AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Переход от пергамена к бумаге. Изобретение бумаги. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//197/perexod-ot-pergamena-k-bumage-izobretenie-bumagi/ (дата обращения: 28.03.2024)

Переход от пергамена к бумаге. Изобретение бумаги

Переход от пергамена к бумаге. Изобретение бумаги

Содержание

    Переход от пергамена к бумаге. Изобретение бумаги. Особенности бумажной технологии

    Потребность в материале дли письма в Европе существовала вплоть до появлении бумаги, за которой сохранились латинские названия charta, papyri, bombyeina. Время изобретения бумаги точно не установлено. Счита­ется, что она появилась в Китае во II в. и. э. и постепенно проникла на Запад.

    До Цай Луня в Китае делали бумагоподобный материал из бамбука, из пеньки, а ещё раньше — из шёлка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда. Древними индусами обнаружен естественный процесс образования листа бумагоподобного материала в луже воды после дождя из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных, например, слонов. Фабрики, выпускающие такую бумагу, существуют в Индии и Таиланде до сих пор.

    Однако бамбук был тяжёл, а шёлк — дорог. Бумага из таких волокон легко намокала и была непрочной. Цай Луня назначили министром-советником и поручили придумать более дешёвый и технологичный способ изготовления. Поиски привели его к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны гнёзда ос, больше всего подходил для того, что он искал. Материалом для строительства служили омертвелая древесина и растительные волокна, которые они собирают отовсюду — например, с брёвен, заборов и деревянных стройматериалов. Это насыщенное целлюлозой сырьё насекомые тщательно пережёвывают и смачивают клейкой, богатой белками слюной. Слюна ос, помимо смачивания, придаёт волокну водоотталкивающие свойства (белковая проклейка коллагеном, (также, возможно, воском (пыльца), или крахмалом (переваренная листва)) или их смесью в слюне осы). Затем размягчённая волокнистая масса, высыхая, превращается в светлую, твёрдую и достаточно прочную бумагу. Цай Лунь растолок волокна и, проведя сотни опытов, пришёл к выводу, что нечто подобное можно сделать из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей, волокна шелковицы, древесной золы. Всё это он смешал с водой и выложил получившуюся массу на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце он разгладил эту массу с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

    «Классическая» бумага, с проклейкой в массе, создана Цай Лунем в 105 году н. э.

    После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Для повышения прочности стали добавлять крахмал, клей, естественные красители и т. д.

    В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А ещё через 150 лет через военнопленных попадает к арабам.

    В 751 г. арабы захватили Самарканд, откуда вывезли секрет производства бумаги в свои центры в Месопотамии, Сирии, Египте. Арабы экспортировали бумагу в Европу через Испанию и Сицилию, находившиеся в XI в. под их властью. Вывозимая арабами бумага через Испанию и Сицилию и XIII в. попала в Европу Из Италии готовую бумагу начали вывозить в Южную Францию. Германию и далее в Польшу и Чехию, из Испании - на север Франции, в Англию и Скандинавские страны. Теми же путями шло распространение производства бумаги. 

    Каждый мастер стремился совершенствовать производство бумаги, облегчить труд и улучшить ее качество. Свои достижения и открытия он держал в строжайшем секрете. Однако в целом процесс производства бумаги был более-менее одинаков. В Европе бумагу делали из льняного тряпья, которое замачивали в воде, затем измельчали в специальных приспособлениях, напоминающих ступы с пестиком.Размельченное тряпье оставляли в течение суток в воде с добавлением гашеной извести для отбеливания, затем отжимали, снова заливали водой и перемалывали до получения однородной массы, которую помещали в особые чаны. Оттуда бумажную массу черпали формами, состоящими из деревянной рамы с натянутыми металлическими переплетениями (в виде сита). Металлические переплетения рамы были хорошо видны на готовом листе бумаги (см. ниже). 

    Размеры рам были разные. От их величины зависел размер готового бумажного листа. Через отверстия металлических переплетов формы при равномерном покачивании вода вытекала, оставшуюся массу клали на войлок. Собранные в стопу и переложенные войлоком бумажные листы помещали под пресс, отжимали, после чего убирали войлок. Листы снова помещали под пресс, а затем развешивали для просушки. Высушенную бумагу разглаживали на мраморной доске шлифовальной костью, проклеивали животным желатином, сушили и снова разглаживали. После этого бумагу упаковывали. 

    Изготовление бумаги и сырьё для нее стоили несравненно дешевле, чем шкуры животных и выделка из них пергамена, однако широкое использование бумаги в Европе началось не сразу, потому что перво­начально считали ее менее прочной, чем пергамен, и не верили в воз­можность ее долгой сохранности. Германский император Фридрих II, например, запретил в 1231 г. употреблять бумагу для официальных документов. Итальянские и французские канцелярии сначала исполь­зовали бумагу лишь для черновиков и регистров.

    Первые бумажные мастерские и фабрики в Европе. Вержеры и понтюзо

    Процесс изготовления бумаги требовал большого количества воды, поэтому мастерские строились на реках и назывались бумажными мельницами. Первые такие мельницы появились в Италии в 1276 г., во Франции - в 1340, в Германии - в 1398, в Англии - в середине XIV века, в Голландии, Норвегии и Дании - в 60-х годах XIV века, в Польше - в 1493 г., в Чехии - в 1499 г.

    Вержеры и понтюзо

    Если говорить о форме:

    Первое описание бумажной мельницы привел в своей книге, выпущенной в 1607 г., архитектор города Падуи Витторио Цонка. Полученную однородную массу наливали в чан, из которого ее зачерпывали специальным черпаком с плоским сетчатым днищем. Вода спекала через дно, и на днище ровным тонким слоем осаживалась бумажная масса. После высыхания из нее получался лист бумаги. Европейские бумагоделатели усовершенствовали и черпальную форму - рамку с сетчатым дном. Основу ее составляли поперечные плетеные проволоки, так называемые понтюзо (от франц. pontuseau - мостки), в которые вплетались более частые продольные проволоки вержеры (от франц. vergeures - полоски). Понтюзо составляли каркас сетки, не позволяя ей прогибаться, так как бумажная масса должна была одинаково равномерно растекаться по всему дну формы. Это обеспечивало одинаковую толщину листа бумаги. Для упрочения конструкции понтюзо поддерживали специальные деревянные рейки шпангоуты. В разное время использовали различные способы плетения сетки. В ранний период вержеры были массивные, а редкие понтюзо лишь поддерживали их снизу и слабо отпечатывались на листе.

    Позже понтюзо представляло собой две сплетенные проволоки с вплетенными между ними вержерами. Такие понтюзо в нескольких местах копились к шпангоутам. Со временем проволока в местах крепления прогибалась, что отражалось на неравномерности распределения бумажной массы по листу. Большее распространение получило другое понтюзо - более массивная, чем вержеры, проволока, к которой другой, более тонкой проволокой крепились вержеры. На бумаге такие понтюзо не оставляли отпечатка, отпечатывалось только их плетеное крепление к вержерам. Технические подробности, касающиеся изготовления черпальной фирмы, имеют значение для вопроса о сроке службы одной формы. Считается, что при повреждении плетеного понтюзо вся форма становилась непригодной, ее следовало целиком переплетать. Средний срок службы одной формы, по мнению исследователей, исчислялся примерно двумя годами.

    И если о бумаге:

    Бумага верже — белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Частые полосы называются вержерами, частота их расположения — по 5-8 на 1 см, более редкие полосы называются понтюзо, они отстоят друг от друга на 2-2,5 см. След от полос рельефно виден на поверхности бумаги лишь с одной стороны. Изначально верже изготовлялась из льняного и пенькового тряпья, отличалась высокой прочностью.

    Точное время появления этого сорта бумаги в России неизвестно, однако в своё время верже не считалась редкой, так как на ней напечатано большинство русских книг XVIII — начала XIX века. Кроме того, верже широко использовалась и для изготовления форзацев книг.

    Во второй половине XIX — начале XX века бумага верже вырабатывалась из чистой целлюлозы, без древесины, что обусловило её высокие потребительские свойства, и считалась высокосортной, использовалась преимущественно для изготовления малотиражных и подарочных изданий.

    В настоящее время бумага верже используется в официальной дипломатической (нотной) переписке, а также для официальной переписки (в основном, на высоком и высшем уровне) в ряде министерств и ведомств.

    Рекомендация РГБ: Не путайте «вержер» и «бумагу верже», это не синонимы!

    Филиграни

    Филигрань — видимое изображение или рисунок на бумаге, который выглядит светлее при просмотре на просвет (или темнее при просмотре в отражённом свете на тёмном фоне). Водяной знак получают вдавливанием металлического сетчатого валика или эгутёра (дендироли, ровнителя) в бумагу в процессе её изготовления или на специальных формовочных рельефных сетках, иногда с использованием филиграней. Рисунок водяного знака — линии разной формы, буквы или монограммы, фигурные изображения.

    Впервые водяные знаки появились в Италии. Производители бумаги применяли их тогда и позже для идентификации своей продукции, а также на почтовых марках, банкнотах и других государственных документах для защиты от подделки.

    Maстера бумаги, стремясь обеспечить сбыт своей продукции,  еще при изготовлении ставили на ней отличительные знаки, называемые водяными, или филигранями. На металлическую сетку формы клали сделанную из проволоки фигурку,  на которой задерживалась часть бумажной массы, а в готовом листе эта фигурка видна на свет, так как слой массы в этом месте тоньше. Первая в Европе филигрань (в виде креста) датируется 1282 г. и принадлежит бумажной мастерской итальянского города Фабрицио (до этого времени бумага выпускалась без филиграней). Излюбленными знаками в Европе были изображения бычьих голов, креста, весов, круга, отдельных букв, цветов, фруктов. Позднее филиграни усложнились - вошли в употребление геральдические знаки. Каждая бумажная мельница, а позднее фабрика, имела свою филигрань.

    В XIX - XX вв. ученые, изучив многочисленные филиграни, составили подробные справочники, по которым можно определить время и место изготовления бумаги, что в свою очередь позволяет уточнить время написания рукописи, учитывая, что возможность использования старой бумаги отстоит от времени ее изготовления не более чем на 20 лет. К сожалению, этот способ датировки и локализации не абсолютно точный, так как возможны подделки и филиграней, и рукописей с использованием сохранившейся старинной бумаги.

    Изменения в изготовлении блока книги, переплете

    В первых бумажных книгах в каждой тетради два крайних .листа были пергаменные (см. рукописи: БАН. F. № 311; РНБ. OP. Lat. О. V. 1 № 87; Lat. Q. v. I -№ 212; Lat. F. v. 1 № 502; Эрм Lat. № 29).

    Позднее отказались от этого, но долгое время на сгибе бумажной тетра­ди помещали тоненькую полоску пергамена так, чтобы нитки. которыми пронзали тетради, не перетирали бумагу. На основе изучения сохра­нившихся рукописей можно отметить, что первые рукописные книги на бумаге были светского содержания. Широко использовали бумагу уче­ные и студенты для переписки научных трудов и записей лекций. Большинство дошедших до нас научных трактатов написано на бумаге, в то время как богослужебные книги и молитвенники для частных лиц — на пергамене. Однако к концу XIV в. бумага уже широко употреблялась для документов и кодексов, а в XV в. она успешно конкурировала с пергаменом и в конце концов вытеснила его. Бумага сыграла огромную роль в подготовке книгопечатания, так как дала материальную базу для печатания книг в сотнях, а затем и тысячах экземпляров.

    С середины XIV в. в связи с распространением бумажных книг и работой на рынок существенно изменяется структура мастерских и организация труда в них. Теперь мастерская объединяет мастеров всех специальностей и усугубляет разделение труда между ними. Одни мастера пишут черный текст, другие — вписывают рубрики, тре­тьи — малые инициалы, четвертые — большие. Разделяется и работа рисовальщиков орнаментальных рамок, миниатюристов-иллюстраторов и, наконец, рисовальщиков узорного фона в миниатюрах.

    Таким способом создают часто уже не уникальные экземпля­ры, но однотипные, почти не отличимые одна от другой рукопи­си.

    Подобный характер производства стимулирует обособление предварительного, проектного этапа создания рукописной книги. В мастерских применяются макеты с разметкой расположения тек­ста, инициалов и миниатюр. Сохранившийся макет иллюстрированной книги конца XIV в. представляет собой рукопись, выпол­ненную готическим курсивом (т.е. не книжным, более быстрым письмом) с отступами от левого края страницы, против которых сделаны более мелкие пометки о содержании миниатюр: «Здесь изображается — то-то и то-то». Применение макетирования было, очевидно, связано с усложнившейся структурой позднеготичес­кой рукописи, потребовавшей поэтому специальной и продуман­ной организации.

    Метки на бумажных тетрадях. Тексты на бумаге

    Особая система размножения книг складывается при универ­ситетах. Специальные, одобренные университетом лица — либрарии — хранили и выдавали для переписки за определенную плату студентам и магистрам проверенные тексты необходимых им со­чинений. Эти исходные рукописи, носившие название «экземпля­ры», имели вид несброшюрованных тетрадей—pecia, выдававших­ся для переписки по одной, что во много раз ускоряло их обора­чиваемость. Переписывать же могли как сами студенты, так и специальные наемные писцы. Такая система способствовала уни­фикации рукописей не только в отношении идентичности тек­стов, но и во внешнем их оформлении. Так, «согласно статутам факультета искусств Парижского университета от 1468 г. каждая pecia должна включать 4 листа, 16 колонок, 60 строк в каждой колонке, 32 буквы в каждой строке. Все это подготовляло условия, облегчившие впоследствии переход к печатной книге»".

    Всё, сдаюсь.


    19.12.2018, 5710 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.