Упадок экономики не давал возможности строить значительные сооружения, но тем не менее церковь и аристократия нуждались в подтверждении своего престижа и влияния. Отсюда - стремление к необычным архитектурным решениям: парадность и острота форм, повышенная декоративность и звучность. Импозантность зданий была призвана создать видимость политической и социальной стабильности государства.
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись:
Архитектура Европы XVII века. Италия. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//blog/rabochie-teksty/arkhitektura-evropy-xvii-veka-italiia/ (дата обращения: 6.12.2023)
Архитектура Европы XVII века. Италия
Содержание
Архитектура Италии в 17 веке обеспечивала в основном запросы католической церкви и высших сословий. В 17 веке в Италии строились по большей части культовые сооружения, загородные виллы и дворцы.
Упадок экономики не давал возможности строить значительные сооружения, но тем не менее церковь и аристократия нуждались в подтверждении своего престижа и влияния. Отсюда — стремление к необычным архитектурным решениям: парадность и острота форм, повышенная декоративность и звучность. Импозантность зданий была призвана создать видимость политической и социальной стабильности государства.
В архитектуре Рима в 17 веке состояние дел полностью зависело от противостояния двух мастеров — Бернини и Борромини. Последний, являясь бывшим учеником Бернини, позже стал его врагом.
Лоренцо Бернини является центральной фигурой в становлении позднего барокко в Италии. Он стал проводником центральной линии католической церкви в период барокко. С 1629 года, после смерти архитектора Мадерны, он продолжил постройку собора святого Петра в Риме.
Собор святого Петра
В 1633 году им была построена бронзовая сень над главным куполом собора, которая считается первым произведением зрелого барокко. А крупнейшим архитектурным произведением Бернини стало оформление площади перед собором святого Петра (1655-1667гг.). Им были созданы две площади — эллиптическая большая и примыкающая к ней площадь в форме трапеции.
В гражданском зодчестве самым значительным сооружением Бернини стала палаццо Одескальки в Риме (1665г), построенная по традиционной ренессансной схеме. Позднее, в эпоху классицизма, принцип, примененный здесь при разбивке фасадной стены, получит большое распространение.
Франческо Борромини же стал архитектором монашеских орденов. Его архитектурные произведения отличаются динамичностью и пышностью форм. Именно Борромини довел стиль барокко до максимальной напряженности.
Главное произведение Борромини в области церковного зодчества — церковь Сан-Карло «У четырех фонтанов» (1638-1667гг.) с волнообразными, изгибающимися формами.
Церковь «У 4 фонтанов»
Фасад церкви выглядит как самостоятельная архитектурная композиция, не зависящая от здания. В рамках этого фасада можно увидеть весь набор барочных элементов и форм — дугообразных карнизов, картушей овальной формы и остальных декоративных деталей.
Значительным сооружением Борромини также стала римская церковь Сан Иво. Особенностями этой церкви является полное несоответствие внешней и внутренней оболочек купола.
Церковь Сан-Иво алла Сапиенца
Стиль барокко господствовал в Италии вплоть до первой половины 18 века.