AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Информационная культура личности. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//171/informaczionnaya-kultura-lichnosti/ (дата обращения: 20.04.2024)

Информационная культура личности

Информационная культура личности

Содержание

    Во второй половине XX в. проблема формирования информационной культуры личности была осознана как междисциплинарная, к ее исследованию подключились представители многих областей: библиотековеды. специалисты по информатике, культурологи, социологи, философы.

    Однако сколь странным это ни покажется, объединенные общим интересом. они изучают разные явления. Специалисты в области теории и практики библиотечной деятельности в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки работы с библиотечными каталогами. Специалисты в области информационных технологий связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура представляется им способом жизнедеятельности человека в информационном обществе как составляющая процесса формирования культуры человечества.

    Эта ситуация привела к тому, что и по сей день не выработано общее определение термина «информационная культура» и нет однозначного подхода к наполнению содержания этого понятия.

    За рубежом распространение получил термин «медиа-и информационная грамотность», закрепленный в материалах программы ЮНЕСКО «Информация для всех»:

    «Медиа- и информационная грамотность - это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека»

    Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев (Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (Москва, 28 июня 2012 года)).

    Однако отечественными специалистами предпочтение отдается термину «информационная культура личности». Отмечая многозначность трактовки понятия «информационная культура», Н. И. Гендина даст его следующее определение:

    «Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе».

    Значительный вклад в развитие теории информационной культуры внесла ведущий специалист петербургской научной школы В. А. Минкина. Под ее руководством защищены диссертации Н. В. Огурцовой «Информационная культура специалистов: изучение и оценка для совершенствования библиотечно-библиографического обслуживания» (1990), Е. В. Кулаковой «Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения» (2000).

    В исследованиях В. А. Минкиной и ее учеников информационная культура традиционно рассматривается на фоне «большой» профессиональной деятельности специалистов, что потребовало выявления и анализа информационных процессов, которые, являясь неотъемлемой частью познания, вск же могут быть из него вычленены.

    К интеллектуальным информационным процессам, которые нельзя перепоручить даже самому грамотному помощнику, относятся:

    • поиск информации при решении нетривиальных творческих задач, ответ на которые отсутствует в информационном потоке;
    • профессиональное чтение;
    • интеллектуальная переработка исходной информации;
    • создание нового знания и воплощение его в объектах, на которые распространяются нормы интеллектуальной собственности;
    • профессиональное общение.

    Анализ содержания информационных процессов, самостоятельно осуществляемых специалистами, позволяет выявить круг необходимых им представлений. С этих позиций целыо формирования информационной культуры становится развитие умений самостоятельно наращивать профессиональное знание, а не простое усвоение минимума пользовательских навыков (от библиотечно-библиографических знаний до компьютерной грамотности). И тогда понятие «информационная культура» включает очень многие составляющие:

    • культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный информационный поиск предполагает использование формальных и неформальных каналов получения информации; освоение возможностей новых информационных технологий и т. д.);
    • культуру чтения, восприятия информации; осознание того, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний, которые будут востребованы в будущем, в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач. Понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего «документального шлейфа» изучаемого объекта;
    • умение перерабатывать большие массивы информации с использованием для этого как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т. д.);
    • умение генерировать собственные проблемно-ориентированные базы данных и создавать личные поисковые системы;
    • понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности; стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности; воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания; умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого и компьютерных сетей связи;
    • умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории;
    • знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.

    Таким образом, информационная культура понимается как элемент общей культуры личности и рассматривается как готовность и способность личности к рефлексии, к самообразованию, к интеллектуальной творческой деятельности.


    Информационно-библиографическая культура : учеб, пособие / В. В. Брежнева. А. А. Грузова. Т. В. Захарчук. М. И. Кий ; под ред. В. В. Брежневой. Т. В. Захарчук ; М-во культуры РФ. С.-Петерб. гос. ин-т культуры, библ.-информ. фак. - Санкт-Петербург : СПбГИК. 2017.-204 с.

    05.04.2020, 2170 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.