AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Кодикологические методы и методики. Квантитативные методики. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//197/kodikologicheskie-metody-i-metodiki-kvantitativnye-metodiki/ (дата обращения: 29.03.2024)

Кодикологические методы и методики. Квантитативные методики

Кодикологические методы и методики. Квантитативные методики

Содержание

    Квантитативные (количественные) методы - статистические методы исследования. Отличительной особенностью квантитативных методов является то, что сбор данных происходит еще до начала процедуры самого исследования.

    Качественные исследования в большей степени подразумевают сбор данных, результатом которого являются нецифровые результаты и анализ с помощью нестатистических методов. К ним можно отнести исследования изображений, письменных текстов или записей устных текстов, в ходе которых исследователь пытается выявить единый общий смысл.

    Измерение книжного формата

    Рукописи XIV—XV вв. и инкунабулы свидетельствуют, что писцы и печатники постоянно продолжали поиски лучших соотношений между полем (полосой) текста, внешними полями, строками, столбцами, колонтитулом, инициалами и другими элементами страницы и целого листа в разворот. Многих исследователей интересовал вопрос о том, как в средние века производили измерение и деление страницы книги (линейкой, наугольником или какими-то другими приборами) и что служило единицей измерения.

    Основные фигуры текстового поля в рукописях XIV—XV вв_ и в печатных книгах XV в. — прямоугольники. В значительной части рукописных книг они находятся в соответствии с внешними полями и прямоугольниками текстового поля с противоположной стороны листа. Иначе говоря, геометрические фигуры на листе в разворот находятся в полном соответствии друг с другом. Одним из важных считается правило обязательного сохранения равенства внутренних полей, являющихся осью симметрии. Ян Чихольдг посвятивший немало исследований старинной книге, заметил: «Осмысленные размеры старинных книг достойны подражания». В соответствии с осмысленным размером располагался текст на странице и на развернутом листе.

    Л.И. Киселева провела измерения текстового поля и боковых полей в рукописях разного происхождения и вычислила отношения

    1. 1) высоты текстового поля к ширине,
    2. 2) высоты к ширине, включая и ширину левого бокового поля,
    3. 3) высоты к ширине на развернутом листе.

    Анализ, вышеуказанных отношений и площадей прямоугольников текстового поля позволил отметить наличие четко выраженных определенных фигур. Текстовое поле в рукописях XIV—XV вв. представлено разнообразными прямоугольниками (и никогда квадратами). Однако внутреннее поле и поле текста часто составляют квадрат.

    Измерение зеркала письма (печати)

    Издания XV в. свидетельствуют о постоянном стремлении печатников совершенствовать искусство типографии. Серьезной и трудной была задача размещения печатной формы на листе с обеих сторон так, чтобы совпало зеркало печати. В ряде изданий печатники не справились с такой задачей. В 1470—1480-х гг. встречаются издания с несовпадающим зеркалом печати (Кёльн, Николай Готц, 1475 г., сочинение псевдо-Бернарда — GW 4060). В издании 1479 г. печатника Михаэля Грейфа «Наставления в законе божьем» Иоганна Нидера (ВМС II 576) на многих страницах наблюдается неточное зеркало печати, а поле текста состоит из узких колонок и широкого расстояния между ними.

    В книгах знаменитых печатников тоже заметны конструктивные поиски создания лучшего внешнего вида книги. Так, в нюрнбергском издании 1481 г. Антона Кобергера сочинения папы Пия II «Письма к родным» (ВМС II 421) несовершенно зеркало печати, разное число строк (например, на л. 210 размещено 52 строки, на л. 211 — 48). Неумелое расположение текста встречается у кельнского печатника Иоганна Гульденшафа в издании 1482 г. сочинения Фомы Аквинского (Н 1500) и у итальянских печатников (например, в издании 1487 г. сочинения Вергилия во Флоренции у Бернардо Нерлио (ВМС VI 678)). И даже к концу XV в. у ряда типографов были неудачи. К примеру, I том проповедей Габриэля Биэля, выпущенный в Тюбингене Иоганном Отмаром в 1499 г., завершается одной узкой колонкой текста слева, справа остается свободное место. Число примеров разного рода неудачного расположения текста на странице можно увеличить (GW 4340; Н 12220; ВМС II 576, V 470, 534, VI 678 и др.). При этом видно, что во второй половине XV в. происходило постепенное совершенствование в расположении текста, ибо техника принесла печатникам большие возможности. Усовершенствовав изготовление печатной формы, они улучшили расположение текста на странице: строки стали одинаковой длины, сократилось расстояние между словами, сделались одинаковыми расстояния между буквами. Наивысших успехов в этом достигли печатники Венеции, Рима, Флоренции.

    Изучение полос с текстом в первопечатных книгах показало, что печатники, следуя традиции, вместе с тем были восприимчивы к новому. Полосу с текстом точно привязывали к диагонали страницы наверху у корешкового поля, а затем уравновешивали с остальными полями; соотносили ширину букв и длину строки, высоту букв и межстрочное пространство.

    Измерение рукописных букв (шрифта)

    Изучение западноевропейской книжности и письма книг ставит перед исследователями ряд важных и серьезных проблем и прежде всего — проблему датировки и локализации письма и идентификации почерка. Анализ эволюции письма, детальное описание смены одного типа письма другим, выявление новых стилей вносят вклад в историю письменности. Результаты этого анализа используются при определении признаков письма и их изменении, что позволяет установить время написания того или иного текста. Местные особенности, замеченные в письме, вырисовывают признаки, по которым можно локализовать написанное. Таким образом, полученные результаты выходят за пределы истории письма, они связаны с историей науки, литературы и культуры в целом, поскольку могут определить время и место возникновения и распространения сочинений разных авторов.

    Проблема идентификации почерков еще в большей степени связана с историей науки и литературы, так как определение почерков дает возможность выявить авторов сочинений, писцов и переписчиков, скриптории и школы по переписке книг.

    Переписчики предварительно рассчитывали страницу и должны были помещать определенное число букв в строке и определенное число строк в колонке (поскольку соответственно получали оплату за каждую букву), но они всегда могли избрать желаемый или необходимый размер букв, чтобы уместить нужный текст на рассчитанном прямоугольнике или перенести непоместившийся текст на другую страницу.

    Чтобы ровно разместить буквы в строке, печатнику надо было ровно пометить их в форме, а переписчику для этого необходима было предварительно разлиновать поле, предназначенное для текста. Исследование способов и системы разлиновки дает палеографам, кодикологам и текстологам дополнительный материал для датировки и локализации рукописных книг.

    Разлиновка рукописных книг

    Больших успехов в изучении разлиновки достигли исследователи греческих манускриптов в 30-е гг. XX века. К. и С. Лейк составили десятитомное пособие с воспроизведением типов разлиновки в датированных греческих рукописях (до 1200 г.). Тем самым они не только классифицировали типы разлиновки, но показали существенную помощь другим исследователям в датировке и локализации рукописей. В конце 1950-х гг. Ж. Иригуэн, основываясь главным образом на типах разлиновки, определил центры мастерских письма. Наконец, в 1976 г. Институт исследования и истории текстов в Париже опубликовал замечательную работу Ж. Леруа «Типы разлиновки греческих рукописей», где дается принципиально новый подход к классификации материала. Особенность его классификации заключается в том, что элементы, составляющие определенный тип разлиновки, получают свой код, которым удобно пользоваться при исследовании рукописной книги и при описании ее разлиновки. Благодаря коду отпадает необходимость давать словесные описания каждого типа разлиновки. Достаточно знать кодовое обозначение, чтобы понять, о чем идет речь. Принцип Леруа может быть использован при описании разлиновки любых рукописей (латинских, армянских, русских и др.). Пользуясь универсальным принципом, предложенным Леруа, можно с легкостью дополнить его труд новыми сведениями о типах разлиновки, а закодированные данные могут быть использованы при составлении программ для ЭВМ.

    Разлиновка листа, подготовленного для написания текста, состоит, как известно, из разнообразного сочетания горизонтальных и вертикальных линий, каждые из которых имеют свое назначение. Основные вертикальные линии отграничивают текст, оставляя справа и слева свободное поле, которое иногда разделяется одной или несколькими вертикальными линиями для размещения маргинальных записей (эти линии называются маргинальными). Вертикальные одиночные или сдвоенные линии создают 7 основных типов разлиновки.

    Для вариантов основных типов вводится использование строчных букв от m до t, а также х, которыми обозначаются ограничительные и маргинальные вертикальные линии. Ограничительные линии: m — двойная слева, п — двойная справа, р — тройная слева, q — тройная справа; маргинальные: о — двойная справа, r — тройная справа, s — две отдельные линии справа, t — три линии справа в последовательности: 1+2, х — слева двойная или простая.

    Горизонтальные ограничительные линии обозначаются цифрами.

    Поле рукописной книги, предназначенное для текста, разлиновывается горизонтальными линиями и составляет одну или две колонки. Расстояние между колонками, а также поля справа и слева на уровне текста (т. е. строк) бывают разлинованными или свободными от разлиновки. Учитывая характер разлиновки поля, Леруа выделяет следующие основные ее типы: по 2 варианта А—Е и редко встречающиеся: F G Н.

    Таким образом, обозначение разлиновки (код) составляется из цифр и букв, вводятся они в такой последовательности: на первом месте стоят цифры основных типов, учитывающих вертикальную разлиновку, на втором — горизонтальную, предназначенную для колонтитулов, маргинальных записей; на третье место ставится буква, обозначающая характер разлиновки текстового поля; четвертое место занимает цифра, обозначающая число колонок.

    Изучая техники разлиновки рукописных книг разных, стран, следует отметить, что в XIV в. в Италии разлиновывали ..карандашом и чернилами; во Франции и на севере Европы преобладала разлиновка чернилами, в Англии предпочитали карандаш. В XV в. во всех странах утвердилась чернильная разлиновка пергаменных книг, но изредка пользовались карандашом. Металлический стержень для разлиновки в XIV—XV вв. применялся очень редко. Что касается бумажных рукописей, то в них главным ^образом чернилами проводятся вертикальные линии, иногда применяется металлический стержень.

    В рукописях, украшенных бордюрами, инициалами и миниатюрами, под краской видна разлиновка на строки — свидетельство предварительной подготовки пергамена.

    В некоторых печатных книгах встречается разлиновка на строки (например, «Сад здоровья», напечатанный Антуаном Вераром около 1500 г. в Париже. Тип разлиновки Р2 00Е2. Разлиновка делалась в уже напечатанной книге (чаще в пергаменных экземплярах) с целью придать ей большее сходство с рукописной книгой.

    Определение количества заставок, концовок, инициалов, иллюстраций (матриц) и т.п.

    За время существования книги постепенно вырабатывался ее вспомогательный аппарат, одни элементы которого возникли в процессе конструирования книги (сигнатура, реклама, фолиация, пагинация), другие явились результатом осмысления текста (рубрики, заголовки, колонтитулы, разделение текста на книги, главы, разные указатели, оглавления). Важно определить особенности функции и время появления каждого из них в средневековой рукописной и печатной книге.

    В рукописной книге еще не были унифицированы приемы по выработке принципов логической структуры книги. Однако уже к XIV в. сложилась целая иерархия рубрик, заголовков, инициалов, отличающихся шрифтами, цветом, а фигурные рубрики— формой, которые использовались для акцентирования и выделения смысла текста. Важно было выявить в тексте главное и второстепенное, понять общий смысл.

    Разделение слов произошло еще в IX в., орфография совершенствовалась столетиями и способствовала выработке более точного понимания текста. Постепенно сложилась система расстановки слов в строке, целью которой было более легкое восприятие написанного. Для чтения (особенно беглого) нужен постоянный ритм движения, так как глаз требует зрительного равенства промежутков. Чтобы выделить слово, достаточно его локализовать с обеих сторон двойными апрошами, т. е. просветами. Система подчеркиваний или зачеркиваний акцентировала смысл текста. Если книга переписывалась для себя, пишущий мог подчеркивать и выделять в книге те места, которые он считал необходимыми. При этом он мог пользоваться известными или импонирующими ему разнообразными (или единообразными) приемами. Так, в сборнике разных сочинений XV в. (БАН, 0.93) выделены многие важные для составителя этого сборника места. Такие примеры многочисленны. Текст, который нужно было выделить, подчеркивали красным. В немецких рукописях красная линия иногда проходила по середине корпуса буквы (как бы зачеркивая текст). Во многих печатных изданиях такая система традиционно сохранилась. Она возникла одновременно с врисовываннем в печатную книгу цветных инициалов и являлась структурным элементом книги, а не результатом чтения текста. В собрании ВАН такие экземпляры составляют около 40 %: например, в изданиях Ульриха Целя в Кёльне (около 1470 г.), Эрхарда Ратдольта в Венеции и др.

    При переписке текста или его чтении редактор, переписчик и читатель могли выделить важное место, отметив его знаком N3 или изображением руки с вытянутым указательным пальцем. Этот обычай перешел в печатную книгу. Печатники, следуя Рукописи, с которой печатали текст, вставляли в нужных местах знаки № и руку с указательным пальцем (например, издание 1489 г. — напечатанное в Рейтлингине И. Отмаром сочинение Олкота «О премудростях Соломоновых» — ВМС II 587.

    Для членения текста и соподчинения его составных частей постепенно вводились разнообразные рубрикационные элементы. При смысловой организации текста пользовались заголовками — буквенными или цифровыми. Буквенные рубрики передавали и как бы заключали смысл каждой части, а цифровые устанавливали последовательность частей (книг, глав, разделов), т. е. цифровая рубрика одновременно разделяла и соединяла. В рукописях XIV—XV вв., как правило, имеются заголовки, выделенные цветом или иным, чем текст, типом письма. Во многих рукописях на полях сохранились пометы, сделанные для рубрикатора. В некоторых книгах заголовки отдельных глав выносятся на поля.

    В рукописях XIV в. и в большинстве рукописей XV в. еще )не было абзацев. Одна мысль отделялась от другой цветными фигурными (в виде утолщенной скобки, по-французски «pieds des mouches») рубриками. Заглавные буквы отмечались красными |штрихами или желтыми и зелеными пятнами. Таким образом, весь текст рукописи делился на книги и главы, выделенные заголовками (рубриками), членение внутри текста делалось цветными фигурными рубриками. Можно сказать, что ко времени изобретения книгопечатания в рукописных кодексах определился главный принцип в построении текстовой конструкции — последовательность.

    Одни и те же элементы вспомогательного аппарата выполняли разные функции. Так, колонтитул, колонцифра, рубрики, заголовки играли роль ориентиров для читателя: помогали найти нужный материал, определить степень его важности, последовательность расположения. Для лучшего восприятия эти ориентиры стремились каким-нибудь способом выделить, и чем отчетливее и резче они выделялись, тем увеличивалась степень их воздействия на воспринимающего. Колонцифры и колонтитулы приподнимали над текстом на верхнее поле, выделяли цветом: синим, красным, золотом. Для лучшей ориентации были введены оглавления книг или частей, помещавшиеся в начале кодекса, иногда в оглавлении давался краткий пересказ содержания книги. Чтобы выделить используемые цитаты или отдельные отрывки

    других сочинений, на полях ставили имена авторов или заглавие, иногда выделяли красным (БАН, 0.83).

    Печатники полностью восприняли все конструктивные достижения рукописной книги. Поначалу они воспроизводили все то, что можно было отлить в форме и с чего можно было сделать оттиск, а что невозможно — вносили вручную. Иные печатники печатали в два цвета: красным заголовки (например, печатники Иоанн и Грегорио де Грегориис, Франциск Ренер в Венеции, И. Шенспергер в Аугсбурге, Паулюс де Суардис в Милане, Иоганн Грюнингер в Страсбурге и др.). Однако печать в два цвета оказалась сложной для первых шагов книгопечатания. Типографы отказывались от этого способа и применяли для заголовков разные по форме и величине шрифты. Фигурные рубрики сначала врисовывались рубрикаторами вручную.

    С 1470-х гг. некоторые типографы начали впечатывать фигурные рубрики (абзацы были еще редки), другие печатники для удобства и рационального использования текста отмечают абзацы буквами, вынесенными на поля.

    Колонтитулы появились в 60-х гг. ХV в. Страсбургский печатник Иоганн Ментелин применил их в издании «Этика» Аристотеля около 1469 г. (GW 2367). В последующие годы колонтитулы эпизодически появлялись в разных изданиях, а с 1480-х гг. колонтитул как структурный элемент, полезный для ориентира читателя, все чаще стал применяться типографами разных стран Европы.

    В рукописной традиции система оглавлений складывалась сначала в краткой форме: «Этот том содержит» (далее следовало краткое перечисление глав), потом оглавления стали более подробными. В печатной книге оглавления появляются с 1470-х гг., затем разрабатывается целая система вспомогательных указателей. В издании 1467 г. «Писем» Иеронима в Риме у Ульриха Хана и Сикста Риссннгера (II 8550) появляется указатель, которого никогда не было в рукописной книге. В нем перечислялись кустоды с начальными словами каждой последующей тетради. Такой указатель имел утилитарное значение: им пользовались при подборе тетрадей для брошюровки. В разных изданиях этот указатель назывался по-разному: Begistrum qiiaternorum, Registrum quinternorum, Ordo chartarum, Numerus et ordo qnater- noi'um. Pla итальянском языке такой указатель появился в издании Герарда де Лиза в 1474 г. в книге «Сокровище» Брунетто Латини (Н 4009), позднее на немецком, у Стефана Планка в Риме.


    Киселева Л.И. Западноевропейская книга XIV - XV вв. Кодикологический и книговедческий аспекты. Л., Наука, 1985.

    06.07.2019, 3254 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.