AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Модернизм. Общее в поэтике модернистских течений. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/modernizm-obshhee-v-poetike-modernistskix-techenij/ (дата обращения: 4.05.2024)

Модернизм. Общее в поэтике модернистских течений

Модернизм. Общее в поэтике модернистских течений

Содержание

    Понятие “МОДЕРНИЗМ” (франц. moderne - новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются “рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

    МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. (Большой Энциклопедический Словарь)

    Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе.

    Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. “Властителями душ” значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы “сверхчеловека”, свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.

    Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева “Санин” (1907) , который пользовался большой популярностью как самый “модный” роман. Его герой издевался над теми, кто “готов пожертвовать жизнью ради конституции” . С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что “всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту”.

    Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.

    20 век – время экспериментов, затем эксперименты становятся нормой. Появляется различные декломации, манифесты, школ – нередко они посягают на традиции и каноны. В 20 веке художник стремиться подражать отвратительному (в древности это было запрещено). Безобразие – отправная точка в искусстве (ранее – гармония – идеал). Роман может напоминать историю болезни. Модернизм – не реалистическое явление в искусстве (термин появ в конце 19 в), т.е. которые хронологически следовали за декоданством. Идеи модернизма встречались ранее в теоретических произведениях.

    Условная периодизация:

    • 1910-32 – экспрессионизм,
    • 1917-39 – авангардизм,
    • 1950-60 – неоавангардизм,
    • 1970-80 – постмодернизм.

    Общее у модернистских школ:

    • субъективизм,
    • • деформация художественного текста, в тексте утрачивается целостная модель мира (каждый худ-к в своем произ-и создает свою модель мира по своему произволу),
    • • пессимистическое мировоззрение,
    • • стремление не отражать объективную реальность, а самовыражать себя (ориент на субъективизм).

    Модернизм имеет философ истоки – Ниуше, Берсон. Фрейд, Уильям Джеймс. Иногда модернизм как отдельный прием, определяет стиль художника (Мрсель Пруст). Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека. В модернизме художник не менее важен, чем то, что он изображает (Пикассо). Отношения модернизма к реализму в 19 в – ведут споры теоретического характера на уровне декларации.

    Общие черты модернистов:

    1. 1. прием "текст в тексте" - очень активное использование
    2. 2. высокая степень реминесцентно-аллюзивной отзывчивости, интертекстуальности
    3. 3. Игра со стилями, повествоват манерами, интонациями - усложнение субъектной сферы (часто стерты границы между я, ты, он)
    4. 4.комбинирование и пародирование разных тем - чтобы показать, что  видимый мир бледная копия мира незримого, но ощущаемого (очень распространен прием сна)
    5. 5.Гипертрофия личности автора (автор - главный герой, герой одержим самопознанием, самоутверждением).

    Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин «Авангардизм» возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он не приобрёл ещё чёткого научного определения и разными историками литературы и искусства в него вкладывается различное содержание.

    Авангардизм - широкое и сложное проявление кризиса буржуазной культуры 20 в., он вырос на почве анархического, субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития авангардизма (1905 - 30) его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, литература «потока сознания», атональная музыка, додекафония и др. и в то же время проявились в творчестве некоторых крупных мастеров 20 века в тот или иной период их художественой деятельности.

    В общем потоке авангардисты порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творческими судьбами, различными идейно-эстетическими и общественными позициями. В противоречивости авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и революционных потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролетарских революций рождает у некоторых причастных к авангардизму мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революционную сущность эпохи.

    Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам буржуазного общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая искусство в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества.

    Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художественном течении или служат исходным пунктом для творческих размежеваний. Некоторые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к авангардизму (П. Элюар - Франция, В. Незвал - Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, Х. Эйслер - Германия, Д. Ривера - Мексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству. Многие представители авангардизма, неспособные преодолеть рамки буржуазного сознания, оставались на позициях эстетического субъективизма и, всё более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы - Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский.

    Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего авангардизма эстетической двойственности, противоречивости (например, поэзия Г. Аполлинера, искусство П. Пикассо - Франция) и зачастую к художественной эклектичности. При всём этом авангардизм в целом пропитан буржуазным и мелкобуржуазным индивидуализмом.

    В СССР Октябрьская социалистическая революция определила творческий путь таких больших художников-новаторов, как В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, в чьём творчестве в ранний период так или иначе выявлялись черты авангардизма. Решительно преодолев авангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами социалистической художественной культуры.

    В начале 30-х гг. основная масса авангардистов на Западе теряет демонстративно-бунтарский характер своего творчества. Такие большие художники, как П. Пикассо, П. Неруда (Чили), сумели преодолеть узость социальных позиций авангардизма, стали на путь активной борьбы с фашизмом, связав свою деятельность с коммунистическим движением. После 2-й мировой войны 1939 - 45 на Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, «новый роман», «конкретная поэзия», поэзия итальянской «Группы 1963», алеаторика и др.).

    Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического реализма. Авангардизм приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистическую направленность, пронизанную духом реакционной идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.

    Иногда авангард называют модернизмом: объединенные различия направлены от символизма и кубизма до сюрреализма и поп-арта; ощущение одиночества, ориентация на будущее; стремление избавления от традиций. Существенное влияние на авангардизм оказала политические революции в начале 20 века. Увлечение революционными идеями придавало оптимизм, что привлекло к авангарду революционно настроенных художников, т.к. они видели антибуржуазный процесс (Брехт, Элюар). Авангардисты обращались к общему приему окаррикатуривания.

    Ломка традиционных жанров обращала авангардистов к низовым жанрам (мюзикл, пантомима, негритянский джаз, цирк), т.к. они проще всего поддавались примитивизации. Протест авангардистов направлен против канонов, устоявшихся в искусстве. Они любили говорить, что искусство не обязательно должно нравиться с первого взгляда. Узнавание привычного. Сложнее привести публику к познанию мира.

    Авангардисты опираются на имманентные законы искусства, т.е. каждое явление имеет свои внутр законы по которым они развиваются; отвергают стереотипность форм массового сознания; не приняли войну; осуждают технократизм соврем общества и закабаление человека, идеи свободы свойственны свойственны всем авангардистам и объединениям. Авангард противостоит бунтом и хаосом буржуазному порядку; также их раздражала мораль мещан и ей они противопоставляли свободу чувств и фантазии. Авангардизм обновил искусство: появление новых мотивов; техника, приемы, стили речи; оказали популяции. 

    Дадаизм ( от фр dada – детск лепет, бессмыслица). Течение возникло в Цюрихе (Швейцария) среди поэтов-эмигрантов из стран, которые вели военные действия Первая Мировая Война. Они издавали журнал «Кабаре Вольтс» (1916-17).  Их объединяло: протест против Первая Мировая Война; декларации абсурда, вся их деятельность связана с различными скандалами, ими руководило стремление вывести публику от самоспокойности.

    Особенности искусства/эстетических форм: искусство аналогичное, иррациональное испытание бессмысленного набора слов, звуков, свои прозведения составляли в форме коллажа. А. Жид: «Дада – эти два звука достигли звонкого бессмыслия, абсолютной незначимости».

    Отношение к классическим образцам искусства – призывали оставить всякие претензии к классическому совершенству. То, чего нельзя больше воспроизвести. «Ставить перед собой прошлое значит преграждать будущее».

    Тристан Зара (1896-1963): 1924 – «Семь манифестов Дада», 1931 – «Приблизительный человек», песня Дада (популяр среди них образец абсурда, состоит из образов и ассоциаций, пародия на бульварный роман, натуралистическая поэзия). Дадаизм рассматривался как предтеча сюрреализма.

    Сюрреализм (от фр suralite – сверхреальность). Первоначально сложился во Франции. Свою программу изложили в манифесте «Сюрреализм», написанным Бретоном при помощи Луи Арагота в 1925 г. Не ставили задачу изображать объективную реальность. Цель искусства – надреальность, мир подсознательного. Для этого выбрали особые средства, главный способ творения – автоматическое письмо – способ выражения совмещения несовместимого.

    Ими двигало стремление раскрепостить сущность человека, т.к его подавляет цивилизация. Воздействовать надо на подсознательные импульсы. Использовали открытия Фрейда и большое значение придавали грезам, т.к. важна основа психики человека. «Сюрреализм – чистый психический автоматизм, имеющий целью любым способом выразить реальное функционирование мысли…» Атмосфера безвременья, живопись Сальвадора Дали.

    В конце 30-х гг общество охватил страх перед фашизмом. Сюрреализм понял свою несостоятельность перед лицом фашизма и самораспустился. Но само явление не прошло бесследно. Оно оказало влияние на поэзию Эллюара, кинематограф и др.

    Экспрессионизм 1910-32 гг .( от фр expreccion – выражение). Сложился в немецкой литературе начала 20 в. Объединились в Дрездене – «Мост», в Мюнхене – «Синий всадник». Когда объединились, объявили о своем разрыве с прошлым. Их объединило с моралите: аллегорические фигуры (обобщение); действительность Человек, грешник, Натура Людская. Они провозгласили тезис о приоритете самого художественного объекта искусства, - находится в экстазе, соответствие образа критика – создает внутреннее напряжение, заставляет кричать и произведение (поздний Ван Гок).

    Немецкий экспрессионизм тяготеет к мистицизму, определяется как левые (Голлер). Тексты насыщены гиперболой, символикой, фантастическим.

    24.11.2016, 5574 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.