AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Продвижение чтения в библиотеках. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//194/prodvizhenie-chteniya-v-bibliotekax/ (дата обращения: 28.03.2024)

Продвижение чтения в библиотеках

Продвижение чтения в библиотеках

Содержание

    Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки. Сегодня библиотекари ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи, разрабатывают интересные программы мероприятий, направленные на продвижение книги; привлекают читателей и создают позитивный образ библиотеки.

    Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. От уровня культурной и интеллектуальной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя интеллектуальной информацией. И потому надо постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии со временем. Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении.

    Реализуя проекты и программы по продвижению чтения, повышению престижа книги и библиотеки, библиотекари используют презентационные, интерактивные, мультимедийные формы работы.

    Роль чтения как источника развития личности и как фактора ее социальной защищенности признана во всем мире

    В настоящее время у подростков пропадает интерес к книге, ее вытесняют Интернет, телевидение, компьютерные игры, которые не могут заменить книги.

    Чтение книги развивает гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, терпение и другие черты характера; учит творчеству.

    Вопрос продвижения чтения в нечитающей среде постоянно стоял на повестке дня практикующих библиотечных специалистов. В библиотечном деле России ХХ века над всеми другими процессами доминировала идеология. Например, в 30-е годы к чтению относились как к «орудию политической борьбы». Подразумевалось, что просветившись, в классовую борьбу включатся широкие народные массы.

    В 60-е годы чтение воспринималось как средство участия в «строительстве будущего». В то время делался акцент на проведении массовых мероприятий идеологической направленности. Они зачастую носили формальный характер и проводились в основном для тех, кто уже был читателем библиотеки. В это же время широкое развитие получили читательские клубы и объединения по интересам, которые действовали при библиотеках.

    Новое время принесло новые проблемы и новые возможности. Появилась гуманистическая позиция, в соответствии с которой ценность чтения заключается в развитии личности. Продвижение (пропаганда) книг, их авторов, составление библиографических списков, баз данных начинает уступать место другой задаче – развитию процесса чтения, формированию отношения к чтению как к удовольствию.

    Поэтому основными своими задачами российские библиотекари сейчас считают формирование благоприятной среды библиотеки, где каждый может найти помощь, а также формирование потребности в чтении, развитие культуры чтения и читательского вкуса. Все это позволяет читателю самостоятельно определять свой круг чтения.

    Вызвать на разговор, на обмен мнениями – очень сложная задача в молодежной аудитории. Она особенно негативно воспринимает заорганизованность, малейший формализм. Поэтому во время библиотечных встреч нужно моделировать такие ситуации, которые способствуют свободному обмену мнениями. В этом случае библиотекарь выступает в роли модератора. Причем ему важно, чтобы этот разговор был проведен с определенным коэффициентом полезного действия – чтобы многим захотелось почитать книгу.

    У российских библиотек накоплен богатый опыт привлечения читателей, но проблемы чтения по-прежнему остаются, поэтому библиотекари-практики и библиотековеды ищут пути их решения. Соответствующие публикации традиционно присутствуют в профессиональной периодике. Особенную ценность для практикующего библиотекаря представляют статьи, рассказывающие о конкретном опыте работы. Кроме печатной литературы, активно используются интернетресурсы.

    Для большинства современной молодежи интернет стал домом, работой, местом отдыха, можно сказать, даже семьей, поэтому виртуальное пространство стало важной областью для продвижения книги и чтения в молодежной среде.

    Библиотеки, работающие с юношеством, выбирают стратегию, в основе которой лежит идея Франсуазы Дольто: «Быть на стороне подростка во всем: в отношениях, требованиях, правах и обязанностях».

    Библиотеки 21 века полным ходом осваивают новые технологии и используют их в работе с молодыми читателями.

    Работа библиотек по продвижению книги и чтения

    Необходима серьезная работа, направленная на создание комфортной среды для интеллектуального общения. Для этого книжные фонды должны комплектоваться преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов Интернета.

    На первый план сегодня выходит проблема организации библиотечного пространства. Сегодняшняя библиотека призвана быть многоликой и разной: с «шумными» и «тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами отдыха. Поэтому необходимо пересмотреть организацию библиотечного пространства, буквально каждого уголка помещения, сделав его как можно удобнее и привлекательнее для пользователей.

    Планировка и размещение подразделений и служб в библиотеке должны обеспечивать комфортность пребывания и работы в ней.

    Немаловажный момент в создании открытого комфортного библиотечного пространства и раскрытия фондов для пользователей – это хорошо продуманная расстановка мебели, прежде всего, книжных и выставочных стеллажей. Именно расстановка и внешний вид стеллажей определяют стиль всей библиотеки. Способы расстановки стеллажей могут быть самыми разнообразными: ровными параллельными рядами, «галереями», «зигзагами». Особую притягательность в настоящее время имеет расстановка стеллажей «полукругом» или «полуовалом».

    Необходимо создавать в библиотеках рекреационные зоны для читателей с удобной для отдыха и чтения мебелью: столиками, креслами, банкетками и диванчиками. В этих зонах можно создать уголки интеллектуального отдыха, где можно разгадать кроссворд, поиграть в шахматы, познакомиться со свежими номерами журналов и газет.

    Но не только современный дизайн делает комфортным библиотечное пространство. Главное – это хорошо продуманная, понятная даже малоискушенному читателю организация фондов.

    Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в библиотеке. Особого внимания требует расстановка фонда свободного доступа. В открытом фонде, где читатели сами просматривают и выбирают книги, необходимо «подстроиться» под них.

    Таким образом, создаваемые в библиотеках «многоуровневые» модели с зонами работы и отдыха максимально учитывают запросы и интересы читателей. Каждый пользователь занимает свой уровень – определенную зону «распахнутого» пространства. При этом зонирование не будет иметь «жестких» границ и каждый читатель при желании сможет свободно переходить с уровня на уровень, пока не найдет для себя самое удобное место. Он будет с удовольствием посещать ту библиотеку, где комфортно, уютно и современно не только благодаря инновационным методам работы, но и современному внешнему виду, внутреннему функциональному дизайну.

    Массовые мероприятия, выставки – самые эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно- просветительского и культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения мероприятий позволят активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей, сделают чтение и книгу привлекательной и актуальной в глазах пользователей, особенно молодѐжи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат.

    Никто уже не сомневается в том, что развитие компьютерных технологий дает возможность библиотеке быть конкурентоспособной на рынке информационных услуг. Компьютеризация библиотек позволила применять новые для формы работы – видеочасы, медиапутешествия, медиакалейдоскопы, электронные презентации, которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень.

    Продвижение книги и чтения в электронной среде

    Сегодня библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство библиотеки. Библиотекари в электронной среде создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы.

    Наличие Web-сайта в библиотеке значительно повышает ее статус. Ведь сайт библиотеки – это ее имидж в информационном пространстве. Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.

    Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

    Маркетинг. И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей и т. п. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.

    Продвижение книги и чтения через сайт библиотеки

    Большим потенциалом для продвижения книги и чтения является сайт библиотеки. Поощрение чтения через сайт библиотеки можно вести с использованием таких форм работы как:

    • электронная выставка;
    • «Книга дня»; электронный обзор;
    • электронный рекомендательный список литературы;
    • советы одноклассников;
    • новые поступления в библиотеку;
    • путеводитель по фонду библиотеки;
    • конкурсы и др.

    Например, форма работы, которая не требует много времени, но позволяет постоянно обновлять информацию на сайте и допускает использование множества вариантов - «Книга дня» на сайте библиотеки:

    •  Каждый день на сайт библиотеки выкладывается новая книга (сканированная иллюстрация обложки) с кратким описанием содержания.
    •  На сайт выкладывается сканированная иллюстрация обложки книги и приглашение написать отзыв всем желающим.
    •  На сайт выкладывается сканированная иллюстрация обложки книги и приглашение к конкурсу на лучший отзыв о книге.
    •  На сайт выкладывается иллюстрация книги с кратким писанием содержания и ссылкой на текст книги в электронной библиотеке.
    •  На сайт выкладываются иллюстрации к книге и приглашение к ее обсуждению в форуме или блоге библиотеки.

    Постоянно обновляемый сайт может предоставлять идеи и информацию большему количеству людей, нежели традиционные массовые мероприятия

    Виды и формы современных библиотечных мероприятий

    1. Деятельностные формы: литературные клубы, мероприятия, акции, конкурсы и проекты, приглашающие к сотрудничеству и включению в читательскую, творческую, литературную деятельность.

    2. Информационные формы: мероприятия, посвященные чтению, знаменательным литературным датам, премиям в области литературы, книгам-юбилярам, писателям-юбилярам, обзоры новых книг, тематические подборки публикаций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса, анализ литературного сегмента Интернета.

    3. Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования.

    Библио-кафе - форма мероприятия, построенного по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги (авторы). Например, «В «Библиоменю» входят книги на любой вкус: от незатейливых книжных блюд до самых вкусных и изысканных!

    Библиомикс - (англ. mix - смешивать) - это может быть библиографический обзор по отдельной теме, в который можно включить библиотечные документы по различным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фотодокументы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.).

    Библиотечный бульвар - мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.

    Библиотечный консалтинг (англ. consulting - консультирование) - консультирование по вопросам библиотечного дела. Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности библиотеки в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

    Библиофреш - (англ. fresh - свежий) библиографический обзор новинок (напр: методический библиофреш).

    Библиошопинг - форма массового мероприятия, в ходе которого один участник мероприятия предлагает другому участнику «купить» книгу из фонда библиотеки прорекламировав ее. Шоппинг (англ. shopping) - форма времяпровождения в виде посещения магазинов (чаще торгово-развлекательных комплексов) и покупки товаров (одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов, подарков, косметики и т. д.).

    Геокешинг - («geocaching», от греч. «Geo» - Земля, англ. «Cache» - тайник) - это увлекательная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождения местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы.

    Гурман-вечер любителей.... жанра - вечер, посвященный определенному жанру литературы, подготовленный с учетом подчеркивания («смакования») лучших сторон данного жанра.

    Караван историй - мероприятие, состоящее из самых интересных историй, связанных с известными людьми, историческими местами, традициями и событиями.

    Караван книг - мероприятие, посвященное презентации нескольких книг как одной, так и разной тематики. Например, караван новинок, караван забытых книг.

    Книжный аукцион - каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание е прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

    Книжная выставка-инсталляция - выставка, которая представляет собой пространственную композицию, созданную из различных элементов - книг, журналов, бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации.

    Книжное дефиле - эта форма мероприятия позволяет привлечь внимание юношества к художественной литературе и проходит совместно с домом моды или молодым модельером-дизайнером. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение.

    Книжный дресс-код - форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.

    Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость - получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с пользователем о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

    Конкурс читательских пристрастий - рейтинг популярных книг, основан на опросе, голосовании читателей или населения.

    Литературный бал – это танцевальное мероприятие, которое проводится в соответствии с классическими бальными традициями. Литературный бал предусматривает художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.

    Литературный гороскоп - мероприятие, построенное по типу гороскопа, где литература (книги, авторы) подобрана по знакам того или иного гороскопа.

    Литературный каламбур - мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.

    Литературный карнавал. Карнавал - это массовое народное гулянье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библиотеке можно провести карнавал литературных героев или карнавал литературных произведений, где каждое литературное произведение зрелищно презентуется.

    Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.

    Литературный слэм - литературное соревнование, в центре которого презентация, где каждый из литераторов читает свои произведения в разных турах, получая определенные баллы от непрофессионального жюри - зрителей.

    Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).

    Литературная ярмарка - комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.

    Нон-стоп - мероприятие, посвященное чтению стихов на одну тему, одного автора или авторских. Ностальгия – мероприятие развлекательно-публицистического характера, посвященное прошлому (например, «книги, которые пользовались популярностью в прошлом», «что читали наши родители», «незаслуженно забытые книги» и т.д.).

    Открытый микрофон - (открытая трибуна) - ценностно-ориентированная деятельность в ситуации диалога на заданную актуальную тему, основанная на принципах демократии и плюрализма мнений. Передавая друг другу импровизированный микрофон (выходя на трибуну), читатели высказывают свободно свою точку зрения, задают острые вопросы. Выступления читателей должны быть короткими, небанальными, связанными с реальной жизнью. В целом достаточно 7-10 сообщений.

    Поэтический звездопад - мероприятие, посвященное шедеврам поэзии или популярным поэтам, основано на чтении стихов.

    Флешбук - презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

    Флэш-моб (с англ. flash mob - «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в футболках и бейсболках с символикой библиотеки неожиданно появляются в определенном многолюдном месте, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут, затем быстро расходятся.

    Фольклорные посиделки - форма знакомства подрастающего поколения с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания.

    Фестивали – «Весь мир – библиотека!», «Читающий край».

    Различные конкурсы – творческих работ «С книгой по жизни», виртуальной рекламы «Читаем с умом», конкурс читательских пристрастий «Лидер чтения года», «Твой выбор, читатель!», креатив-конкурс «Молодое лицо читающей страны», фотоконкурс «Фотография с любимой книгой».

    Акции – «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям», «Признание в любви любимому писателю», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», «Запиши в библиотеку друга», «Давайте читать вместе!».

    Дни открытых дверей – «Библиотека – это здорово!..», «Библиотека знакомая и незнакомая», «Для вас открыты наши двери и сердца!», «Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека?!!».

    Культурно-досуговые программы – «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка».

    Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства».

    Комплексные формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя».

    Бенефис читателя – успешно зарекомендовавшая себя форма.

    Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием: «Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», «Читающая молодежь – надежда Казахстана», «Читать или не читать: в поисках компромисса».

    Популярными формами в последние годы стали молодежные уличные флешмобы: «Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу».

    Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности. Мы планируем в будущем организовать и провести совместно со школьной библиотекой флешмоб или, точнее сказать, флешбук «Минута для чтения». Суть его в том, старшеклассники наденут яркие майки с нашитым слоганом «В компьютере – новости, в книге – жизнь» и распространятся по всем коридорам школы. В определенное время прозвучит сигнал, участники одновременно раскроют свои любимые книги и в течение минуты будут читать их вслух, своим примером показывая, что читать модно и интересно.

    Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха – «Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар», «Книжная аллея», «Читай-дворик», Литературные чтения «На ступеньках», «Летний читальный зал под открытым небом», «С книжкой на скамейке», «Книга в дорогу!», «Читаем без остановки», «Читающий маршрут», «Литературный автобус» и др.

    Программы летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца».

    Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтения: акции «Чтение в подарок маме», «Чтение с пеленок», «Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс «Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей «Что читают наши дети?»; родительский час «Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник «Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения «Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой «Что читали мои родители»; викторина «Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы «Бенефис семьи», «День семейного чтения».

    Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели, литературные салоны и т. д., развивается буккроссинг.

    Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас», «Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастиях, блиц-опросы с видеокамерой «Вы любите читать книги?»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг «Кто Вы, наш читатель?».

    Выставочная деятельность становится информационно более емкой, лаконичной, нешаблонной, с привлечением художественных и декоративных элементов, природного материала, рисунков, поделок, вещей и предметов, помогающих создать образ человека или эпохи.

    Библиотекам следует принимать самое активное участие в акциях, проводимых книгоиздательскими и книготорговыми организациями, направленных на популяризацию чтения. Они предоставляют нам богатейший иллюстрированный материал, рассказывая о пользе чтения. В первом проекте с призывом читать книги обращаются современные модные писатели, во втором своим видением проблемы чтения делятся читатели. Кто такой «человек читающий»? Как совместить чтение и динамику жизни? Что ждет того, кто забросил книги? Что получит тот, кто находит время читать? Все эти вопросы, несомненно, вызовут интерес у постоянных и привлекут к чтению потенциальных читателей.

    При разработке любой рекламной продукции важно уделить внимание разработке слогана. Слоган – рекламный лозунг или девиз, содержащий сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку рекламной идеи. Он придает эмоциональный смысл всей рекламной кампании. Например: «Пришѐл. Увидел. Прочитал!», «Иди по жизни с книгой!», «Успешные люди много читают!», «Заходите! Смотрите! ЧИТАЙТЕ!», «Человек читающий – человек успешный!», «Создай свое будущее – читай!», «Читать – это здорово!», «Быть читателем стремись – в библиотеку запишись!», «Пришѐл. Увидел. Прочитал!», «Читай всегда, читай везде!» и т. д

    Литературный квест пользуется сегодня популярностью.

    Квест (англ. Quest – «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола – поиски Святого Грааля.

    Литературный квест (литературное квест-ориентирование) – это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде.

    Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это памятные места, организации и предприятия, действующие на территории города или иного населенного пункта, в окрестностях библиотеки. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать родной край, взглянуть по-новому на знакомые с детства места.

    Этапы проведения квест-ориентирования

    1. Организация рабочей группы.

    Организация рабочей группы – первый и основной этап по подготовке и проведению любого мероприятия. На данном этапе следует определить круг ответственных лиц и координатора из числа библиотекарей и волонтеров.

    2. Разработка положения (определение целей и задач игры).

    Приступая к разработке положения, определите цель проведения игры и круг задач, которые вы хотите решить посредством организации данного мероприятия.

    Скорее всего, вашей главной целью будет продвижение книги и чтения, но если вы решили приурочить проведение игры к какому-либо значимому событию, например ко Дню Победы, то это необходимо учесть при постановке цели. Все последующие действия: постановка задач, определение круга участников, отбор книг, разработка маршрута и дополнительных заданий на маршруте и так далее, будет зависеть от той цели, которую вы преследуете.

    В положении об игре определите правила игры, критерии оценки победителя, определите номинации, по которым вы будете награждать команды.

    3. Отбор книг, чтение книг.

    При отборе книг следует учитывать поставленную цель, ориентироваться на интересы и потребности участников игры. Для чтения должны быть предложены лучшие произведения авторитетных авторов, представителей классической и современной русской и зарубежной литературы, а также можно включить произведения местных авторов, таким образом ввести региональный краеведческий компонент. Это могут быть и зарекомендовавшие себя «молодежные» авторы.

    Постарайтесь отобрать такие произведения, которые вызовут у участников игры живой интерес, увлекут, откроют для них волшебный мир чтения.

    4. Докомплектование (если необходимо).

    В библиотеке, которая организует игру, должно быть несколько комплектов книг, выбранных для проведения игры. В идеале количество комплектов не должно быть меньше предполагаемого количества команд, которые будут участвовать в игре - по комплекту на команду.

    5. Определение круга партнеров (спонсоры, преподаватели школ, волонтеры).

    Квест-ориентирование – это игра, соревнование, конкурс. Здесь не обойтись без присуждения мест или номинаций, а значит и без награждения победителей.

    Подумайте, какие организации, предприятия могут стать вашими спонсорами и партнерами.

    Подумайте, кто будет стоять на точках маршрута – здесь вам могут помочь волонтеры.

    6. Разработка правил игры.

    Разработайте правила игры, на которые вы будете опираться, организуя мероприятие. В правилах стоит определить требования к командам (возраст, количество участников), указать книги, которые необходимо прочитать, чтобы пройти маршрут, отметить, что на маршруте участникам будут задаваться дополнительные вопросы по книгам. Также в правилах указываются критерии определения победителей (быстрота прохождения маршрута, количество набранных баллов за ответы на вопросы) и те номинации, по которым пройдет награждение.

    В целом правила достаточно простые: в ходе игры командам раздаются маршрутные листы, при помощи которых они передвигаются по местности. «Точки»

    на маршруте, которые предлагается пройти командам, определяются исходя из текста книг, прочитанных участниками. Это могут быть имена героев (например, главная героиня романа Света – точкой на маршруте может стать парикмахерская «Светлана», или магазин с таким названием), места, которые посещают герои книги (например, институт или университет, парк, библиотека – точкой на маршруте может стать подобное учреждение, парк в вашем населенном пункте), если вы предлагали для чтения книгу своего земляка – один из пунктов может быть связан с именем автора (например, если в вашем населенном пункте есть улица его имени, памятник или памятная доска), в книгах местных авторов могут быть упомянуты и другие известные места вашего населенного пункта, которые также могут стать «точками» маршрута (например, предприятия и организации, учреждения). Постарайтесь построить маршрут таким образом, чтобы для его прохождения требовалось знание текста книг, которые вы предлагали прочитать участникам игры.

    На станциях участники отвечают на вопросы по прочитанным произведениям и зарабатывают очки. Команда, прошедшая весь маршрут и вернувшаяся в библиотеку первая, зарабатывает дополнительные баллы.

    7. Определение круга участников. Распространение информации об игре.

    Продумайте круг потенциальных участников игры с учетом цели, которую вы преследуете. Квест-ориентирование – это игра, ориентированная на молодежную аудиторию. Наиболее удачным является привлечение к участию в игре учащихся старших классов (10-11 классы). Информацию об игре следует распространить заранее, так как для подготовки к ней участникам необходимо прочитать тексты нескольких книг.

    Информация об игре включает в себя правила игры и положение об игре, а также контактную информацию для связи с организаторами. В правилах игры должен быть указан срок регистрации команд и телефон, по которому осуществляется регистрация участников.

    8. Инструктаж участников, объяснение правил игры.

    Первые разъяснения участники игры получают при распространении информации, а также при регистрации команд. Обговариваются условия и правила игры, точная дата проведения мероприятия.

    9. Чтение книг. Продумывание маршрута, дополнительных вопросов и заданий.

    Чтение книг – это обязательный пункт не только для участников, но и для организаторов квеста. Прочитайте или перечитайте те книги, которые вы предлагаете для чтения участникам игры. По ходу чтения постарайтесь связать сюжет книг с известными местами, организациями и предприятиями, с учебными и культурными учреждениями вашего населенного пункта. Таким образом, вы сможете наметить маршрут, по которому должны будут пройти команды. Продумайте вопросы, которые можно будет задать на станциях (это могут быть вопросы по сюжету книги, вопросы на понимание темы и проблемы произведения и т.п.), и задания, которые вы предложите для выполнения. К примеру, такие задания:

    проведение опроса на улицах города (вопросы могут быть самые простые – «Читаете ли вы книги?», «Какие книги Вы читаете (авторы, жанры)?», «Почему Вы читаете, что дает Вам чтение?», «Ваша любимая книга» и т.п.); распространение рекламной продукции библиотеки (флаеров, закладок, визиток и т.п.); фотоотчет по пройденному маршруту и т.д.

    Оформление раздаточных материалов.

    Данный этап включает разработку нескольких вариантов маршрута (в зависимости от количества команд) и формирование маршрутных листов.

    Продумайте, будут ли на маршруте стоять волонтеры или сотрудники библиотеки и как их можно будет отличить от других прохожих. Возможно, понадобиться оформить опознавательные знаки в виде флажков, бейджей, шарфов и т.п.

    10. Проведение игры.

    Проведение игры также включает несколько этапов:

    I этап. Общий сбор в назначенное время в определенном месте. Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).

    II этап. Розыгрыш маршрутных листов. Прохождение командами маршрута и выполнение заданий.

    III этап. Общий сбор после прохождения маршрута и обозначение времени подведения итогов игры.

    IV этап. Подведение итогов и награждение победителей.

    Другие формы и идеи

    1. Переодеть сотрудников библиотек в литературных героев.

    2. Организовать книжные выставки в учебных заведениях.

    3. Устроить вечерние чаепития с обсуждением прочитанных книг.

    4. Устроить при библиотеке цикл мастер-классов, лекций по разным темам, бесплатные курсы.

    5. Интересно и необычно украсить здание библиотеки.

    6. Арендовать библиотечный автобус, велосипед, который будет ездить по населенному пункту.

    7. Раздать листовки с рекламой в людных местах (например: раздать бумажные смайлики и попросить их вернуть в библиотеку в обмен на подарочную книгу).

    8. Попросить читателей оставлять отзыв о книге в виде уголка-закладки.

    9. Провести именины читателя.

    10. Положить в книгу библиотечный лотерейный билетик и каждую неделю устраивать розыгрыши.

    11. Выставить в окна книжные новинки. Оформить окна под определенную пору года (весна - птицы, зима - снежинки, и т.д.).

    12. Повесить над входом неоновую рекламу.

    13. Оформить входные двери в виде открытой книги.

    14. Подарить каждому пятому (десятому, сотому) посетителю подарок.

    15. Нарисовать на асфальте недалеко от библиотеки следы, ведущие в библиотеку.

    16. Провести День читателя, Месяц читателя. Празднично оформить библиотеку и раздать воздушные шарики.

    17. Напечатать закладки с анонсами мероприятий и вложить их в книги.

    18. Провести квесты по книгам.

    19. Провести День библиотекаря-дублера.

    20. Предоставить бесплатный Интернет в качестве поощрения за что-нибудь.

    21. Поставить в библиотеке качели.

    22. Поселить в библиотеке экзотическую зверушку или любого обычного зверька, провести мероприятия, посвященные питомцам.

    23. Попросить лучшего читателя провести экскурсию по библиотеке.

    24. Недалеко от библиотеки устроить флешмоб на библиотечную тему.

    25. Переделать абонемент в комнату ужасов (например, к Хэллоуину).

    26. Поставить в библиотеке макет танка, самолета, корабля, летающей тарелки (к примеру, макет танка можно поставить ко Дню Победы).

    27. Установить стену для рисования на ней маркерами или баллончиками.

    28. Провести экскурсию по книгохранилищу и подсобным помещениям.

    29. Устроить показательные выступления танцоров современных танцев.

    30. Организовать при библиотеке интеллектуальный клуб.

    31. Устроить в библиотеке вечер гаданий, вызов духов Пушкина, Лермонтова, Гоголя и т.д.

    32. Оборудовать в библиотеке места для удобного чтения - диван, гамак, креслокачалку и т.д.

    33. За несколько километров от библиотеки установить интересный указатель «Библиотека там».

    34. Организовать в библиотеке карнавал по мотивам популярной книги.

    35. Собирать читательский пазл: за посещение – детальку (например, к юбилею писателя)

    36. Дать возможность сидеть или лежать на полу или на пуфиках.

    37. Создать коллекции комиксов и графических новелл, включая мангу.

    38. Задействовать в работе онлайн-репетиторство.

    39. Организовать библиотечное радио.

    40. Оборудовать читальный зал и библиотечки в зале ожидания вокзала.

    41. Провести акцию «Стихи-пока-вы-ждете». Каждый посетитель, пока стоит в очереди, может заказать у поэта (нескольких поэтов) персональное стихотворение (например, 21 марта – во Всемирный день поэзии).

    42. Сделать фотоальбом «Лучшие читатели библиотеки» или стенд «Лидеры чтения». Пример: лучшие читатели изображены на фотографии с книгой в руках и в интерьере библиотеки. К каждому снимку прилагается шуточная справка о прочитанных книгах, бережном отношении к ним, с какого года читает и т.д.

    43. Оборудовать в библиотеке автомат по выдаче кофе, чая и шоколадок.

    44. Организовать живые музыкальные концерты (рок, хип-хоп и др.). Иногда приглашать профессионалов, а иногда проводить выступления в жанре «ищем таланты».

    45. Разрешить самым активным читающим подросткам поучаствовать в разработке дизайна помещения своей библиотеки.

    46. Ввести интересную униформу для сотрудников библиотеки.

    47. Наладить сотрудничество с семейными центрами.

    48. Организовать необычные романтические встречи для влюбленных в библиотеке.

    49. Пользоваться беспарольным Wi-Fi.

    50. Пригласить молодых людей поучаствовать в отборе и приобретении литературы в книжных магазинах (на выставках) вместе с комплектаторами.

    51. Организовать ночные библиотечные мероприятия, где читают книги, рассказывают страшные истории, показывают фильмы и костюмированные представления (например, в рамках «Библионочи»).

    52. Использовать книжные стеллажи как игровую площадку.

    53. Провести мероприятие «Разрушители Библиотечных Мифов». Во время проведения небольшие по численности команды подростков изучают различные библиотечные мифы, а затем делятся своими соображениями с другими членами читательских групп.

    54. Реализовать программу для молодежи: «Подростки и мода». В библиотеке устраивается выставка эскизов одежды, которые получили наивысшую оценку подростков, участвовавших в программе. Прочие молодые посетители библиотеки могут голосовать за лучшие с их точки зрения образцы.

    55. Задействовать «ужастики» в библиотеке: инсценировка, макияж и т.д.

    56. Наладить сотрудничество «Библиотека + Кафетерий». При каждом заказе вручать рекламную продукцию библиотеки, которая расположена рядом.

    57. Совместить прогулки по определенному маршруту, проложенному, например, в парке, и чтение. Ламинированные страницы (не промокающие) из книг прикреплены на опорные столбики или деревья, стоящие вдоль пешеходной тропы. Число таких стоянок для чтения зависит от протяженности маршрута или количества книжных страниц. Как правило, следующая книжная страница видна с места нахождения участника прогулки, поскольку расстояние между столбиками или деревом не превышает 40 шагов.

    58. Предоставить возможность получить в библиотеке во временное пользование не только печатные, но и электронные книги и планшеты.

    59. Пригласить на один день знаменитость, которая становится библиотекарем.

    60. Организовать акции вместе с книжными магазинами типа «Не хватает денег на книгу? Она есть в библиотеке» с выдачей адреса ближайшей библиотеки.

    61. Взять на дом не только книги, но и настольные игры.

    62. Снять клип известного певца или группы в библиотеке с указанием адреса библиотеки.

    63. Вывесить фото известных людей города (села), которые являются читателями библиотеки, со словами «Я здесь читаю», «Это моя библиотека».

    64. Вручить молодым матерям при рождении ребенка «Пакет будущего читателя»

    с книгами, брошюрами и приглашением записаться в библиотеку.

    65. Подарить читателям библиотеки возможность устраивать свадьбу и день рождения в библиотеке.

    66. Предоставить каждой 50-ой (100-ой) читательнице бесплатный маникюр в книжном стиле в салоне в подарок.

    67. Устроить читающей семье сезона фотосессию в подарок.

    68. Организовать вечеринку в книжном стиле.

    69. Побыть один день нетипичными библиотекарями: петь, разговаривать стихами или же молчать и писать записки, рисовать стрелки на полу и т.д.

    70. Отправить рассылкой по электронной почте информацию о мероприятиях в конкретной библиотеке.


    Источники:

    1. ГКУ «Курганская областная юношеская библиотека». Отдел маркетинга, социологии и психологии юношеского чтения и методического обеспечения. Современные идеи продвижения книги, чтения, библиотеки в молодежной среде. Дайджест по материалам интернет-публикаций. Курган, 2015
    2. Продвижение книги и чтения в библиотеке: опыт и новации : методико-библиографическое пособие / сост. ст. библиотекарь И.В. Шаврина. – Петропавловск : ЦГБ им. И.Шухова, 2013. – 35 с.

    03.06.2018, 52754 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.