AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Понятия информации, системы, автоматизированной информационной системы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//165/informaczionnye-sistemy-i-texnologii/ponyatiya-informaczii-sistemy-avtomatizirovannoj-informaczionnoj-sistemy/ (дата обращения: 5.05.2024)

Понятия информации, системы, автоматизированной информационной системы

Понятия информации, системы, автоматизированной информационной системы

Содержание

    Информация

    Информация - к изменение объема и структуры знания о некоторой предметной области (лица, предметы, факты, события, явления, процессы) воспринимающей системой (человек, организационная структура, автоматизированная информационная система) независимо от формы и способа представления знания.

    Термин информация происходит от латинского informatio —разъяснение, изложение. До середины нашего столетия информация трактовалась как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим (знаками, техническими средствами) способом. После 50-х годов на фоне бурного развития средств связи и телекоммуникаций, возникновения и внедрения в различные сферы жизни электронно-вычислительной техники появились новые, расширенные трактовки понятия информация. Информацию в вероятностно-статистическом (или энтропийном) подходе стали трактовать как уменьшение степени неопределенности знания о каком-либо объекте, системе, процессе или явлении, или изменение неопределенности состояния самого объекта, системы, явления, процесса. Такую трактовку по имени ее автора, американского математика К. Э. Шеннона еще называют информацией по
    Шеннону. 

    Известна также и широко используется общенаучная трактовка понятия информации как изменение объема и структуры знания воспринимающей системы. При этом под воспринимающей системой понимается не только собственно сам человек или его производные (коллектив, общество), но и любая система, например биологическая клетка, воспринимающая при рождении генетическую информацию.

    Существует еще и нормативно-правовая трактовка понятия информации, которая используется в законодательных актах, регламентирующих информационные процессы и технологии. Так, в законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.95 № 24-ФЗ) дается следующее определение термина «информация» — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от способа их представления. Добавим в связи с этим еще один важный нормативно-правовой аспект. Статья 128 Гражданского кодекса РФ информацию, наряду с вещами (включая деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права), работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности, нематериальными благами, определяет видом объектов гражданских прав, распространяя на нее тем самым весь институт гражданского права, включая права собственности и авторское право. 

    Система

    Система - совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата. В соответствии с этим определением практически каждый экономический объект
    можно рассматривать как систему, стремящуюся в своем функционировании к достижению определенной цели.

    Система обладает рядом свойств:

    • сложность зависит от множества входящих в систему компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности;
    • делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам;
    • функционирование множества элементов системы подчинено единой цели, этим определяется целостность системы;
    • многообразие элементов системы и различия их природы связано с функциональной специфичностью и автономностью каждого из них;
    • структурированность системы означает наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии. Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. 

    Автоматизированная информационная система (АИС)

    Понятие информационной системы многогранно и имеет несколько определений и подходов. В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов)
    и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».

    В технологическом плане аспект использования средств вычислительной техники (СВТ) в информационных системах и
    обеспечение на этой основе автоматизации решения каких-либо задач проявляется в близком термине: Автоматизированная система (АС) - механизм, состоящий из людей, занимающихся эксплуатацией и обслуживанием АС и информационной системы (ИС) как программного информационно-технического комплекса и реализующий информационную технологию.

    Под информационной системой понимается организованная совокупность программно-технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определенных групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определенной предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного контингента пользователей — абонентов системы.  

    Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляются с помощью вычислительной техники, называются автоматизированными, или сокращенно АИС. Автоматизированную информационную систему (АИС) можно рассматривать как человеко-машинную систему с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления в различных сферах человеческой деятельности.

    АИС должна отвечать следующим основным принципам:

    • окупаемость — затраты на создание системы должны компенсироваться в процессе ее эксплуатации;
    • надежность — достигается с помощью надежных технических средств и лицензированных программных продуктов;
    • гибкость — подразумевает легкую адаптацию системы ко всем изменениям требований к ней, к вводимым новым функциям;
    • системная интеграция — объединение разнородного оборудования и программного обеспечения для решения конкретных задач. Под вертикальной интеграцией понимают объединение компьютеров одного производителя, под горизонтальной — объединение частей компьютеров разных производителей;
    • безопасность — меры обеспечения сохранности коммерческой информации;
    • дружественность — система должна быть простой, удобной для освоения, изучения, использования. К средствам, обеспечивающим реализацию этого принципа, относятся, например, использование меню, подсказок, наличие системы исправления ошибок;
    • соответствие международным стандартам — для передачи информации должны быть использованы стандартные структуры информации.

    Подавляющее большинство информационных систем работает в режиме диалога с пользователем. В наиболее общем случае типовые программные компоненты, входящие в состав информационной системы, включают:

    • диалоговый ввод-вывод;
    • логику диалога;
    • прикладную логику обработки данных;
    • логику управления данными;
    • операции манипулирования файлами и/или базами данных

    Структура АИС

    Структуру АИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами (частями системы, выделенными по какому-либо признаку). АС состоит из двух частей:

    • функциональной;
    • обеспечивающей.

    Функциональная часть АС включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учета, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов. В ходе аналитического обследования могут быть выделены различные подсистемы, набор которых зависит от вида предприятия, его специфики, уровня управления и других факторов.

    Для нормальной деятельности функциональной части АС в ее состав входят подсистемы обеспечивающей части АС (так называемые обеспечивающие подсистемы).

    Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.

    Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют:

    • информационное,
    • техническое,
    • математическое,
    • программное,
    • организационное
    • правовое обеспечение

    1. Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. — М.: Гелиос АРВ, 2002. — 368 с , ил.
    2. Избачков Ю. С., Петров В. Н., Васильев А. А., Телина И. С. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 544 с.: ил.

    11.07.2021, 1180 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.