причинами их возникновения является информационный шум. блокирование и искажение информации, свойства информации (рассеяние, старение, кумуляция и т. д.), различный уровень и стиль информационной культуры и коммуникативной компетентности участников коммуникации, неоднозначность языка и прочее. Следует отметить, что барьеры являются обязательной частью коммуникации и их нельзя исключить полностью, но можно научиться выявлять и преодолевать.

    Барьеры коммуникации можно разделить на две большие группы:

    • физические барьеры, связанные с блокированием коммуникационного канала или с ограничениями его использования, а также со свойствами информации и отдельных информационных сообщений.
    • социально-психологические барьеры, связанные с персональными особенностями участников коммуникации, затрудняющих создание эффективного информационного сообщения отправителем и успешное его восприятие получателем.
    Коммуникационные барьеры
    Физические  Социально-психологические
    • Свойства информации и отдельных сообщений
    • Блокирование каналов коммуникации
    • Информационный шум
    • Персональные особенности участников коммуникации
    • Ограниченные возможности человека по переработке больших массивов информации

    Таб.1. Коммуникационные барьеры 

    Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп:

    Физические барьеры

    К физическим барьерам относятся барьеры, связанные с блокированием или ограничением использования коммуникационных каналов. а также связанные со свойствами информации, особенно - рассеянием:

    • Пространственно-географический барьер, подразумевающий нахождение информационного сообщения в определенном географическом месте, удаленном от места нахождения получателя. Этот барьер был одним из ключевых барьеров формальной коммуникации в эпоху существования документов только в бумажном виде. Если книга была издана в другой стране и хранилась там в библиотеке, получить доступ к ней, если она не была переведена и издана в стране получателя сообщения, было крайне затруднительно. С развитием информационно-коммуникационных технологий, распространением электронных документов, видеозаписей выступлений на конференциях, использованием электронной почты и социальных сетей, при помощи которых можно начадить быстрый контакт с любым иностранным специалистом (при условии, конечно, что он захочет вступать в такой контакт), развития услуг библиотек по электронной доставке документов т. д. этот барьер перестал быть таким актуальным.
    • Демократизация информации и всплеск количества информационных сообщений в сети Интернет сделали крайне распространенным другой барьер - барьер рассеяния информации. Суть его в том. что в колоссальном объеме информационного потока теряются по-настоящему важные сообщения. Полезная информация оказывается рассеянной по огромному количеству ресурсов. В условиях постоянно возрастающих информационных потоков чрезвычайно затрудняет выявление этой информации. Информационно-поисковые системы сети Интернет не справляются с задачей преодоления этого барьера. На первых страницах поиска (которыми, как правило, удовлетворяется рядовой пользователь) в большинстве случаев не отражаются самые ценные публикации по исследуемой проблеме (статьи в авторитетных периодических изданиях, книги и т. д.), информация представляется крайне поверхностно. Системы типа Google отлично справляются с выполнением фактографических запросов (ответы на вопросы: когда произошло то или иное событие, какова стоимость того или иного продукта и т. д.), но, когда требуется всестороннее выявление информации по проблеме, одного Google недостаточно. Выловить «золотую рыбку» в «мутных водах» интернета сегодня является достаточно сложной задачей.

    Также выявление важной информации сильно затруднено ее фрагментарностью и неоднородностью, а также существованием «информационного шума».

    • Фрагментарность и неоднородность информации, неполнота отдельных сообщений. В отдельных информационных сообщениях содержатся только отдельные фрагменты информации. Для получения всесторонней характеристики тех или иных объектов необходимо выявить и проанализировать значительное количество таких фрагментов («документальный шлейф объекта»). Выявление и обработка фрагментарной информации осложняется тем. что информационные сообщения в Интернете представлены в разных форматах (текстовых, графических, аудио-, видео- и мультимедийных).
    • Также значительной проблемой является противоречивость информации, представленной в разных источниках: каждый источник, как правило, имеет свою точку зрения на объект, поэтому информация в разных источниках может быть крайне противоречивой. Это может являться достоинством при условии, что источники авторитетны. Однако судить об авторитетности источников в сети не всегда возможно.
    • Многократное дублирование информации в сети приводит к появлению «информационного шума», в котором теряются сообщения, содержащие уникальную информацию.
    • Кроме этого, важнейшим коммуникационным барьером является институциональный барьер, т.е. ограничение распространения определенных видов информации при помощи законов и цензуры. К таким видам информации традиционно относятся сведения, имеющие отношение к государственной тайне, коммерческой тайне. Также ограничивается доступ к документам для обеспечения защиты авторского права. Преодолеть легальными средствами такой барьер невозможно. Ограничения распространения информации, связанной с защитой авторского права, коммерческой и государственной тайны, приводит к тому, что такая информация не размещается в Сети легально. Нелегальное размещение информации не гарантирует ее достоверности если источник размещен без разрешения правообладателя, то никогда нельзя с уверенностью сказать, что это именно та информация и в том объеме, как в первоисточнике. Кроме того, использование такой информации в собственной работе крайне неэтично и является серьезным правонарушением.

    Социально-психологические барьеры

    Социально-психологические барьеры коммуникации связываются с личностными особенностями участников коммуникации. Они касаются уровня интеллекта, профессиональной подготовки, информационной культуры, коммуникационной компетентности участников коммуникации, умения слушать и воспринимать информацию, кодировать собственное знание в формат информационного сообщения и раскодировать ее, встраивая в свою систему знаний. Барьерами могут служить границы воображения, словарный запас, способности понимать и запоминать и т. д. Рассмотрим некоторые из них.

    • Можно выделить целую группу языковых барьеров, связанных с использованием языка при кодировке информационного сообщения. Самым простым таким барьером является собственно языковой - когда сообщение создается на иностранном языке по отношению к получателю. На сегодняшний день этот барьер преодолевается достаточно легко: во- первых, большинство людей знает «международный» язык общения английский, на котором и создается большинство сообщении, а во-вторых развитие программ-переводчиков, таких, например, как Google Translate позволяет мгновенно переводить текст с любого языка с достаточной степенью эффективностью (и эти программы с каждым днем совершенствуются ).

    Более сложными для преодоления языковыми барьерами являются логический, семантический, стилистический и фонетический.

    • Логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления, с разными системами логики (например, абстрактно-логическое и наглядно-образное мышление). Результатом является отсутствие понимания аргументации друг друга. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. И неадекватное понимание информации рождает трудности взаимопонимания.
    • Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации (тезауруса), т. с. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей. Одни и те же слова в той или иной ситуации могут иметь совершенно разный смысл, который всегда индивидуально-личностный: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает.

      Семантический барьер - это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге. Во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников: в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения. Вместе с тем, из того, что каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, свой круг общения. а, следовательно, и неповторимый тезаурус, совеем не обязательно делать вывод, что взаимопонимание невозможно.
    • Стилистический барьер связан с несоответствием стиля подачи информации, ее «упаковки» в словесную форму и ее содержания. Стиль может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующий ситуации и намерениям партнера. Например, официально-деловой стиль, «канцелярский язык» уместен в деловых документах, но из-за тяжеловесности и безэмоциональности плохо подходит для ведения деловых бесед.
    • Фонетический барьер - препятствие, которое создастся особенностями языка того, кто говорит. Возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний. Этот барьер могут породить также невыразительное вещание, злоупотребление большим количеством звуков-паразитов, язык-скороговорка или очень громкий разговор.
    • Ряд барьеров возникает из-за искажения информации автором сообщения. К барьерам, связанным с искажением информации можно отнести:

      • манипуляции с информационным потоком для создания ложной модели окружающей действительности;
      • умолчание (сокрытие) - передачу неполной истинной информации;
      • передергивание - способ подачи информации, связанный с привлечением внимания только к фактам, наиболее выгодным для источника информации, подчеркивание только одних сторон явления, выгодных обманщику.
      • преуменьшение или преувеличение информации, нарушение пропорций при передаче информации;
      • фальсификацию (подтасовку) - передачу заведомо ложной информации;
      • дезориентацию - передачу не относящейся к делу истинной или ложной информации с целью отвлечения от существа вопроса;
      • полуправду - смешение существенной истинной информации с существенной ложной информацией, смешивание лжи и достоверной информации, одностороннее освещения фактов, искажение высказываний, ссылка на несуществующие источники.
      • создание «несуществующей реальности» - при помощи мелких, но выразительных деталей формируется некое несуществующее, фальшивое пространство;
      • изменение контекста, выдергивание из контекста фактов и др.

    С личностными особенностями получателя информации связано возникновение барьеров авторитета, стереотипизации и защиты от информационных перегрузок.

    • Барьер авторитета: информация существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., признается ненадежной и малозначимой (или наоборот, чрезмерно высоко оценивается из-за авторитетности источника). Надежность или ненадежность информации связывается с личностью отправителя. По схеме: Человек А делает утверждение X. Некоторое личное качество А плохое. Следовательно, утверждение X ложно. И наоборот: Человек А делает утверждение X. Некоторые личные качества А очень хорошие. Следовательно. утверждение X истинно. На деле часто выражается в аргументации типа «сперва добейся», подразумевающей, что человек, не получивший профессиональной подготовки, скажем, в музыке, не может судить о качестве музыкального исполнения. Противопоставление аргументу «сперва добейся»: «Чтобы понять, что мясо стухло, не обязательно быть поваром».
    • Барьер стереотипизации - использование стереотипов в оценке и восприятии информации.
    • Барьеры слушания, связанные с тем, что человек слушает, но не слышит (и не в силу физиологической ограниченности). Барьеры слушания возникают в случае, когда человек склонен к формированию суждений и оценок еще до понимания того, о чем говорится (предубеждения); барьеры стереотипизации и авторитета, амбициозность и сложность восприятия точки зрения, отличающейся от собственной, отвлечение внимания когда в процессе общения человек думает или занимается чем-то другим, неприятие имиджа выступающего, порождающее негативную оценку, перебивание в процессе общения.
    • Барьер избегания нежелательной информации, вызываемый механизмами защиты индивида от информационных перегрузок или от информации, угрожающей стабильности состояния индивида (сопротивление изменениям как угрозе стабильности). При этом «убежать» от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (из-бегать контакта с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «углубление в себя» во время слушания).

    Частным случаем действия такого барьера является прокрастинация- (от англ, procrastination задержка, откладывание; от лат. crastinus- завтра и лат. pro - на) - откладывание осуществления коммуникации «на потом», которое никогда не наступает, и рассеянное внимание, когда человек постоянно отвлекается в процессе восприятия на внешние раздражители (например, сигналы новых сообщений в социальных сетях).

    Действие этих барьеров мешает эффективной коммуникации и, в конечном счете, снижает эффективность профессиональной деятельности.

    Для преодоления коммуникационных барьеров необходимо понимать механизмы их действия. Кроме того, преодолению коммуникационных барьеров способствует развитие критического мышления, информационной культуры, в целом, и коммуникативной компетентности, в частности.

    Коммуникативная компетентность складывается из способностей прогнозировать коммуникативную ситуацию, выбирать средства общения в соответствии с ее спецификой, управлять процессами общения для достижения собственных целей.

    Коммуникативная компетентность является показателем уровня информационной культуры личности и включает в себя:

    • владение коммуникативными навыками и умениями;
    • опыт в сфере делового общения;
    • знание делового этикета общения, культурных норм и ограничении в общении, соблюдение приличий и воспитанность;
    • ориентацию в коммуникативных средствах соответственно ситуации.

    Можно сформулировать несколько правил осуществления эффективной коммуникации:

    • Не приступать к сообщению мысли, если она непонятна самому себе.
    • Знать механизмы действия коммуникационных барьеров, которые могут приводить к неполному и неточному пониманию сообщений
    • Стремиться к конкретности в создании сообщений (избегание неопределенных. двусмысленных, расплывчатых выражении и слов, незнакомых пли узкоспециальных терминов, значение которых непонятно создателю сообщения либо с большой долей вероятности не будет правильно воспринято целевой аудиторией).
    • Контролировать невербальные сигналы (мимику, жесты, интонации. позы).
    • Необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной (правило «собственной неправоты»).
    • Быть готовым к пересмотру своей точки зрения под влиянием открывающихся обстоятельств, изменения контекста, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
    • Использовать активное и конструктивное слушание, как одно из основных условий эффективной коммуникации.
    • Учитывать, что эффективность сообщения резко возрастает при его своевременности и выборе наиболее адекватной ситуации, канала и формы для его создания и передачи (правило «места и времени»).
    • Постоянно стремиться к получению обратной связи от целевой аудитории, что позволяет обеспечить достижение главной цели коммуникации взаимопонимания.

    Коммуникативная компетентность предполагает владение определенными коммуникативными навыками:

    1. В области устной коммуникации (говорить и слушать):

    • культура речи, грамотность, знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи, точность, логичность и выразительность речи, владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями; владение стилем профессиональной речи; умение публично выступать;
    • активное и конструктивное слушание.

    2. В области письменной коммуникации (чтение и письмо);

    • умение создавать письменные сообщения, владение жанрами и стилями создания различных текстовых сообщений (научный, официально-деловой, публицистический и т. д.). ориентация в форматах представления текстовой информации, культура и грамотность письменной речи.
    • внимательное чтение, подразумевающее грамотный выбор необходимых для чтения документов, знание ценностных свойств документов, определение достоверности и качества документа, умение работать с большими массивами информации, воспринимать и интерпретировать текстовые сообщения, встраивать полученную информацию в свою систему знаний.

    3. Критическое мышление: способность к анализу и правильной интерпретации информации.

    4. Инициативность в создании и распространении нового знания.

    5. Навыки управления актом коммуникации:

    • умение определять цель и понимать ситуацию общения;
    • умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
    • навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
    • умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
    • умение контролировать эмоциональное состояние и выражение эмоций;
    • умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности.

    6. Навыки групповой коммуникации, умения взаимодействовать в команде.

    7. Знание систем этики делового общения и правил делового этикета и умение их использовать. Уважение конфиденциальной информации и защиты авторского права.

    Люди, которые не в состоянии выразить свою точку зрения в виде письменного и устного сообщения, серьезно ограничивают свои профессиональные возможности. Именно поэтому «коммуникабельность» является одним из ключевых пунктов при составлении рабочего резюме.

    26.05.2020, 6296 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.