Профессор Григорий Юдин в программе Сергея Медведева "Археология" на Радио Свобода прокомментировал лишение аккредитации одного из ведущих независимых ВУЗов страны - Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки).

Я не думаю, что эта система бессубъектна. Более того, случившееся с "Шанинкой" позволяет по-другому посмотреть на историю с Европейским университетом. Была масса всяких версий относительно того, почему беды обрушились на это замечательное учебное заведение. Нынешняя ситуация проливает на это свет и позволяет четко сказать, что в этом есть некоторая система. Это, конечно, атака на лучшие образцы высшего образования в России.
В этом смысле не очень важно, кто конкретно за этим стоит, как его имя и фамилия. Важно, что в России сейчас начинается довольно существенная борьба за судьбу высшего образования. Есть две позиции. Одна из них состоит в том, что российское высшее образование и наука должны быть конкурентоспособными в международном масштабе, должны занять то место, которого они заслуживают в мире. Мы должны сотрудничать с коллегами, делать так, чтобы нас уважали, читали, к нам приезжали и, соответственно, мы бы уважали, читали и приезжали к коллегам, которые занимаются наукой и образованием в других странах, чтобы Россия была достойной частью международной науки. И государство вкладывает в это довольно большие деньги.
Вторая позиция вслух пока не озвучивается, но из этой серии решений мы можем четко видеть, что она состоит в следующем: нет, российское образование не должно быть частью международной системы образования, а российская наука не должна быть частью международной науки. Задача университетов состоит более-менее в том, чтобы быть очередным ведомством по пропаганде. <...>
Хочу пояснить, чем занимаются ВУЗы, когда грядет аккредитация. Это регулярный процесс. Примерно за год до того, как приходит аккредитационная комиссия, в университете останавливается половина процесса. Профессора вместо того, чтобы заниматься студентами и обеспечивать образование, заполняют бумажки. Итогом этого являются горы документации, грузовики коробок, которые грузятся и вывозятся. Рособрнадзор занимается проверкой этих бумажек. При этом содержание процесса не проверяют никак! Сложно представить, что в грузовике бумажек нет ни одной опечатки, но если предположить, что у тебя все в порядке, то, в принципе, у тебя студенты могут даже не входить в аудиторию, Рособрнадзор не может ничего сделать по этому поводу.
Это очень мешает образовательному процессу. Из-за этого во взаимодействии между профессором и студентом невозможно использовать программу дисциплины. Программа дисциплины в любом американском ВУЗе - это ровно две страницы, потому что она нужна только профессору и его студентам. Программа дисциплины в России - это 40 страниц, которые ни один здравомыслящий студент никогда читать не будет, потому что там нет информации, которая ему нужна. <...>
[О бюрократической машине] У нее есть два измерения. Одно - действительно, кафкианское. Итогом его является то, что вся образовательная и научная отрасль сейчас находятся в состоянии страха - начиная с ВУЗов, которые проверяют, и продолжая людьми, которые являются проверяющей бригадой. Второе измерение состоит в том, что Расобрнадзор в этом своем качестве является просто дубиной, которую можно использовать, если встать за ним, приспособиться и начать устранять тех, кто тебе не нравится. Все-таки ситуация с Европейским, а теперь и с "Шанинкой" показывает, что это система. Речь не идет о том, что это машина, которая сама не знает, как она работает. Нет, за этой машиной стоит кто-то, кому не нравится качественное высшее образование. <...>
И государственные, и негосударственные ВУЗы находятся в том странном состоянии, когда никто не знает, к кому прилетит следующая пуля. Вы думаете, большие университеты защищены от Рособрнадзора? Да ничего подобного! Эта система парализует всех. А если есть желание расправиться с качественным высшим образованием, то это можно делать не только через Рособрнадзор. <...>
Аккредитация выдается коллегами, образовательным сообществом. А государственные лицензии не нужны. Это вообще не дело государства, оно ничего в этом не понимает. Вот к нам идут студенты: что им важнее - чтобы люди из Рособрнадзора считали, что у нас качественное образование, или чтобы международное академическое сообщество считало, что мы даем качественное образование?
Дело не только во властях, но еще и в самоорганизации академического и образовательного сообщества. И то, что мы видим в последние несколько дней, - это вполне хорошие симптомы. Уже появилось несколько обращений, которые вслед этой абсурдной ситуации, когда Рособрнадзор отстреливает лучшие ВУЗы, предлагают реформировать отрасль. Ассоциация ведущих ВУЗов России выступает с этой идеей. Все в образовании, кто пытается сделать так, чтобы средства, которые вкладывает в это государство, были использованы со смыслом, все, кто заинтересован в том, чтобы у нас было качественное высшее образование и качественная наука, сегодня понимают, что это надо реформировать. И нам нужно объединяться, чтобы нормально предъявить это сообществу, способному в дальнейшем выполнять эту нужную функцию, которую Рособрнадзор выполнить не может и выполняет некачественно.
Мы видим, что все профессиональное сообщество мобилизуется. Это вполне организованная деятельность. Я думаю, что это находится в русле тех реформ, которые предпринимаются в образовании и науке в последнее время. Важная реформа прошлого года состоит в том, что государство потихонечку уходит из области аттестации научных кадров. Вместо Высшей аттестационной комиссии теперь ведущие университеты могут сами создавать свои диссоветы и присуждать степени, что очень правильно. И следующий совершенно естественный шаг в том же направлении - это поддержать образовательное сообщество и дать ему возможность самому разбираться с некачественными ВУЗами. Оно точно это сделает лучше, чем государство.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Я не думаю, что эта система бессубъектна. Более того, случившееся с "Шанинкой" позволяет по-другому посмотреть на историю с Европейским университетом. Была масса всяких версий относительно того, почему беды обрушились на это замечательное учебное заведение. Нынешняя ситуация проливает на это свет и позволяет четко сказать, что в этом есть некоторая система. Это, конечно, атака на лучшие образцы высшего образования в России.
В этом смысле не очень важно, кто конкретно за этим стоит, как его имя и фамилия. Важно, что в России сейчас начинается довольно существенная борьба за судьбу высшего образования. Есть две позиции. Одна из них состоит в том, что российское высшее образование и наука должны быть конкурентоспособными в международном масштабе, должны занять то место, которого они заслуживают в мире. Мы должны сотрудничать с коллегами, делать так, чтобы нас уважали, читали, к нам приезжали и, соответственно, мы бы уважали, читали и приезжали к коллегам, которые занимаются наукой и образованием в других странах, чтобы Россия была достойной частью международной науки. И государство вкладывает в это довольно большие деньги.
Вторая позиция вслух пока не озвучивается, но из этой серии решений мы можем четко видеть, что она состоит в следующем: нет, российское образование не должно быть частью международной системы образования, а российская наука не должна быть частью международной науки. Задача университетов состоит более-менее в том, чтобы быть очередным ведомством по пропаганде. <...>
Хочу пояснить, чем занимаются ВУЗы, когда грядет аккредитация. Это регулярный процесс. Примерно за год до того, как приходит аккредитационная комиссия, в университете останавливается половина процесса. Профессора вместо того, чтобы заниматься студентами и обеспечивать образование, заполняют бумажки. Итогом этого являются горы документации, грузовики коробок, которые грузятся и вывозятся. Рособрнадзор занимается проверкой этих бумажек. При этом содержание процесса не проверяют никак! Сложно представить, что в грузовике бумажек нет ни одной опечатки, но если предположить, что у тебя все в порядке, то, в принципе, у тебя студенты могут даже не входить в аудиторию, Рособрнадзор не может ничего сделать по этому поводу.
Это очень мешает образовательному процессу. Из-за этого во взаимодействии между профессором и студентом невозможно использовать программу дисциплины. Программа дисциплины в любом американском ВУЗе - это ровно две страницы, потому что она нужна только профессору и его студентам. Программа дисциплины в России - это 40 страниц, которые ни один здравомыслящий студент никогда читать не будет, потому что там нет информации, которая ему нужна. <...>
[О бюрократической машине] У нее есть два измерения. Одно - действительно, кафкианское. Итогом его является то, что вся образовательная и научная отрасль сейчас находятся в состоянии страха - начиная с ВУЗов, которые проверяют, и продолжая людьми, которые являются проверяющей бригадой. Второе измерение состоит в том, что Расобрнадзор в этом своем качестве является просто дубиной, которую можно использовать, если встать за ним, приспособиться и начать устранять тех, кто тебе не нравится. Все-таки ситуация с Европейским, а теперь и с "Шанинкой" показывает, что это система. Речь не идет о том, что это машина, которая сама не знает, как она работает. Нет, за этой машиной стоит кто-то, кому не нравится качественное высшее образование. <...>
И государственные, и негосударственные ВУЗы находятся в том странном состоянии, когда никто не знает, к кому прилетит следующая пуля. Вы думаете, большие университеты защищены от Рособрнадзора? Да ничего подобного! Эта система парализует всех. А если есть желание расправиться с качественным высшим образованием, то это можно делать не только через Рособрнадзор. <...>
Аккредитация выдается коллегами, образовательным сообществом. А государственные лицензии не нужны. Это вообще не дело государства, оно ничего в этом не понимает. Вот к нам идут студенты: что им важнее - чтобы люди из Рособрнадзора считали, что у нас качественное образование, или чтобы международное академическое сообщество считало, что мы даем качественное образование?
Дело не только во властях, но еще и в самоорганизации академического и образовательного сообщества. И то, что мы видим в последние несколько дней, - это вполне хорошие симптомы. Уже появилось несколько обращений, которые вслед этой абсурдной ситуации, когда Рособрнадзор отстреливает лучшие ВУЗы, предлагают реформировать отрасль. Ассоциация ведущих ВУЗов России выступает с этой идеей. Все в образовании, кто пытается сделать так, чтобы средства, которые вкладывает в это государство, были использованы со смыслом, все, кто заинтересован в том, чтобы у нас было качественное высшее образование и качественная наука, сегодня понимают, что это надо реформировать. И нам нужно объединяться, чтобы нормально предъявить это сообществу, способному в дальнейшем выполнять эту нужную функцию, которую Рособрнадзор выполнить не может и выполняет некачественно.
Мы видим, что все профессиональное сообщество мобилизуется. Это вполне организованная деятельность. Я думаю, что это находится в русле тех реформ, которые предпринимаются в образовании и науке в последнее время. Важная реформа прошлого года состоит в том, что государство потихонечку уходит из области аттестации научных кадров. Вместо Высшей аттестационной комиссии теперь ведущие университеты могут сами создавать свои диссоветы и присуждать степени, что очень правильно. И следующий совершенно естественный шаг в том же направлении - это поддержать образовательное сообщество и дать ему возможность самому разбираться с некачественными ВУЗами. Оно точно это сделает лучше, чем государство.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky