AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Богатство и выразительность речи. Качества «хорошей речи» и стили литературного языка. Качества «хорошей речи» и языковой вкус. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//166/bogatstvo-i-vyrazitelnost-rechi-kachestva-xoroshej-rechi-i-stili-lya-kachestva-xoroshej-rechi-i-yazykovoj-vkus/ (дата обращения: 27.04.2024)

Богатство и выразительность речи. Качества «хорошей речи» и стили литературного языка. Качества «хорошей речи» и языковой вкус

Богатство и выразительность речи. Качества «хорошей речи» и стили литературного языка. Качества «хорошей речи» и языковой вкус

Содержание

    Каждый из нас имеет так называемый речевой опыт, т. е. опыт восприятия чьей-то речи и построения и восприятия своей. Этот опыт может быть более глубо­ким и более поверхностным. Более глубокий связан не только с тем, что человек услышал или прочитал какие-то высказывания, воспринял воздействие каких-то зву­ков, слов, интонаций, синтаксических структур, но и с тем, что услышанное, прочитанное, воспринятое он как-то оценил, сумел подключить к восприятию речи еще и анализ ее структуры, ее достоинств и недостатков.

    Более поверхностный речевой опыт ограничивается вос­приятием, причем очень часто бывает, что наше созна­ние не в состоянии осмыслить именно речь, не в состоя­нии отвлечься от совокупных воздействий текста, и в таком случае воспитание речевой культуры оказывается затрудненным. Речевой опыт подсказывает нам, что по степени воздействия на наше сознание речь очень неодинакова. На одну и ту же тему могут быть прочитаны и читаются несколько лекций, могут быть проведены и проводятся несколько пропагандистских бесед или уроков. Одна пропагандистская беседа захватит слушателей, другая на ту же тему — оставит их безразличными. Это говорит нам речевой опыт.

    Степень воздействия на наше сознание раз­личных текстов зависит от многих причин и условий (логика, доказательность, новизна темы и информации, психологическая установка автора на воздействие или ее отсутствие и т. д.); и в ряду этих многих причин и условий — свойства и особенности структуры речи, при­чем их роль может быть очень заметной, а то и решаю­щей.

    Выразительностью речи назы­ваются такие особенности её структуры, которые под­держивают внимание и интерес у слушателя пли чита­теля; соответственно речь, обладающая этими особен­ностями, и  будет называться  выразительной.

    Типы речевой выразительности:

    • - крика;
    • - молчания;
    • - испуга;
    • - восхищения.

    Выразительность в речи – всё то, что выделяется семантически или формально на общем привычном фоне той или иной языковой ситуации.

    Условия выразительности:

    1. Самостоятельность мышления автора речи.
    2. Интерес автора к тому, что он говорит.
    3. Хорошее знание языка, его возможностей.
    4. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей.
    5. Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.
    6. Целевая установка на выразительность.
    7. Наличие в языке средств выразительности. Это объективное условие.

    Лексика – один из основных источников речевой выразительности. Т.н.изобразительные средства – лексические средства, а точнее – лексико-семантические. Эпитет, метафора, метонимия опираются на семантику слова.

    Синтаксис также обладает возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи. В пределах простого или сложного сло­восочетания словопорядок свободен, а если ограничива­ется, то не языковой нормой, а соображениями целесо­образности. Перемещение слов из одного словосочетания в другое возмож­но, но оно заметно стеснено самими нормами граммати­ческого строя языка. % Улицы боль­шого с красивыми зданиями города были озарены в этот утренний час естественным светом весеннего солнца. В этом предложении можно что-то поменять местами в словосочетании, составляющем группу подлежащего, пли в словосочетании, составляющем группу сказуемого. %Улицы города, большого, с красивыми зданиями в этот утренний час были озарены естествен­ным светом весеннего солнца (можно обратить внима­ние на то, как с места на место переставляются не отдельные слова, а их минимальные сочетания).

    Синтаксический параллелизм – широко известный ораторский и стилистический приём.

    Язык располагает «набором» типовых интонаций так сказать, инвариантных интонаций, варьируемых в боль­ших пределах говорящими в живой речи. Эти типовые, инвариантные интонации, соответствующие разным син­таксическим структурам и их «актуальному» членению, и могут быть названы интонационными единицами языка.

    Каждое из слагаемых интонации (высота, сила, темп, тембр, паузы), будучи компонентом целого, обнаружи­вает и некоторую автономию. %при одном и том же рисунке высоты можно дать изменение тембра: Ты куда? — движение высоты тона будет идти снизу вверх. Однако тембр (и сила) могут меняться в разных условиях и у разных людей.

    Усваивая язык, мы прочнее усваиваем типы изменений тона по высоте, и мы остаемся более свободными в возможностях варьирования тембра, тем­па, силы и пауз. Есть, конечно, какие-то заданные язы­ком модели этих компонентов интонации, но эти модели оставляют большие возможности для личностного их применения.

    Интонационные «рисунки» высказывании, предлагае­мые и допускаемые свойствами современного русского литературного языка, многочисленны, разнообразны и очень чутки к той информации, которая высказыванием выражается и возбуждается. Именно этим нужно объяснить громадную роль интонации как выразительного средства речи и как средства, усиливающего ее воздей­ствие на сознание людей.

    Интонация позволяет выражать не только логическое значение высказывания, но и его эмоциональные и воле­вые «созначения».

    Пунктуационными знаками интонация почти не обозначается: эти знаки соответствуют грамматическому, а не интонационному членению высказыва­ний. Однако интонация как бы закладывается в грамма­тическую и лексико-семантическую организацию речи — потому, что существует связь между грамматическим и лексико-семантическим строением высказываний и их интонационным рисунком. Человек, говорящий на род­ном языке и усвоивший хотя бы основные интонационные «схемы», «рисунки» находит интонацию, соответствующую читаемому высказыванию.

    Есть и такие средства языка, которые убивают или резко ослабляют выразительность нашей речи; сре­ди них на первых местах — канцелярские - языковые (ре­чевые) штампы и интонационная бедность.

    Штамп деловой речи ослабляет выразитель­ность, потому что за штампованной речью, как прави­ло, нет работы мысли и чувства говорящего пли пишу­щего. Язык работает, а сознание пусто или почти пусто. Штампы известны всем, их много раз слышали или чи­тали, и они поэтому не несут с собой—для слушателя или читателя — никакой новой информации, они при­вычны.

    Конечно, едва ли найдутся люди, которые всерьез ста­нут предлагать освободить полностью нашу речь от сло­весных стереотипов. Это и невозможно и не нужно. Не­возможно потому, что язык эти штампы и стереотипы со­здает, откликаясь на потребность в них, особо ощутимую в делопроизводстве. Не нужно потому, что штампы и стереотипы в определенных областях человеческого тру­да и человеческих отношений не могут быть ничем за­менены.

    Значит, проблема не в том, чтобы изъять из языка все штампы и стереотипы, а в том, чтобы не ограничи­ваться только ими в деловой речи и резко уменьшить их воздействие на речь других стилей, прежде всего на речь газетно-публицистическую и научную, да и на художест­венную тоже.

    Глубокое сожаление вызывает знакомство с такими газетными страницами, па которых вместо точного и по­нятного, выразительного и действенного публицистиче­ского слова читатель встречает цепочки штампов, скреп­ленных кое-как словами общего, живого употребления. А таких страниц, как показывает читательский опыт, не­мало, особенно в районной и областной печати.

    Выразительность нужна речи любого стиля. Однако потребность в этом ее качестве и условия для его фор­мирования в разных языковых стилях разные.

    Наиболее благоприятны эти условия в стиле художе­ственном. Это объясняется спецификой художественного словесного творчества. Художник создает словесную картину объективной действительности и ее отражения человеческим  сознанием.  Художник  создает  своеобраз­ную словесную модель жизни. Одно из ведущих свойств этой модели - ее способность вызывать в сознании людей, которые ее воспринимают, живые обра­зы  действительности,  включая  в это  понятие и  живые сопереживания чувствам и настроениям людей. Худож­ник слова  «творит»  из знаков  языка «вторую действи­тельность», тем   самым   отражая   действительность пер­вую и выражая к ней свое отношение — в образах и сли­тых с ними понятиях. Мастерская, в которой выделываются средства   речевой   выразительности, — вот чем  оказыва­ется   стиль художественный.  Вот почему чтение образцо­вой художественной литературы обогащает наш речевой опыт и наши речевые  навыки   средствами   выразитель­ности.

    Противоположен художественному стилю по воздей­ствию на речевую выразительность стиль деловой. Прав­да, и этот стиль лишен некоторых возможностей под­держивать выразительность, связанных с одним из глав­ных требований к любому документу — требованием логичности и точности. На деле это требование часто нарушается. И если бы удавалось писать документы с   предельной точностью и логичностью, эти качества поддерживали бы известную выразительность. Но прямо воздействуют штамп и речевой стереотип.

    Одно из главных коммуникативных качеств – её богатство (разнообразие).

    Качественно-количественный аспект понимания и изучения богатства (разнообра­зия) речи. Чем больше различных и различаемых сознани­ем читателя или слушателя языковых знаков, их призна­ков и их сцеплении приходится па одну и ту же «рече­вую площадь», на одно и то же речевое пространство, тем речь богаче, разнообразнее.

    Речь тем богаче, чем реже повторяют­ся в ней одни и те же знаки и цепочки знаков, а это, в свою очередь, означает, что речь тем богаче, чем она разнообразнее по  своей  языковой  структуре,  и  именно это   обстоятельство   позволяет   как   бы   отождествлять понятия богатства и разнообразия речи.

    Структур­но-языковым условием оказывается ак­тивный запас языковых средств, т.е. тот запас слов, их значений, запас моделей словосочетаний и предложений, запас типовых интонации и т.д.— тот запас, из которого человек способен выбрать нужное ему средство и приме­нить его для построения речи, выражающей необходи­мую информацию. Вместе с тем условием, обеспечиваю­щим богатство речи, ее разнообразие, оказывается и совокупность навыков, нужных дли незатрудненного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека. К числу условий речевого богатства людей нельзя не отнести сте­пень активности и самостоятельности работы их созна­ния н мышления.

    Общее понятие речевого богатства (разнообра­зия) может получить конкретизацию, расчленение в зависимости, прежде всего, от того, какие структур­ные элементы языка участвуют в построении речи и ее структурном воздействии на сознание и мышление человека.

    Прежде всего нужно говорить о лек­сическом богатстве речи, которое проявляется в том, что непреднамеренные, не несущие специального ком­муникативного задания повторения одних и тех же слов применяются в речи как можно реже. Этого можно до­стигнуть лишь при условии большого активного запаса слов.

    Особый слой речевого богатства образует фразеологическое богатство басни Крылова.

    Семантическое богатство речи выявляется разнообразием и обновлением словесных связей, лексической синтагматики.

    Интонационный «пласт» речевого богатства прочно связан с «пластами» лексическим, се­мантическим и синтаксическим. Правда, интонационная бедность или интонационное богатство речи явно выра­жены в речи звучащей и слышимой. В речи письменной и читаемой интона­ция перестает «работать»: она всегда «задана» лексико-семантической и синтаксической структурой речи и всег­да присутствует как в сознании пишущего, так и в соз­нании читателя. Однако речь произносимая и слышимая обеспечивает использование автором и слушателем од­ной и той же интонации, в то время как речь письмен­ная и читаемая допускает и предполагает применение автором и читателем интонации различной, и это неиз­бежно хотя бы потому, что адекватное понимание речи, в особенности художественной, автором и читателем практически невозможно, что, в свою очередь, зависит и от большего или меньшего несовпадения ее интонирова­ния, подсказанного сознанием автора и сознанием чита­теля.

    Организация речи - связи ее языковых элементов, их следование и взаиморазмещение, их комбинирование, их контактное и дистантное  взаимное  притяжение  и  отталкивание.

    Динамикой речи - ее развертывание в со­ответствии с движением сознания автора.

    Конечно, организация и динамика речи в пределах небольшой газетной статьи, или ученического сочинения, или устной информации о результатах экзамена по ма­тематике едва ли могут стать заметно разнообразными. Но речь большого пропагандистского выступления, речь популярной научной статьи или книги, в особенности речь художественного произведения открывают перед их ав­торами большие возможности разнообразия организации и динамики речевых структур. Ещё больше возможностей для разнообразия органи­зации и динамики речи открывают ряд произведений, написанных одним и тем же автором, все его творчество. И еще отчетливее динамика и организация речи как слагаемое ее богатства и разнообразия видны в совокуп­ности произведений литературы разных жанров, исполь­зующих разные функциональные языковые стили (орга­низация и динамика диалогической разговорной речи, организация и динамика речи делового отчета, органи­зация и динамика речи повести с острым, динамичным сюжетом).

    Информативная насыщенность зависит не толь­ко от избранного автором речи языкового материала и его применения, но и от его «насыщения» мыслями, чув­ствами, различными состояниями сознания. Леность мысли, скольжение ею по поверхности явлений, равнодушие и притупленность чувств неизбежно ведут за собой серость, однотонность, скудость речи,  обедняют  и  лек­сику, и семантические связи, и синтаксис, и интонацию, и организацию и динамику речи.

    Богатство речи многослойно, н. различать в совокупном речевом богатстве богатство лексическое, семантическое, синтаксическое, интонацион­ное, богатство организации и динамики языковых средств в речи, богатство ее информативной насыщенно­сти. Богатство речи - максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содер­жательной информации; степень богатства речи может меняться в значительных пределах и зависит, прежде всего, от усвоения автором речи языка и навыков его применения, активности работы авторского сознания, от глубины и самостоятельности понимания автором речи ее предмета (объекта).

    Из языковых функциональных стилей наиболее благоприятен для обогащения речи стиль художественный. Чем богаче речь, тем точнее, тоньше, выразительнее, образнее и самобытнее обозначает словом писатель художественно отражённую и преобразованную действительность. Художественная литература – источник обогащения речи людей.

    Разговорная речь как воплощение и осуществление разговорно-бытового стиля литературного языка связывает этот язык с общим разговорным языком народа и местными/социальными диалектами. => Разговорно-бытовой стиль поставляет лексический и семантический материал из разговорного этноязыка и его диалектов в ЛЯ, если в это есть необходимость.

    Менее всего пригоден для поддержания речевого богатства стиль деловой. Можно и нужно понять социаль­ную необходимость его существования со всеми его стереотипами и шаблонами, но нельзя мириться с мас­совым проникновением этих шаблонов и стереотипов в живую разговорную и художественную речь, уменьшаю­щим меру речевого богатства и увеличивающим меру речевого однообразия и бедности.

    Правильность речи нужна всем стилям и лишь в од­ном из них, а именно разговорно-бытовом нормы ЛЯ соблюдаются не так строго, как в остальных.

    Точность и логичность также нужны всем стилям, хотя несколько видоизменяются применительно к стилю художественному и несколько «пошатываются» в стиле разговорно-бытовом.

    Чистота — коммуникативное качество, необходимое в современном обществе всем стилям; правда, и в этом случае приходится говорить о менее строгом соблюдении требования чистоты речи именно в разговорно-бытовом стиле.

    Уместность речи необходима во всех стилях.

    И лишь выразительность речи оказывается в чем-то близкой речевому богатству — по участию в стилеразличении и стилеобразовании.

    Совокупное речевое богатство и разные его пласты более выражение, почти явно участвуют в образовании и различении стилей: художественный — все пласты бо­гатства речи; публицистический — также все пласты, но ослаблению; научный — организация и динамика речевых структур, а также информативная насыщенность слов и высказываний (по преимуществу); деловой — информа­тивная насыщенность слов и высказываний (по преиму­ществу) при ослабленности других пластов речевого богатства; разговорно-бытовой — пласты лексический, семантический и интонационный  (по преимуществу).

    Языковые функциональные стили взаимодейству­ют, обмениваются свойственными каждому из них стру­ктурно-языковыми ценностями. В произведениях научной литературы нередко оказываются элементы, типичные для стиля художественного пли разговорно-бытовою, несущие на себе «печать» этих стилей. В произведениях литературы художественной читатель встречает элемен­ты стилей разговорно-бытового, научного, публицистиче­ского, делового.

    Личность обогащает или обедняет речь не только в результате большего или меньшего усвоения и освоения языковой структуры и возможностей ее использования, но и в результате сово­купности воздействий на речевую структуру, оказывае­мых различными сторонами работающего личностного сознания. Активность или пассивность мышления, яр­кость или тусклость эмоций, сила или слабость воли, заинтересованность или равнодушие по отношению к людям—все это увеличивает или уменьшает богатство речи, расширяет или сужает круги ее разнообразия. Жанры литературы художественной, научной, публици­стической, даже деловой поощряют или сдерживают ре­чевое богатство. 

    24.11.2016, 8748 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.