AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Переплет инкунабулов. Изменения в создании книжных блоков, переплете. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//197/pereplet-inkunabulov-izmeneniya-v-sozdanii-knizhnyx-blokov-pereplete/ (дата обращения: 29.03.2024)

Переплет инкунабулов. Изменения в создании книжных блоков, переплете

Переплет инкунабулов. Изменения в создании книжных блоков, переплете

Содержание

    Переплет инкунабулов

    Инкунабулы — книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года.

    С началом книгопечатания, пополнившего группу недорогих книг, усилилась роль книги вообще она стала более массовой, доступной широкому кругу читателей, что способствовало расширению сферы ее социального влияния.

    Хотя появление печатной книги значительно увеличило количество книг, выпускаемых в Европе, само по себе это не изменило различные стили переплета, за исключением того, что кожу стал использоваться гораздо реже.

    Изменения в создании книжных блоков, переплете

    С началом использования печатного станка в середине 15-го века переплет книг начал несколько стандартизироваться, но размеры страниц по-прежнему значительно варьировались.

    В начале шестнадцатого века итальянский типограф Альд Мануций понял, что личные книги должны помещаться в седельные сумки, и начал выпускать книги меньшего формата: кварто (страницы размером в одну четверть) и октаво ( страницы размером в одну восьмую).

    С печатью книги стали более доступными и хранились на длинных полках. Застежки были удалены, и заголовки были добавлены к корешкам.

    Типографские сигнатуры

    В процессе конструирования книги вырабатывался ее вспомога­тельный аппарат: сигнатура, реклама, фолиация, пагинация; результа­том осмысления текста в книге явились рубрики, заголовки, колонти­тулы. Зафиксированные время и место их появления могут быть полезными для датировки и локализации рукописей

    Интересно отмстить, что сигнатура, первоначально обозначавшая­ся через букву q, в XIII в. была заменена алфавитно-цифровой систе­мой. Переход на эту систему может свидетельствовать о том. что сигна­тура могла играть двойную роль, обозначала последовательность листов в тетради и указывала писцам последовательность переписки текста в неразрезанный лист (т. е. со «спуском полос») для книг малого фор­мата.

    Сигнатуры подобного рода встречаются и в инкунабулах. В них кроме печатных сигнатур, указывающих на последовательность тетра­дей, имеются рукописные буквенно-цифровые, которые ставились для правильного размещения на них печатных форм для печатания текста.

    Эмблемы типографов

    Развитие печатного дела способствовало как появлению типографий, так и издательских марок, которыми они стали обозначать собственную продукцию. Первая издательская марка появилась в Майнцской Псалтири, напечатанной в 1457 году Петером Шеффером и Иоганном Фустом. Одной из наиболее известных старых марок является марка венецианского издателя Альда Мануция с дельфином и якорем, которую он впервые использовал в 1502 году. В основу знака положена пословица Festina lente (с лат. поспешай медленно). Дельфин был символом скорости и ловкости, якорь олицетворял надежность, стабильность. К тому же оба символа печатника отсылали к образу портовой Венеции, столицы Адриатики.

    Собственный издательский знак (и не один) или различные его модификации имели практически все прославленные династии печатников, в том числе Этьены, Плантены, Эльзевиры и др. Так, например, почти в ста вариантах известен издательский знак знаменитой книгоиздательской фирмы Плантенов в Антверпене (основана в 1555 году); в его основе лежит изображение руки, держащей циркуль, и девиз: "Трудом и постоянством". Несколько издательских знаков имела голландская фирма Эльзевиров (основана в 1592 году), главный из них - изображение орла.

    В истории известны и случаи заимствования чужой издательской марки другим издателем, но отнюдь не с целью изготовления подделок. Так случилось, например, с издательским знаком венецианского издателя Альда Мануция, спустя три века заимствованным у него известным английским издателем Уильямом Пикерингом, высоко ценившим качество альдин.

    Издательский знак помещался, как правило, на титульном листе книги под заглавием, на авантитуле, а в отдельных случаях - на фронтисписе, в колофоне, в выходных данных, на суперобложках и даже переплетах книг. Иногда издательская марка печаталась не на всех экземплярах тиража. Историческими синонимами издательского знака являются устаревшие сегодня термины "сигнет" (от нем. Signet) и "экссудебат" (от лат. exsudebat); применяется также термин "типографская марка".

    Книги первоначального этапа печатного дела имели заметную материальную стоимость, поэтому для предотвращения кражи книги закрепляли к полкам металлическими цепями. Другим средством защиты стал знак владельца — небольшой листок бумаги с отметкой имени и фамилии владельца, его герба, девиза и т. д. Так возник экслибрис. К созданию экслибрисов и торговых марок привлекали лучших художников эпохи. Но издательства или типографии возникали не каждый год, тогда как потребность в экслибрисах только увеличивалась. Создание издательских марок логично замедлилось, тогда как создание экслибрисов ускорилось.

    Темы, которые разрабатывали в печатных марках — гербы, инициалы, изображение архитектурных сооружений, отдельные скульптуры, давно ставшие символами и аллегориями.

    Международные каталоги инкунабулов

    В XIX веке появились первые каталоги инкунабул. Исчерпывающим каталогом такого рода является «Gesamtkatalog der Wiegendruck», закомпилированный Государственной библиотекой в Берлине. Также имеет значение каталог инкунабул «Incunabula Short-Title Catalogue» Британской библиотеки. Инкунабулы, хранящиеся в библиотеках Литвы, описаны в каталоге Ноюса Фейгельмана «Lietuvos inkunabulai» (Вильнюс, 1975).

    BNF начала научную каталогизацию инкунабул с 1970 - х годов; она появляется в виде буклетов, образующих четыре тома: второй, в том числе буквы М до Z и Hebraica , опубликованы в период с 1981 по 1985 год; первый (буквы AG и ксилографические буклеты ) почти завершен в 2012 году; третий включает таблицы, а четвертый, посвященный библиотеке «Арсенала», планировался к публикации в 2016 году.

    В Российской национальной библиотеке также есть каталогизированная коллекция инкунабул — одна из крупнейших в мире.


    • Киселева. Письмо и книга в Средние века.
    • Тараканова. Антикварная книга.

    27.06.2019, 2682 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.