AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Первые кодексы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//197/pervye-kodeksy/ (дата обращения: 29.03.2024)

Первые кодексы

Первые кодексы

Содержание

    Первые кодексы. Книги на пергамене (мембрана, vélin, carta pecora, boc-fel)

    Первые кодексы сшивали из разрезанных папирусных свитков, поскольку повреждённый свиток было нельзя сворачивать и разворачивать без дальнейшего разрушения. Далее кодексы стали изготавливать намеренно, сначала — из папируса. Именно из папирусных листов составлены древнейшие дошедшие до нас кодексы, все сохранившиеся в Египте; имеются о них упоминания и в античных источниках. Так, Кассиодор завещал своим духовным братьям по Виварию папирусный кодекс (лат. codex chartaceus), который содержал в себе весь текст Библии. От того же VI века дошёл в составе собрания Амброзианской библиотеки папирусный кодекс с латинским переводом «Иудейских древностей», текст при этом был записан на обеих сторонах листа. Старейшие остатки пергаментных кодексов, находимые в Египте, датируются II веком.

    Во II в. до н. э. рядом с папирусом появился другой, более прочный материал, изобретение которого связывают с преданием, рассказанным Плинием Старшим со ссылкой на Варрона. Из-за растущего экономического и культурного соперничества между Египтом и Пергамом царь Египта Птолемей V (II в. до н. э.) запретил вывоз папируса в Пергам, где было задумано создание большой библиотеки. В ответ па это пергамцы усовершенствовали технику обработки кожи, в результате появились бело-желтые прочные листы, которые можно было использовать для письма с обеих сторон. Вновь созданный материал назвали «пергамен» (Πέργαμον — греч., pergamena, charta — лат.). А Римляне иногда называли его «мембрана» (membrana), поскольку выделанная и хорошо обработанная кожа была очень прочной и эластичной, ее можно было легко сгибать.

    В странах Европы сохранились различные национальные названия: velin (фр.). carta ресога (итал.), boc-fel (англ.).

    Новые свойства материала подсказали и новую форму книги — более удобную, чем свиток. При чтении свитка его необходимо все время разворачивать и сворачивать. Если нужно было вернуться к предыдущему тексту, свиток снова разворачивали, что представляло значительные неудобства. Пергаменные листы, сложенные один на другой и скрепленные, как восковые таблички, породили форму кодекса. Для защиты листов с внешней стороны их прикрывалй досками, соответствующими размеру листа. Позднее доски стали обтягивать кожей, так появился переплет. Именно с тех времен существует выражение «прочесть книгу от доски до доски».

    Общий принцип изготовления кодекса был таков: листы писчего материала складывались один на другой, далее пачку сгибали и прошивали по сгибу. Таким образом, внешние листы должны были иметь наибольший размер и постепенно уменьшаться к середине, чтобы блок был более или менее ровным. При сколько-нибудь значительной толщине напряжение в месте сгиба было сильным, поэтому кодексы плохо держатся в закрытом состоянии и имеют тенденцию раскрываться. По этой причине кодексы стали составлять из тетрадей — четырёх листов, согнутых пополам (др.-греч. τετράδιον, лат. quaternion). Тетради именно из четырёх листов не были строгим правилом, встречались бинионы и квинионы (по два и пять листов), были и другие сочетания; чаще всего, однако, это были дополнения к пачке кватернионов, когда текст не помещался в последней тетради.

    По материалам египетских раскопок и находок выясняется, что в ранний период папирусные кодексы были больше распространены, чем пергаментные, для греческой литературы их соотношение примерно 5 : 3 в пользу первых. На форму папирусных кодексов основное влияние оказывала фактура материала: папирус был хрупким, поэтому края листов изнашивались и обламывались, из-за чего поля папирусных кодексов — особенно у наружного края — делали широкими, а текст записывали в одну колонку. Общий формат папирусных кодексов больше, чем у пергаментных, а книг малого формата не встречается вовсе.

    Немногие папирусные кодексы сохранились и на Западе. В Национальной библиотеке Франции хранится папирусный кодекс с гомилиями Св. Авита; в трёх библиотеках Парижа, Женевы и Санкт-Петербурга имеются разрозненные фрагменты и листы кодексов с посланиями Блаженного Августина, в Поммерсфельдене имеются отрывки «Дигест» и в Санкт-Галлене — отрывки сочинений Исидора Севильского. Все эти рукописи датируются VI—VII веками.

    Пергаментный кодекс изготовляли аналогично папирусному. Согнутый пополам лист пергамента именовался по-гречески «дипломой» (др.-греч. δίπλωμα), четыре дипломы образовывали тетрадь. Тетради нумеровались на последнем листе (лат. signatura), что позволяло соблюсти последовательность при переплетении их в кодекс.

    Особенности технологии производства пергамена

    Первоначально пергамен делали монахи в монастырях и при епископских кафедрах. С расцветом городов в XII в. производство пергамена перешло к цеховым ремесленникам. По списку Парижской тальи 1292 г., в Париже насчитывалось 19 пергаменщиков. Во многих крупных городах Европы — Генуе, Милане, Флоренции, Риме, Равенне, Орлеане, Еезансоне, Трире, Льеже, Кёльне, Кракове, Праге — тоже были ремесленники, изготовлявшие пергамен.

    Процесс изготовления пергамена был достаточно трудоемким. Пергамен обычно делали из шкур баранов, козлов, телят, волов (но никогда нс использовали шкуры ослов!). Сначала шкуру помещали на несколько дней в чан с известью, затем очищали от волос и мяса, снова погружали в известь, после чего натягивали на раму и скребком окончательно снимали оставшиеся частички мяса или шерсти. Пемза помогала отгладить шкуру, а мел или свинцовые белила с белком, втертые с обеих сторон, поглощая жир, отбеливали кожу. В результате получался гладкий лист пергамена, на котором можно было писать с обеих сторон.

    Наиболее тонкий пергамен делали из шкурок кролика и белки, но особенно тонкий прозрачный пергамен получался из шкурок неродившихся ягнят, извлеченных из чрева матери. Его называли «девичья кожа», и стоил он очень дорого из-за сложности обработки. Чаще всего его употребляли для изготовления книг, предназначенных высокопоставленным особам. В Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится Библия XIII в. (Lat., О. V. I № 38), сделанная из такой «девичьей кожи».

    Исследователи заметили, что в разное время способы обработки шкур и производства пергамена в странах Европы были различными. Папрнмер, пергамен каролингского времени был гладким и выделывался из овечьих шкур. В Англии использовали шкуры волов, которые даже после тщательной обработки оставались пористыми.

    В классическом и позднем средневековье различали пергамен северный и южный. Северный делали из телячьей кожи, обработанной с обеих сторон. На юге (в Италии и Испании), где пергамен наследовал папирусу, при выделке шкуры качественнее обрабатывали лишь одну ее сторону, как это делали и при изготовлении папируса.' Однако в позднем средневековье итальянский пергамен отличался ’особой белизной и хорошей обработкой с двух сторон.

    Известно, что белый пергамен получали из шкур обескровленных животных, шкуры необескровленных сохраняли желтоватый оттенок.

    Ирландцы и англосаксы чаще для изготовления пергамена использовали шкуры телят, при этом они прекрасно обрабатывали шкуру с обеих сторон так, что трудно отличить мясную» сторону от «волосяной», в то время как в Центральной Европе, особенно в Германии, этой стороне дела не придавали значения, и во многих рукописях можно легко заметить сохранившиеся точечки (особенно если шерсть у животного была черной).

    В исключительных случаях поверхность пергамена покрывали пурпурной краской и писали серебром или золотом. По-видимому, этот обычай был заимствован из Византии. Наиболее знаменитая рукопись такого рода - Евангелие Годескалька (Godescalc, Paris, Bibl. nat, nov.acq, 1203). Часослов для герцога Сфорца был выполнен на пергамене, окрашенном в черный цвет (Чёрный Часослов).

    Для изготовления рукописей и кожаных переплетов требовалось большое число шкур животных. Например, только для одной крупноформатной Библии нужно было 318 овечьих шкур. Чтобы изготовить объёмную книгу хотя бы в 300—400 страниц, необходимо было зарезать стадо животных в 70—100 голов.

    Переход от свитка к кодексу в раннем христианстве. Возникновение книги

    Точной даты появления кодексов назвать нельзя. Известен рассказ об убийстве в 52 г. до н.э. римского политического деятеля Публия Клодия. Толпа перенесла тело Публия в здание сената и возложила на костер из столов, стульев и «кодицес либрариорум». Историки книги предполагают, что речь идет об актовых книгах римского сената, книгах в форме кодекса.

    В одном из берлинских музеев хранится фрагмент когда-то существовавшего кодекса с записью трагедий древнегреческого драматурга Еврипида, сделанной во II в. н.э. Старейшие кодексы со списками «Библии» относят к IV-V вв. н.э. Самый известный из них — Синайский был найден в монастыре св. Екатерины на Синайском полуострове, в библиотеке которого сохранилось немало сокровищ книжной культуры. Предполагают, что в этом кодексе было не менее 730 листов форматом 43x37 см. До нас дошло 390 листов; большая часть из них находится в Британском музее в Лондоне.

    Впервые кодексы появились в восточных провинциях Римской империи. Первоначально изготовлялись из папируса и пергамента. В первые века новой эры началось использование кодексов в среде римских юристов и ранних христиан из-за компактности по сравнению со свитками и удобством поиска нужных мест в объёмном тексте. С VI—VII века кодекс становится основной формой книги; с его оформлением связано появление переплёта, оформления и украшения страниц. Традиции средневекового оформления рукописных кодексов оказали сильнейшее влияние на внешний вид и оформление печатных книг.

    Преимущества пергамена обеспечили ему ведущую роль в производстве книги. Эти преимущества заключались прежде всего в долговечности и прочности этого материала, тогда как папирусные книги-свитки от частого перематывания, атмосферной влаги, механических повреждений разрушались довольно быстро: папирусная книга старше 200 лет в античности считалась большой редкостью. Кроме того, пергамен можно было исписывать с обеих сторон без опасения, что чернила проникнут на другую сторону. По этим причинам пергамен был более подходящим материалом для изготовления кодексов. Да и сама книга-кодекс была по форме более удобной: ее можно было быстро листать без опасения повредить страницы, возвращаться — притом очень быстро — к уже прочитанному месту, закладывать нужные места и сразу их открывать. Это было особенно важно в юридической практике, когда надо было быстро процитировать нужную юридическую формулу («кодекс законов»), и еще более важно в церковном обиходе, где приходилось особенно часто цитировать «Священное писание» (в эпоху раннего средневековья в обращении находились главным образом книги религиозного содержания).

    Кодекс из пергамена имел также то преимущество, что деление сочинения на части («книги»), соответствующие современным главам, не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одном кодексе, занимавшем гораздо меньше места, чем совокупность свитков: кодекс был гораздо более удобным в пользовании, портативным и легким. Победа кодекса над свитком символизировала идеологическую победу христианства над «язычеством» — произведения греко-римской литературы сохранялись еще в свитках, тогда как новые христианские книги изготовлялись в виде кодексов, форма которых, таким образом, ассоциировалась с их содержанием.

    В языческом мире рукопись не нашла признания и только с христианством была популяризирована и получила широкое распространение. Раннехристианская книга известна по немногим фрагментам и по копиям более позднего времени. Установлено, что с самого начала христиане отда­вали предпочтение форме кодекса. 

    Сперва старинная рукопись использовалась для ведения бухгалтерии, но, с развитием пергамента в III веке н. э., постепенно начала вытеснять папирусы. Это происходило уже в христианском мире. Причин принятия рукописи как основного вида книг несколько: она экономична, поскольку можно использовать обе стороны листа; её легко спрятать; она была удобна и доступна. Возможно, христианские авторы использовали рукописи нарочно, чтобы они не были похожи на языческие тексты, которые обычно писались в форме свитков.

    Палимпсест

    Поскольку потребность в книге все время возрастала, а процесс производства пергамена был очень трудоемким, в течение всего средневековья ощущалась нехватка пергамена.

    История оставила нам весьма интересные факт. рассказывающие о том. как переписчики средневековья выходили из такого затруднительного положения. В 1756 г был обнаружен фрагмент текста, из-под которого проглядывали какие-то палочки и крючочки Усиленное напряжение глаз не помогло. Были изготовлены реактивы,с помощью которых на короткое время удавалось выявить нижний текст, переписать его и впоследствии (1761 г.) опубликовать. Это был перевод Библии на готский язык, сделанный епископом Ульфилой в IV веке. Позднее перевод смыли, а пергамен использовали для другого текста. Этот случай возбудил у многих ученых интерес к поискам смытых текстов. С конца XVIII века было обнаружено большое число таких рукописей. Их назвали палимпсестами (παλίμψηστον, от πάλιν — опять и ψηστός — соскобленный). Было установлено, что в средние века ненужные тексты смывали специально приготовленными смесями или стирали пемзой, выскабливали ножом. Найдены древние рецепты различных смесей для смывания чернил Например, английские переписчики составляли смесь из молока, сыра и необожженной извести. Однако чернила очень впитывались пергамен, так что ни пемза, ни нож, никакие смеси не могли абсолютно вытравить и уничтожить то что было написано. Видимо, в те времена сложилась поговорка: «Написано пером, не вырубишь топором».

    Чтение стертого текста раньше представляло большие затруднения. Ученым XVIII—XIX вв. могла помочь только химия, «оживлявшая» на короткое время первоначальный текст, но затем уничтожавшая оба текста. В XX в. на помощь пришла фотография, а затем и новый метод фотографирования видимой люминесценцией при возбуждени ее ультрафиолетовыми лучами В последние годы применяемая в аэронавтике камера «Vidicon» используется для прочтения совершенно угасших текстов, не читаемых в ультрафиолетовых или инфракрасных лучах. Современные методы «оживления» текстов не приносят рукописи ни малейшего вреда, а раскрывают скрытые в ней тайны.

    В настоящее время науке известно 130 палимпсестов V-XVI веков, наибольшее число их приходится на VII-IX вв. Изучение палимпсестов привело к выводу, что появились они в крупнейших мастерских письма (Боббио, Верона - в Италии, Луксёйль - во Франции, Сен-Галлен - в Швейцарии, Рейхенау - в Германии), где необходимость переписать какое-нибудь сочинение заставляла использовать отдельные фрагменты манускриптов, а иногда и полные рукописи, текст которых в то время казался менее важным или имелся в нескольких экземплярах.

    При помощи новейших технических средств (фотографирование в ультрафиолетовых лучах, томография и др.) предыдущие записи иногда удаётся прочесть. Так, в 1926 году стал широко известен Лейденский палимпсест, то есть пергаментная книга, на которую в конце X века занесли текст Софокла, а ещё через четыре столетия его соскоблили, чтобы написать на освободившихся полутора сотнях страниц сочинения религиозного характера. Лейденский палимпсест с восстановленным текстом является древнейшим источником для современных изданий Софокла.

    Особый случай палимпсеста — гиперпалимпсест. Этот термин ввёл А. Зализняк для Новгородского кодекса, в котором десятки или сотни текстов наложились друг на друга и поэтому чрезвычайно трудно их восстановить (технических средств, облегчающих эту работу, пока не существует).

    Что же смывали и какие тексты писали заново?

    Сложившееся в XIX в. мнение о том. что причиной появления палимпсестов является стремление христиан уничтожить языческие тексты, опровергнуто современными исследователями. В V в. для написания новых текстов использовали большей частью рукописи с аничными текстами. Так, немецкий ученый Г Б. Нибур в веронской рукописи V - VI вв. под текстом сочинения Иеронима обнаружил отрывки из произведения юриста Гая «Институции», а итальянский кардинал Анджело Маи в Ватиканской библиотеке в рукописи с комментариями св. Августина на псалмы нашел следы сочинении Цицерона «О Республике» в списке IV в. В рукописях VIII -IX вв. число смытых христианских текстов превосходит античные. Например. смывали первый перевод Библии («Итала»), так как новый период («Вульгата») к этому времени считался христианской церковью единственно правильным. Сочинения IV-V вв. заменялись произведениями авторов VII-VIII вв.


    1. Борухович. В мире античных свитков.
    2. Киселёва. О чём рассказывают средневековые рукописи.
    3. Киселёва. Письмо и книга в Западной Европе в Средние века
    4. Википедия, куда без неё.

    27.06.2018, 4878 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.