AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Принципы деления искусства на роды и виды. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/printsipy-deleniia-iskusstva-na-rody-i-vidy/ (дата обращения: 5.05.2024)

Принципы деления искусства на роды и виды

Принципы деления искусства на роды и виды

Содержание

    Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

    Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

    Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

    В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всегочеловечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

    Деление искусства на роды, виды и жанры

    Виды искусства - различные исторически определенные системы художественных выразительных средств, отличающиеся способами создания произведений искусства, своеобразием художественной образности и языка выражения и понимания художественно­эстетического смысла. Многообразие видов искусства определяется многообразием аспектов действительности, отображаемых с помощью различных средств художественной выразительности, наличием различных материалов, техник и технологий создания художественных произведений, служащих основой формирования языков искусства, различными способами обретения и передачи эстетического смысла и развившимися на их основе различными способами художественного мышления.

    За конкретными видами искусства стоят типы художественной выразительности, систематизация которых составляет особую проблему в искусствознании и эстетике. Один из первых способов такой систематизации предложен Г. Э. Лессингом (18 в.) и основывается на дифференциации способов развертывания художественного содержания. 

    Виды искусства:

    • пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика);
    • временные (музыка, поэзия);
    • пространственно-временные (танец, театр).

    Наиболее распространенная систематизация видов искусства основывается на сопоставлении способов создания художественного образа. Основные виды искусства объединяются здесь с помощью следующих категорий:

    • изобразительные (скульптура, живопись, графика);
    • выразительные (музыка, архитектура, танец);
    • изобразительно-­выразительные (литература, словесное творчество);
    • синтетические виды искусства (театр, кинематограф и др.) - такие виды, где в одном произведении объединяются выразительные средства и возможности разных видов искусства (художественный синтез).

    Особое место в этой систематизации играют искусства, образующиеся на грани собственно художественной деятельности и внеэстетической, утилитарной практики, где большую роль, тем не менее, играет применение художественно-эстетических мотивов и элементов. Это так называемые прикладные искусства - декоративно-прикладные виды и дизайн.

    Декор это украшение - система дополнительных выразительных элементов при создании органично-синтетических художественных образов в архитектуре, чаще всего орнаментально-изобразительного типа (например, капители колонн и др.), одежде, мебели, интерьере. Иногда декор как часть архитектурных форм непросто отличить от особого декоративного рельефа и декоративной скульптуры, дополняющей здания, входящей в состав композиций, и архитектурно-парковых ансамблей. Декоративно-прикладное искусство как вид народного и профессионального творчества имеет фундаментальное сходство с дизайном.

    Иногда в качестве отдельной группы выделяются сценические и зрелищные виды искусства, традиционной исторической основой которых выступал театр.

    Наиболее удачной, с точки зрения эстетической теории, представляется типология видов искусства как систем художественного мышления, в каждой из которых первичной основой для создания многослойного эстетического содержания выступают разные уровни образования смысла в художественном сообщении.

    В музыке это слой непосредственной ощутимой данности, на основе которого выстраиваются, как опосредованные и вторичные, все другие слои, - это слой простого чувственного факта - звучания, интонирования. Именно он здесь непосредственно понятен, ведь звук - это вибрация, непосредественно апеллирующая к человеческой эмоциональности, находящая, как правило, непосредственный активный отклик. Но на основе этой первичной, непосредственно-элементной понятности могут - весьма опосредованно - моделироваться и образные ассоциации, и настроение и характер (героя), и коммуникативная интенция автора.

    В изобразительных искусствах такой первичной основой непосредственной данности- понятности выступает слой целостного художественного образа - в традиционном искусстве жизненно узнаваемого, а в экспериментально-авангардистском - сконструированного, - подобного такому типу цельного образа, который традиционно присущ формам архитектуры. Требуется усилие внимания, воспитание вкуса и даже художественное образование, чтобы выявить в подоснове этого простого целостно узнаваемого образа относительно автономную выразительность цвета и линий - выразительность чувственного факта. Требуется конструктивное прочтение, чтобы выявить смоделированное на основе образной очевидности фабульное содержание (жизнь героя) и авторский замысел.

    Для словесного творчества, берущего свои истоки в архаическом мифе и нашедшем свое классическое воплощение в художественной литературе, базовый слой первичной очевидности связан с прямым, непосредственным выявлением личности героя, представляемой прежде всего его именем. Ведь феноменология имени - основа словесного мышления. Все прочие слои художественного сообщения здесь выстраиваются опосредованно, через сеть метафор и метонимий, образующих взаимоотсылающую систему элементов и связей словесного языка. Соотношения слов играют образными контекстами и звуковыми ассоциациями - но ведь это вторично для логики слова как таковой. Через соотношения слов за слоем образов и событий, за движением чувств и событий угадывается коммуникативная интенция автора.

    Для такого вида искусства, как театр, первичной и специфической основой выступает перевоплощение актера; именно здесь наиболее непосредственно представлен сам автор художественного сообщения - в элементарной простоте этой логики он же актер, перевоплощающийся в своего героя. Личность автора - это тот глубинный смысловой уровень, который в других видах искусства открывается только как итог всего сложно организованного сообщения; но именно он прямо и непосредственно перед нами в театре. Именно актер - это не только исполнитель и интерпретатор, но и автор игры - субъект самого перевоплощения - незаменимый соавтор автора текста пьесы, непосредственно и очевидно предстающий перед зрителем, и только через систему опосредующих условностей и действий передающий чувственно-ассоциативную ауру, образный строй сообщения и характер действий своего героя, вплетающихся в коллизию пьесы, смысловой основой которой является судьба героя. (В античном театре, как и в театре времен Шекспира, как и, тем более, в народном бродячем театре, автор пьесы сам участвовал в спектакле в качестве актера).

    Система видов искусства построена в данном типе систематизации на основе единства художественного мышления как смыслообразующей суперсистемы. Фактор такого единства объясняет тогда и феномен художественного синтеза, где средства выразительности представлены как взаимодополнительные.

    Принято деление на виды в свою очередь и внутри каждого вида искусства. Как правило, при этом основой систематизации является техника создания произведения искусства. Например:

    Рельеф - вид скульптуры, где объемное изображение создается в виде выступающих над поверхностью плоскости и углубленных в нее форм. Подразделяется на барельеф - низкий рельеф, где объемность форм передается условно минимализованно. В некоторых случаях эта форма изображения близка к графике (древнеегипетский рельеф), поскольку основной способ создания объемного изображения здесь - прорезание основных линий и контуров фигур при незначительных намеках на объемность форм. Часто применяется в мелко пластике (медали, камеи, декоративные предметы, в том числе выполненные в технике чеканки). Горельеф - высокий рельеф, где переданные в верных объемных соотношениях фигуры выступают более чем на треть над поверхностью. Часто горельеф в отдельных деталях изображения переходит к полнообъемным формам. (рельефы Месопотамии, Ассирии, Древней Греции, Индии, Рима и др.)

    Гравюра - вид графики, где изображение является печатным оттиском рельефно выполненного рисунка, общее понятие для техник станковой графики (эстампа), среди которых ксилография, линогравюра, офорт, литография и др., и самих произведений- оттисков. Возникла на рубеже 14-15 вв. и послужила техническим прообразом книгопечатания. Различные техники эстампа постепенно появлялись позже.

    Майолика - вид керамики, изделия из цветной глины, покрытой глазурью. В эпоху Возрождения известны рельефные композиции из майолики, авторство которых принадлежит знаменитому семейству мастеров делла Роббиа.

    Коллаж (от фр. Collage - наклеивание - прием и техника в изобразительных и декоративных искусствах, позволяющая комбинировать разные материалы и даже цельные объекты в композиции произведения.

    Монументальное изобразительное искусство - произведения живописи и скульптуры, связанные с произведениями архитектуры или с условиями места, где размещаются; отличаются масштабностью форм, обобщенными чертами изображений, порой абстрактным символическим характером (мемориальные монументы). В настенной монументальной живописи в древности применялся прием росписи по сухой штукатурке (аль-секко), а затем - с позднего Средневековья - по сырой штукатурке (аль-фреско), давший название всему виду живописи - фреска. Произведение живописи или рельефа, созданное отдельно, но предназначенное заполнить большой участок стены носит название панно.

    Жанры в искусстве

    Жанры - вариант подвидового деления, по-разному осуществляемый в различных видах искусства (genre - по-французски род).

    • В изобразительных искусствах понятие жанра означает обобщенное выражение устойчивых тем искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина, бытовой жанр, анималистика и др.
    • В музыкальном искусстве понятие жанр связывается с фактором предназначения, принадлежности данной музыки, а так же с категориями музыкальных форм. Основные жанровые сферы здесь - танцевальная музыка, вокально-хоровая музыка, культовая музыка, театральная музыка, симфоническая музыка, эстрадная музыка, музыкальный фольклор - с множеством подразделяемых в них конкретных жанров.
    • В словесном творчестве жанр определяется через способ передачи содержания, порой через масштаб произведения и его формальную организацию. Жанр здесь тесно связан с основными родами художественного творчества.
    • В устном словесном творчестве это эпос (в частности, сказка, былина и т.п.), загадка, поговорка и др.
    • В литературе - поэма, стихотворение, рассказ, повесть, роман, эссе, включающие более мелкое жанровое деление.
    • В зрелищных искусствах выделяются сценические жанры - драма, подразделяемая на трагедию, комедию, фарс, мелодраму, кинематографические жанры, часто выделяемые по принципу тематики, отчасти по принципу эстетической цели - комедия, фантастика, детектив, триллер, исторический жанр и др.
    • В архитектуре основная жанровая принадлежность определяется назначением зданий (дворцовая архитектура, культовая архитектура, гражданская архитектура и др.).

    Род в искусстве

    Род в искусстве - понятие, выражающее способ подачи автором смыслового содержания в художественном произведении, определяющий предметные сферы искусства, характер создания и понимания художественных сообщений. Основные роды творчества в искусстве - эпос, лирика и драма.

    Приоритетные предметные сферы различных родов творчества таковы: для эпического это объективное бытие, описываемое автором как бы при взгляде со стороны, для лирического - внутренний мир субъекта, его переживания, выражаемые непосредственно от лица автора, для драматического - это взаимодействие субъектов в деятельности и борьбе.

    Данные роды художественного творчества прослеживаются почти во всех видах искусства, хотя и имеют в каждом из них свою специфику. Роды творчества ведут свое происхождение из разных видов искусства: лирика - из музыки, пения, драма - из сферы театра, эпос - из словесного творчества.

    Большую роль в спецификации родов творчества играет формальное соотношение автора и героя произведения: в эпосе они разведены - автор остается вне повествования о герое; в лирике сам автор выступает как герой, как бы - часто условно - заменяя его собою; в драме автор, напротив, действует не прямо, а через героя, перевоплощается в него, говорит от его имени. При этом наличие взаимодействия между героями - не единственный признак драмы: акт перевоплощения автора-актера в героя уже создает характерный эстетическое напряжение драматического рода - передачу коллизий судьбы героя при выраженном авторским сочувствии или с при ироничной отстраненности.

    05.03.2016, 18708 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.