Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись:
Архитектура Великобритании в XVII веке. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//blog/rabochie-teksty/arkhitektura-velikobritanii-v-xvii-veke/ (дата обращения: 3.10.2023)
Архитектура Великобритании в XVII веке
Содержание
В 17 веке в архитектуре и строительстве Англии произошел значительный перелом, совпавший со сменой королевской династии — на трон взошли Стюарты. XVII век стал для зодчества Англии эпохой ученичества, и в одной постройке могли переплетаться черты и барокко и классицизма.
Говоря об архитектуре Великобритании 17 века, невозможно не говорить об Иниго Джонсе (1573-1652 гг.). Этот архитектор учился сначала в Италии у зодчего Палладио, потом некоторое время работал на датского короля. Сестра же короля Дании, Анна Датская, ставшая впоследствии королевой Англии, сделала его своим придворным архитектором. Иниго Джонс, будучи работящим, перенес на английскую землю трактат Палладио «Четыре книги об архитектуре». Это произведение, переведенное в том числе и на английский язык, нередко рассматривали как учебник и активно использовали в строительстве в протестантских странах. Этот трактат стал знаменем, под которым объединились противники насаждения римского варианта барокко (который часто называли «Стилем иезуитов»).
Квинс-Хаус, Гринвич
Для Анны Датской Иниго Джонс построил Квинс-хаус в Гринвиче — небольшое двухэтажное здание с минимальными декорациями. Это первый пример палладианского стиля в северной Европе. Окончательный свой вид здание получило в 1635 году, когда Джонс перестроил его для новой королевы, Генриетты-Марии. В 1619-1622 годах им был построен Дом банкетов при восстанавливающемся Уайтхолльском дорце.
Дом банкетов, Лондон
Считается, что именно Иниго Джонс принес в лондонскую архитектуру регулярное градостроительство по итальянским образцам.
В сентябре 1666 года случился Великий лондонский пожар, в результате которого сгорело две трети города — в том числе и собор Святого Павла. Место, образовавшееся после пожара, стало полем для архитектурных экспериментов для другого английского зодчего — Кристофера Рена. Он и отстроил заново собор Св. Павла, который стал олицетворением стремления уже буржуазных дельцов к величию и пафосу.
Собор святого Павла, Лондон
Также Кристофер Рен создал Гринвичский госпиталь, в котором присутствуют черты барочной масштабности и дворцовая торжественность. Рен стал создателем английского варианта классицизма — буржуазно-сдержанного и трезвого, в который вошли и барочные силуэты башен, и острые шпили церквей, и игра разновеликих объемов.
Королевский госпиталь в Гринвиче