AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Информационные процессы в инновационной творческой деятельности специалистов. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//171/informaczionnye-proczessy-v-innovaczionnoj-tvorcheskoj-deyatelnosti-speczialistov/ (дата обращения: 26.04.2024)

Информационные процессы в инновационной творческой деятельности специалистов

Информационные процессы в инновационной творческой деятельности специалистов

Содержание

    Инновационная творческая деятельность специалистов требует постоянного решения нестандартных творческих задач, т. е. задач, не имеющих решения на данный момент.

    Все вопросы, возникающие в бытовой и профессиональной деятельности. можно разделить на стандартные (поиск неизвестного об известном) и нестандартные (поиск неизвестного о неизвестном).

    Примером стандартной задачи является классическая математическая задача типа: из пункта А в пункт Б выехал велосипедист, он ехал 3 часа со средней скоростью 15 км/час- каково расстояние между пунктами? Поиск решения такой задачи не обязательно является простым. Но ответ уже заложен в задаче.

    Другой пример стандартной задачи - во сколько отправляется поезд из Санкт-Петербурга в Москву? В этом случае так же точно известно, что поезд существует, что он следует по данному маршруту. Необходимо только уточнить неизвестные детали о точно известном. Такие задачи характеризуются высоким уровнем информационной определенности.

    Нестандартная задача отличается высокой информационной неопределенностью. Зачастую само условие нестандартной задачи можно сформулировать только очень приблизительно («пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что»). Эти задачи связаны с ответами на вопросы «как» и «почему». Особое значение такие задачи имеют для реализации научной деятельности и профессиональной деятельности организаций. Любая профессиональная деятельность связана с необходимостью постоянного выдвижения оригинальных идей и принятия решений по созданию новых продуктов и услуг или совершенствованию существующих, гибкого изменения стратегии деятельности в ответ на постоянные изменения внешней среды. От этого зависит не только успех, но зачастую простое выживание на рынке.

    Отличительными особенностями нестандартных задач являются:

    1. Поиск решения в условиях информационной неопределенности. Неопределенность обусловлена неполнотой знания об особенностях экономической ситуации, о мотивах, целях и намерениях партнеров и конкурентов, о возможных перспективах развития сложившейся ситуации. Можно выделить неопределенность:

    1. 1) связанную с недостатком информации;
    2. 2) вызванную необходимостью адекватно обработать и осмыслить большие массивы имеющейся информации (чрезмерный объем информации так же. как и ее отсутствие ведет к возникновению неопределенности);
    3. 3) как следствие внезапно возникающих факторов.

    Если задача объективно новая, то готовых рецептов ее решения в чистом виде не существует. В информационном потоке будет существовать лишь частичная информация. Кроме того, современные условия профессиональной деятельности диктуют особые требования к быстроте принятия решений. То есть времени на выявление всей требуемой информации никогда не будет. Поэтому крайне важным становится умение работать с минимальным объемом информации, дополняя его своими собственными знаниями (в первую очередь сюда можно отнести профессиональную интуицию, являющуюся результатом профессионального опыта).

    2. Отсутствие единственно верного решения. Любая инновационная задача может быть решена огромным количеством способов. При их решении нельзя ориентироваться на первый подходящий вариант. Необходимо изобретать как можно большее количество возможных решений и выбирать из них наиболее оптимальный - соответственно целям и возможностям организации. Именно поэтому нестандартные задачи являются творческими.

    Нестандартные задачи можно классифицировать по уровню новизны получаемого знания:

    • задачи, не имеющие решения на уровне мирового сообщества (объективно новые задачи);
    • задачи, не имеющие решения на уровне профессионального сообщества или профессионального коллектива (но решение может существовать в смежных или отдаленных отраслях);
    • задачи, не имеющие решения для конкретного индивида (пример такой задачи - учебная задача, которая может быть решенной профессиональным сообществом, но является новой и творческой для учащегося).

    Успешное решение нестандартных задач обеспечивается при условии реализации в инновационной творческой деятельности специалиста ряда информационных процессов, таких как:

    1. Поиск и ценностный отбор информации при решении нестандартных творческих задач. Этот процесс эффективен в случае, если специалист умеет использовать технологии поиска профессиональной информации в условиях информационной неопределенности (т. е. условиях фрагментарности, рассеяния и дублирования информации, неполноты отдельных текстовых сообщений, информационного шума), может фильтровать ее, а также определять авторитетность источников и достоверность выявленной информации, что подразумевает знание ценностных свойств документов и использование «принципа сомнения», предполагающего получение ответов на вопросы:

    • Так ли это?
    • Почему сделаны именно такие выводы?
    • Насколько авторитетны источники, на которые ссылается автор?
    • Насколько содержание речи соответствует заявленной теме?
    • Ясна ли и логична структура сообщения и аргументация?
    • Не противоречит ли автор самому себе в отдельных высказываниях?
    • Какова цель сообщения, чего хочет добиться автор? и т. п.

    2. Переработка больших массивов информации и ведение личных информационных систем. Она включает в себя комплекс умений параллельной работы со значительным количеством документов, навыки аналитико-синтетической переработки информации: структурирования и резюмирования информации, быстрого избирательного чтения, умения быстро охватить текст и выявить в нем ключевые идеи, а также использование технологий фиксации и хранения информации для последующего поиска: облачных сервисов для хранения документов (например, программы-блокноты типа Evernote), присвоение меток (тегов) и систематизация материала (например, на домашнем компьютере или мобильном устройстве), позволяющая осуществлять быструю навигацию по хранимой информации и т. и.

    3. Профессиональное чтение, рассматриваемое как постоянный процесс ознакомления с существующим опытом, накопления теоретических знаний по предметной области, формирования профессионального тезауруса. В профессиональном чтении следует ориентироваться на мировые информационные ресурсы, в первую очередь па научную информацию (статьи в профессиональных периодических изданиях, диссертации, монографии и т. д.). Важным является умение читать документы, публикующиеся на международном языке общения английском.

    4. Профессиональное обучение, подразумевающее постоянное повышение квалификации, формальное обучение в стенах учебных заведений, курсов повышения квалификации, неформальное обучение и самообразование. Сюда можно отнести использование образовательных интернет-сервисов, например, массовых открытых онлайн-курсов (типа Coursera.org), а также профессиональных стажировок.

    5. Профессиональное общение, позволяющее накапливать профессиональные знания и решать нестандартные задачи. Профессиональное общение можно разделить на внутриорганизационное и внешнее. Внутриорганизационное профессиональное общение осуществляется между коллегами внутри организации в ходе деловых бесед, совещаний (формальное общение) и в нерабочей обстановке (неформальное общение). Внешнее профессиональное общение происходит в ходе деловых переговоров, при посещении профессиональных мероприятий конференций, выставок и т. д. При организации внешнего общения также необходимо ориентироваться на мероприятия международного уровня.

    6. Создание и распространение нового знания, оформление информационных сообщений разного вида. Этот процесс подразумевает знание правил использования отдельных стилей сообщений и создания отдельных видов информационных сообщений, в первую очередь, академического текста, а также умение выбора стратегии сообщения и определение его целевой аудитории, активность и инициативность в распространении информации.

    Осуществление этих процессов затруднено действием коммуникационных барьеров.

    09.05.2020, 1051 просмотр.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.