AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Зарождение и развитие риторики как науки и искусства. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//147/zarozhdenie-i-razvitie-ritoriki-kak-nauki-i-iskusstva/ (дата обращения: 5.05.2024)

Зарождение и развитие риторики как науки и искусства

Зарождение и развитие риторики как науки и искусства

Содержание

    Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме в теории и практике ораторского искусства. Оратор - слово латинского происхождения от глагола orare - говорить. Это тот, кто произносит речь, а так же тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием. В связи с ораторским искусством существует еще термин риторика - теория и искусство красноречия.

    В истории европейской риторики выделяются следующие этапы:

    1. 1) древнегреческая риторика (софисты, Платон, Аристотель, ораторы демократического полиса);
    2. 2) древнеримская риторика (Цицерон, Квинтилиан, риторика времен раннего христианства);
    3. 3) средневековая европейская риторика;
    4. 4) новые европейские риторики (XVI - XIX вв.);
    5. 5) неориторики (XX в).

    Риторика (ораторское искусство) - одна из древнейших гуманитарных наук. Риторика создала первую в истории человеческой гуманитарной мысли теорию речевой деятельности. Начало мировой риторики обычно связывают с греческой цивилизацией. Красноречие стало искусством в условиях рабо­владельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и его успешному решению. К V в. до н.э., когда вполне сложилась куль­тура ораторской речи, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяс­нять что-либо, побуждать к определенному мышлению, действию и достав­лять слушателям удовольствие.

    Известно, что под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем Риме.

    Огромный творческий потенциал риторики раскрывался на протяжении долгих веков существования европейской цивилизации.

    В классических риториках обязанности оратора заключаются в сле­дующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) при­дать ему словесную форму; 4) утвердить все это в памяти; 5) произнести.

    Таким образом, с античных времен на риторику смотрели как на часть системы знаний, как на способ познания и толкований сложных явлений жизни. «Красноречие — дитя знаний», — говорили древние.

    Падение рабовладельческой римской империи в конце V в. знаменова­ло собой переход к новой феодальной формации. Новая социально-экономическая организация обусловила существенное изменение во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике. Как отмечают многие ис­следователи, с началом христианства риторика переживает тяжелые времена, однако по мере того, как риторика приспосабливается к нуждам теологии, происходит ее реабилитация. Именно в это время рождается гомилетика — теория церковного красноречия. Господствующим жанром становится цер­ковное красноречие, главной особенностью, которого является догматизм и схоластика. Учить, нравиться и убеждать - такие задачи ставили перед собой античные и средневековые риторики. Учить и нравиться - для того, чтобы убеждать, через ум и чувства воздействовать на волю, увлекать, возбуждать к действию. Оратор - учитель и наставник, писалось в риториках, должен уметь говорить просто и возвышенно, выражать справедливые и добрые мысли так, чтобы слово его стало доходчивым, служило к воспитанию нра­вов.

    На поприще церковного проповедничества выросли крупные богослов­ские ораторы. Знаменитый Иоанн Златоуст считался идеальным византий­ским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважи­тельном отношении к публичному слову, о почитании проповедника людь­ми. Другой выдающийся оратор средневековья - Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды легли в основу гомилетики. В ней на первый план вступает форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становит­ся не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века - это умение овладевать чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовались именно этими умениями проповедника.

    Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневе­ковая университетская лекция. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась за­конам знания. Позже, с развитием книгопечатания (ХУ-ХУ! вв.), читаемая лекция стала активно вытеснять устную, по сути, превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения риторики, оформи­лась как новый жанр риторики.

    Эпоха Возрождения знаменуется подлинным триумфом риторики, что объясняется возрождением античного идеала человека. Как только личность попадает в центр культуры, возникает риторический ренессанс. Характерной приметой дальнейшего развития средневековой риторики является ее «литературизация», отрыв от философии, логики и права. Среди выдающихся ора­торов этого времени следует назвать Яна Гуса (1369-1415 гг.) — ректора Пражского университета и религиозного проповедника, выступившего про­тив монополии латыни. Заметный вклад в развитие риторики внесли евро­пейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтель, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете и другие. Как и в античных риториках, в трудах по ораторскому искусству эпохи Возрождения и Просвещения вновь уделяется серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуля­ции, мимике.

    В XX веке начинается период неориторики. К нашему времени в не­ориторике сохранились два аспекта:

    1. 1) организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации;
    2. 2) аспект, свя­занный с развитием одного из разделов традиционной риторики - искусство украшения речи. Возникает осознание того, что риторика должна входить в школьное гуманитарное образование.

    Практическая значимость риторики для поднятия речевой культуры общества на Западе достаточно очевидна, но в отечественной гуманитарной науке в XX в. риторика развивалась слабо из-за сложных политических условий.

    29.08.2016, 8052 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.