Министерство культуры вышло из числа организаторов «Золотой маски». Для главной театральной премии страны это может обернуться проблемами с финансированием, пишут авторы "Фонтанки" Елена Кузнецова и Алина Циопа. «Маске», которую в 2018 году присудили находящемуся под домашним арестом режиссёру Кириллу Серебренникову, также намерены создать государственного конкурента. Против последнего резко выступил глава Союза театральных деятелей России Александр Калягин. По словам генерального директора фестиваля «Золотая маска» Марии Ревякиной, финансирование «Маски» в 2018 году на 27% обеспечивалось деньгами, поступившими от Минкультуры. Согласно сведениям на сайте премии, её также поддерживают Фонд президентских грантов, департамент культуры Москвы, Сбербанк, «РЖД», «Северсталь», фонд Тимченко и прочие структуры. При этом из данных информационной системы «СПАРК» следует, что объем субсидий от Минкультуры в 2018 году сократился. Если в 2016 году автономная некоммерческая организация «Фестиваль «Золотая маска» получил субсидий на 86,8, а в 2017-м — на 89,2 миллиона рублей, то в 2018-м сумма составила лишь 57,4 млн.

Театральный критик Жанна Зарецкая, заместитель главного редактора журнала «Театр», напомнила об истории «Золотой маски», которую в 1993 году учредил Союз театральных деятелей России. Минкультуры стало соорганизатором, когда его возглавлял Михаил Швыдкой. Причём у министра, как и многих других его сотрудников, например, Софьи Апфельбаум, было профессиональное театральное образование. «Тогда министерство реально интересовал театральный процесс, и они думали, как продвигать российский театр и помогать ему. Никакой речи о влиянии на премию, участии Минкультуры в утверждении экспертных советов и состава жюри не шло. Это было полноценное сотрудничество. Но сейчас всё изменилось. В министерстве не работают люди с профильным образованием, оно выступает как орган, который пытается цензурировать театральный процесс», — отмечает критик.
Попытки Минкультуры влиять на премию активизировались в 2015 году, напоминает Жанна Зарецкая. Тогда ведомство ввело в экспертный совет «Золотой маски» удобные для себя кандидатуры. В ответ на это театральное сообщество потребовало распустить совет, а критики создали собственную Ассоциацию (АТК). С тех пор часть экспертов «Золотой маски» выдвигает министерство, часть — СТД, часть — АТК. Несмотря на это, Минкульт продолжает критиковать премию, например, за то, что «Маску» редко получают региональные театры. «Все культурные институции для министерства делятся на «фронду» и благонадёжные. Является ли «Золотая маска» фрондой? Безусловно, и в серьёзной мере. И не потому, что Александр Калягин карбонарий и не потому что премией награждают Кирилла Серебренникова. А потому что «Маска» признаёт только один критерий — это экспертная оценка. «Маске» легче потерять Минкульт, чем авторитет», — отмечает Зарецкая.
В заявлении замминистра, что финансирование «Маски» не снизится, по мнению критика, можно усомниться: «Ситуация с финансированием не изменится в ближайшее время: Минкульт поддерживает и будет продолжать финансово поддерживать премию. Но мне кажется, что они затеяли долгую игру. К примеру, хотят организовать новую государственную театральную премию». В последние годы «Маска» и так получала «катастрофически мало» денег из бюджета, и дальнейшие действия чиновников могут свестись к «экономической цензуре», предполагает Зарецкая.
С критиком отчасти согласен и актёр, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей Сергей Паршин: «В принципе, я помню, (глава департамента Минкультуры — Прим.) Андрей Малышев у нас часто бывал на заседаниях секретариата в Москве. Такой деятельный мужчина, отстаивал точку зрения Министерства культуры, которая касалась численного или личностного состава, например, жюри «Золотой маски», экспертных советов. Министерство всегда лоббировало своих представителей». Обещанию Минкульта не менять финансирования премии Паршин безговорочно верить не стал, предположив, что перемены все же произойдут. У «Золотой Маски» были и спонсоры, но все равно поддержка Минкульта была значительной, отметил народный артист России. Паршин рассказал, что подобный исход событий в театральной среде воспринимают как неожиданный.
Театральный критик, арт-директор Центра имени Вс. Мейехольда Елена Ковальская в связи с заявлением Минкульта обратила внимание на тонкую, почти неуловимую грань между хорошими и плохими новостями: «Если эта мера была вызвана пожеланием театрального сообщества о невмешательстве государства в дела общественной организации, которой является СТД, то я это только приветствую. Поскольку с тех пор, как Министерство культуры обнаружило, что является соорганизатором премии, оно начало оказывать давление на «Золотую маску». Когда я увидела новость, то первой моей мыслью было то, что это попытка в Год театра свернуть финансирование «Золотой маски» и направить его на другие проекты. Но министерство заявило, что сохраняет финансирование премии, и этот шаг я тоже приветствую. Конечно, мы живём в такое время, что в хорошие новости верится с трудом. Вот и в эту новость, которая со всех сторон положительная, сложно поверить как в хорошую. Есть опасения, что финансирование «Золотой маски» будет свернуто в следующем году, который уже не будет Годом театра. Но поживём — увидим».
Марина Корнакова, директор-распорядитель российской национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (его часто называют детской «Золотой маской») не исключает, что присуждение «Масок» двум спектаклям Кирилла Серебренникова также стало одной из причин конфликта: «Конечно, это мощный раздражитель для Минкульта. Все театральное сообщество поддерживает фигурантов театрального дела и никак не обвинителей». При этом Министерство отреагировало на награждение спектаклей Серебренникова только через полгода после финальной церемонии-2018, так как накопило «критическую массу» раздражения, и «уход заместителя министра Малышева стал последней каплей».
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Театральный критик Жанна Зарецкая, заместитель главного редактора журнала «Театр», напомнила об истории «Золотой маски», которую в 1993 году учредил Союз театральных деятелей России. Минкультуры стало соорганизатором, когда его возглавлял Михаил Швыдкой. Причём у министра, как и многих других его сотрудников, например, Софьи Апфельбаум, было профессиональное театральное образование. «Тогда министерство реально интересовал театральный процесс, и они думали, как продвигать российский театр и помогать ему. Никакой речи о влиянии на премию, участии Минкультуры в утверждении экспертных советов и состава жюри не шло. Это было полноценное сотрудничество. Но сейчас всё изменилось. В министерстве не работают люди с профильным образованием, оно выступает как орган, который пытается цензурировать театральный процесс», — отмечает критик.
Попытки Минкультуры влиять на премию активизировались в 2015 году, напоминает Жанна Зарецкая. Тогда ведомство ввело в экспертный совет «Золотой маски» удобные для себя кандидатуры. В ответ на это театральное сообщество потребовало распустить совет, а критики создали собственную Ассоциацию (АТК). С тех пор часть экспертов «Золотой маски» выдвигает министерство, часть — СТД, часть — АТК. Несмотря на это, Минкульт продолжает критиковать премию, например, за то, что «Маску» редко получают региональные театры. «Все культурные институции для министерства делятся на «фронду» и благонадёжные. Является ли «Золотая маска» фрондой? Безусловно, и в серьёзной мере. И не потому, что Александр Калягин карбонарий и не потому что премией награждают Кирилла Серебренникова. А потому что «Маска» признаёт только один критерий — это экспертная оценка. «Маске» легче потерять Минкульт, чем авторитет», — отмечает Зарецкая.
В заявлении замминистра, что финансирование «Маски» не снизится, по мнению критика, можно усомниться: «Ситуация с финансированием не изменится в ближайшее время: Минкульт поддерживает и будет продолжать финансово поддерживать премию. Но мне кажется, что они затеяли долгую игру. К примеру, хотят организовать новую государственную театральную премию». В последние годы «Маска» и так получала «катастрофически мало» денег из бюджета, и дальнейшие действия чиновников могут свестись к «экономической цензуре», предполагает Зарецкая.
С критиком отчасти согласен и актёр, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей Сергей Паршин: «В принципе, я помню, (глава департамента Минкультуры — Прим.) Андрей Малышев у нас часто бывал на заседаниях секретариата в Москве. Такой деятельный мужчина, отстаивал точку зрения Министерства культуры, которая касалась численного или личностного состава, например, жюри «Золотой маски», экспертных советов. Министерство всегда лоббировало своих представителей». Обещанию Минкульта не менять финансирования премии Паршин безговорочно верить не стал, предположив, что перемены все же произойдут. У «Золотой Маски» были и спонсоры, но все равно поддержка Минкульта была значительной, отметил народный артист России. Паршин рассказал, что подобный исход событий в театральной среде воспринимают как неожиданный.
Театральный критик, арт-директор Центра имени Вс. Мейехольда Елена Ковальская в связи с заявлением Минкульта обратила внимание на тонкую, почти неуловимую грань между хорошими и плохими новостями: «Если эта мера была вызвана пожеланием театрального сообщества о невмешательстве государства в дела общественной организации, которой является СТД, то я это только приветствую. Поскольку с тех пор, как Министерство культуры обнаружило, что является соорганизатором премии, оно начало оказывать давление на «Золотую маску». Когда я увидела новость, то первой моей мыслью было то, что это попытка в Год театра свернуть финансирование «Золотой маски» и направить его на другие проекты. Но министерство заявило, что сохраняет финансирование премии, и этот шаг я тоже приветствую. Конечно, мы живём в такое время, что в хорошие новости верится с трудом. Вот и в эту новость, которая со всех сторон положительная, сложно поверить как в хорошую. Есть опасения, что финансирование «Золотой маски» будет свернуто в следующем году, который уже не будет Годом театра. Но поживём — увидим».
Марина Корнакова, директор-распорядитель российской национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (его часто называют детской «Золотой маской») не исключает, что присуждение «Масок» двум спектаклям Кирилла Серебренникова также стало одной из причин конфликта: «Конечно, это мощный раздражитель для Минкульта. Все театральное сообщество поддерживает фигурантов театрального дела и никак не обвинителей». При этом Министерство отреагировало на награждение спектаклей Серебренникова только через полгода после финальной церемонии-2018, так как накопило «критическую массу» раздражения, и «уход заместителя министра Малышева стал последней каплей».
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky