AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Использование компонентов интонации в текстах разных функциональных стилей. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/orfoepiya-v-zhurnalistike/ispolzovanie-komponentov-intonaczii-v-tekstax-raznyx-funkczionalnyx-stilej/ (дата обращения: 5.05.2024)

Использование компонентов интонации в текстах разных функциональных стилей

Использование компонентов интонации в текстах разных функциональных стилей

Содержание

    В состав интонации, кроме движения тона, входят  паузы  и  логическое ударение. Пауза – это перерыв в звучании и граница интонационного членения. Как граница интонационного членения пауза представляет собой грамматическое явление, отражающее синтаксический строй текста. Она образуется только в местах, предназначенных для членения системой языка. Это грамматическая пауза, которая может быть реальной, т. е. выраженной сменой тона и перерывом в звучании, а может быть нереальной. При нереальной грамматической паузе смена тона происходит без перерыва в звучании. Реальная грамматическая пауза в тексте обозначается наклонной чертой (/), а нереальная – вертикальной чертой (I). Грамматические паузы стилистически нейтральны.

    На фоне стилистически нейтральных грамматических пауз проявляются и другие, неграмматические, т. е. стилистически окрашенные паузы.  Это паузы либо непреднамеренные, либо сознательно образуемые.   К непреднамеренным паузам относятся паузы колебания (или хезитации). Они возникают в устной неподготовленной, спонтанной речи. Вызываются волнением говорящего, его неуверенностью. В художественном стиле такие паузы используются для имитации разговорной речи. В текстах они отмечаются точечной чертой в круглых скобках (:).

    Неграмматические непреднамеренные паузы подразделяются на дикторские и психологические.  Дикторские  паузы  стилистически окрашены. Они появляются в официально-деловых, публицистических (в информационных жанрах) и научных текстах, прочитанных опытными дикторами. Дикторские паузы обозначаются точечной чертой в квадратных скобках [:].

    Психологические паузы усиливают значение отдельных слов, повышают экспрессивную окраску текста. В связи с этим они появляются лишь в текстах, имеющих экспрессивно окрашенные средства. Такие   паузы – принадлежность художественных текстов; незначительное их количество зафиксировано в публицистической речи. Точечной чертой : обозначается психологическая пауза.

    Итак, обобщим обозначение пауз, принятых в интонационной транскрипции:

    / - грамматическая реальная пауза;

    I – грамматическая нереальная пауза; (:) – пауза колебания

    [:] – дикторская пауза;

    : - психологическая пауза;

    Y - пропуск грамматической паузы (наблюдается в разговорной речи,  в текстах, не отличающихся строгостью произношения).

     

    Логическое ударение

    Логическое ударение – это выделение голосом слова, имеющего для говорящего семантическую или эмоциональную  значимость.

    При чтении вслух важно не только выбрать необходимые для выделения слова, но и найти необходимый прием для их выделения. В текстах имеются «указатели» выделенных слов: порядок слов, специальные слова и конструкции – именно; как раз; не только …, но и; даже;  особенно и др. Семантика выделенных слов нередко подсказывает выбор фонетического способа создания логических ударений. Так,  слова длинный, давний, просторный выделяются  растягиванием  звучания,  слова махина, сильный, громадина – громкостью, а слова таинственный, дрожать, опасно, шепчут – шепотом.

    В официально-деловом, научном стилях, а также в информационных жанрах публицистического стиля более  сдержанно  используется  логическое ударение. Вот почему когда диктор телевидения в новостной программе интонационно выделяет слово, это воспринимается как стилистическая ошибка:

    3                                                                                           3

    Теперь о чрезвычайных происшествиях… Подробнее / в репортаже нашего корреспондента.

     

    Использование ИК в текстах разных функциональных стилей

    Чем проще интонация текста, чем она однообразнее, тем проще и интонационная модель текста, и наоборот. Самые простые ИК относятся к текстам официально-делового стиля, а самые сложные –  к  художественным. Наиболее типичные интонационные модели текстов официально-делового стиля построены на соединении ИК-4 и ИК-3 с преобладанием ИК-4 в начале текста. Деловые тексты допускают также ИК-2 в средней и конечной части интонационной модели. Представим типовые интонационные модели официально-деловых текстов: 43 – 4/3 – 1; 4 – 46 – 1.  Приведем пример:

    1                                                        4

    Сообщение о погоде. Сейчас в Москве плюс два градуса, /

    4                                              4

    атмосферное давление 736 миллиметров / или 934 гектопаскаля. / 4           1          4

    Атмосферная влажность/ 93 процента. Завтра / в столице и  Подмосковье

    4                                                                2

    небольшие осадки, / ночью и утром  местами туман, / ветер  юго-

    4

    восточный с переходом на западный;/ температура

     

    2                            2          4                     4                            1

    ночью около нуля, / днем плюс четыре- / шесть градусов.

    Главной интонационной приметой научного стиля является ИК-2 в неконечных фразах. Обязательное присутствие этой конструкции свидетельствует о коммуникативном задании – доказать что-либо, убедить  в чем-либо, научить чему-либо собеседника или слушающего. Поэтому ИК-2 , перtдающая значение логического выделения, подчеркивания, является приметой научного стиля. Кроме ИК-2, в текстах данного стиля используются ИК-6, ИК-4. Представим типовые интонационные  модели: 462 – 462 – 1; 32 – 362 – 1. Приведем пример:

    2                                                              1

    Истинной цены земли / никто не знает.

    6                                                        2

    Теперь же / экология стала всеобъемлющей наукой.

    2

    Машины заменяют человека.

    2                      2

    …о взаимоотношении человеческих сообществ,/ всего человечества / 2

    со всей природой.

    Признаками публицистического стиля являются: преобладание ИК-6  в неконечных фразах, в средней части – ИК-6, ИК-3, ИК-4, ИК-2, в конечных – ИК-1. Представим типовые интонационные модели текстов этого стиля: 62 – 642 – 1; 6 – 63/4 – 1. Приведем пример:

    1                               2                                          2

    Невский. Кто не знает тебя, / кто не любовался тобой, /  прекрасный

    1                    6                                    2                                                           1

    Невский, / праздничный / и деловой, / главный проспект Ленинграда.  Но

    6                                              6                                 2

    ленинградцы, / пережившие войну, / помнят : и другой Невский,  /

    6                                          1         6

    напряженно слушающий радио, / готовящийся к бою. Невский /  сорок

    1                 6            6                                                   6

    первого года: / солдаты, / девушки из ПВО, / бойцы всеобуча. Проспект  [:]

    2                                 2                         1           2

    жил [:] одной жизнью [:] с городом, / со страной; / все испытал, /  все

    6                      6            6                       2

    вынес, / бомбежки, / обстрелы, / голод, / видел очереди за хлебом /  и

    6                              1                                       1

    убитых… Одной жизнью, / одной судьбой…

    В разговорной речи набор ИК представлен шире, чем в других текстах. Исключается только ИК-4. Представим типичные модели: 36 –    36

    – 1; 26 – 321 – 1 и др. Приведем пример:

     

    3                      2                                         6

    -          Ну, потом они просили, / чтоб мы выступили, / свое  мнение, там,

    1   6          2

    рассказали. Туда-сюда. А ( : ) вот, ну, ( : ) так и не нашлось ( :

    6   2

    желающих  / с нашей стороны.

    2

    -                    Ну, почему?

    2                                  3                                                                        2

    -                    Ну, что, / нет, / вообще выступила одна девчонка,  / которая  медаль

    3                                  3

    завоевала; / такая традиция, что каждый год / на этих традиционных

    3                              3                                        1                 1

    вечерах / вручают медали (  : ) за прошлый год / золотые. /  Ну,  там

    3                                    3

    вручили две медали / и одна из медалисток, / такая (  : ) уж девочка  очень

    3                             3                               3                              6                    2

    активная, / поговорить  любит, / и она что-то там сказала / и так  долго

    6                                                                                  6

    : ) там рассказывала,  Y что все (  : ) просто начали болтать, / там  что-то

    6          2                  3                                               6                                    4

    шуметь. Вот, / а вторая (  : )  девочка не выступала, / то ли ее вообще  не

    1

    было,  / что-то не помню.

     

    Наиболее сложны в интонационном отношении художественные тексты. В них широко используются ИК-6, ИК-3, а также другие типы ИК. В начале предложений интонация разнообразна, в конце – ИК-1. Приведем пример:

    6

    На Севере диком /

    6

    Стоит : одиноко /

    6                 1

    На голой вершине / сосна.

    6                   1

    И дремлет : качаясь, /

    6

    И снегом сыпучим

    2                1

    Одета, как ризой, : она. I

    6                                          6

    И снится ей все, / что в пустыне далекой,

    6               3

    В том крае, / где солнца восход, I 6    6          6

    Одна / и грустна, / на утесе горючем / 6       6          1

    Прекрасная : пальма : растет.

    23.08.2016, 2788 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.