AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Государственно-общественное управление библиотечным делом: состояние и перспективы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//194/gosudarstvenno-obshhestvennoe-upravlenie-bibliotechnym-delom-sostoyanie-i-perspektivy/ (дата обращения: 28.03.2024)

Государственно-общественное управление библиотечным делом: состояние и перспективы

Государственно-общественное управление библиотечным делом: состояние и перспективы

Содержание

    Управление библиотечным делом — это управление сложными организациями с набором взаимосвязанных целей и функций. Они имеют общие характеристики. Прежде всего, форма организации и осуществление управления определяются состоянием библиотечных ресурсов: человеческих, информационных, техники и технологии. Проблемы управленческой деятельности сводятся к тому, чтобы наиболее эффективно соединить все виды библиотечных ресурсов в библиотечном процессе. Неотъемлемая часть управления — человек (библиотекарь, читатель), т. е. активный элемент. Этим обусловлено проявление особых свойств: нестационарности (изменчивости), непредсказуемости поведения (действий) библиотеки. Этому способствует также наличие у библиотечной системы предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами (их свойствами) и характерными для определенного типа библиотек структурными связями.

    Ни одна библиотека не изолирована от внешней среды. Каждая из них в значительной степени зависит от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает в себя экономические условия потребителей, законодательные и нормативные акты, родственные (или конкурирующие) организации, систему ценностей, общественные взгляды, технику и технологию. Эти взаимосвязанные факторы влияют на все происходящее внутри библиотеки. Названные факторы постоянно меняются, поэтому библиотека полностью зависит от внешней среды, а последняя, как правило, находится вне сферы управляющего. С каждым годом количество факторов внешней среды увеличивается. В этих условиях проблемы управленческой деятельности состоят в том, чтобы противостоять конкуренции других организаций и своевременно учитывать влияние всех факторов внешней среды на результаты работы библиотеки. Отсюда необходимость понимания вновь возникающих областей деятельности, осознание новых культурных ценностей.

    Чем сложнее задачи, стоящие перед библиотекой и библиотечным делом, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи — основа саморегулирования, развития библиотечной системы, адаптации к меняющимся условиям функционирования. Библиотечные системы обладают способностью изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты своих действий (что также обусловлено наличием активных элементов). Важное свойство библиотеки — способность противостоять разрушающим (отрицательным) тенденциям, свойство самоорганизации, развития, обусловленные активным взаимодействием с читателями и внешней средой. Задача управления — укреплять это свойство, а не подавлять его искусственными, административными средствами. Весьма полезным свойством библиотеки является способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Однако адаптированность может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним помехам, нарушающим нормальное функционирование библиотечной системы, но и к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет управление.

    Наконец, следует отметить инерционность библиотечного дела — свойство продолжать развитие по существующему направлению несмотря на изменение ряда факторов. Можно выделить два основных фактора, обусловливающих инерционность библиотечных процессов: человеческий и материально- вещественный. Человеческий фактор включает многие аспекты — экономические, социологические и психологические. Если говорить о психологических аспектах, то следует указать на то обстоятельство, что библиотекарь как личность во многих случаях сопротивляется техническим, социальным и экономическим изменениям. Связано это с тем, что подобные изменения приводят к нарушению сложившегося равновесия между библиотечными работниками и средой (неуверенность в материальном положении, изменения в положении на работе, неопределенность, возрастание сложности проблем и др.). В рамках материально-вещественного фактора можно выделить такие аспекты, как инерционность производственно- технологических циклов, отдельных процессов и библиотечной инфраструктуры (финансирования, материально-технического снабжения и др.).

    Рассмотренные особенности противоречивы. Они, как правило, одновременно и положительны, и отрицательны, их не сразу можно понять и объяснить. Но именно на овладение сложной системой взаимодействия различных свойств и тенденций библиотечного дела (на его разных уровнях), образующих определенное единство, и должна быть направлена система управления. Объективная сущность и целостность системы управления проявляются в достижении органического единства библиотечных ресурсов, библиотечных отношений, форм и методов их реализации.

    Библиотечные ресурсы, библиотечные отношения, система управления в их взаимодействии обусловливают объективную основу содержания и определяют направления и динамику преобразования системы управления, призванной эффективно обслуживать библиотечные отношения. При нарушении этой диалектической связи, деформации любой ее составляющей неизбежно нарушается целостность и "работоспособность" системы управления. Исторически в библиотечной теории и практике, как можно убедиться, имели место недооценки этих взаимосвязей, следствием чего становилась низкая действенность библиотечного управления.

    В основе управления лежит разработка научно обоснованной и реалистической библиотечной политики. Она направлена на расширение многообразия типов библиотек, осознание особенностей и уникальности каждой из них, сохранение сложившихся традиций, реализацию новых принципов организации и управления библиотечным делом. Библиотечная политика призвана обеспечить возможности для приобщения к библиотекам всего населения страны. В центре ее — человек с его информационными потребностями и духовными интересами. Библиотечную политику характеризуют опора на науку, реализм и компетентность. Она вырабатывает научную концепцию развития библиотечного дела, соответствующие рекомендации, планы, программы. Библиотечная политика призвана формировать у руководства библиотечным делом умение гибко реагировать на сложность библиотечных процессов и явлений, создавать эффективный механизм научного управления ими на основе взаимосвязи библиотечного дела с социально- экономическими, научно-техническими, политическими, культурными и другими сторонами жизни общества.

    Используя термин "библиотечная политика", следует учитывать два его толкования — широкое и узкое. В первом случает речь идет об обеспечении оптимального решения стратегических (перспективных) проблем библиотечного развития: создание в стране единого библиотечного пространства, интенсификация процесса обогащения информационного потенциала библиотечного дела, разработка новых видов библиотечных ресурсов и технологии, формирование прогрессивных библиотечных пропорций, качественное удовлетворение информационных потребностей всех групп населения, эффективное использование библиотечных ресурсов. Во втором случае библиотечная политика носит более практический характер, направлена на чисто прагматичные и специальные вопросы, связанные с разработкой конкретных проблем библиотечного дела, его организации, формирования фондов, финансирования, - укрепления и совершенствования материально-технической базы и др.

    Система государственного управления библиотечным делом

    Библиотечное дело – это социальная система. Главным свойством социальных систем является то, что в основе их деятельности лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных, личных интересов оказывает активное влияние на состояние системы, на процесс ее развития. Поскольку главная задача (цель) библиотечного дела – обслуживание людей, удовлетворение их запросов на книгу, информацию – тесно связана с культурой, служит ее развитию и обогащению, в науке библиотечное дело относится к социально-культурным системам.

    В Федеральном законе «О библиотечном деле», принятом Государственной думой 23 ноября 1994 года, дано определение понятия «библиотечное дело» на основе системного подхода, характеризующего его как комплексную систему: «Библиотечное дело, – говорится в законе, – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек». Отсюда видно, что библиотечное дело является сложной социально-культурной системой, состоящей из целого ряда тесно связанных между собой подсистем и имеющей свои специфические черты и закономерности развития.

    Библиотечное дело как система включает в себя подсистемы:

    • – сеть библиотек;
    • – комплектование библиотечных фондов;
    • – организация библиотечного обслуживания;
    • – научное обеспечение деятельности библиотек;
    • – методическое обеспечение деятельности библиотек;
    • – подготовка и переподготовка кадров;
    • – управление библиотечным делом.

    Каждая из данных подсистем является системой более низкого уровня и также включает в себя ряд подсистем.

    Например, подсистема сети библиотек включает в себя элементы:

    • федеральные библиотеки;
    • библиотеки субъектов Российской Федерации;
    • библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
    • муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
    • библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
    • библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
    • библиотеки общественных объединений;
    • библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями;
    • частные библиотеки.

    Система управления библиотечным делом (БД)

    БД играет важную роль в жизни нашего общества. В основе организации и функционирования библиотечного дела лежит принцип системности. Системный подход помогает понять взаимосвязь между системой, ее подсистемами, элементами и внешней средой.

    Подсистема управления библиотечным делом включает:

    • федеральный уровень управления: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры РФ и другие министерства и ведомства, имеющие библиотеки;
    • региональный уровень: правительства регионов, управления культуры, образования и другие управления, имеющие в своем подчинении библиотеки;
    • муниципальный уровень: органы местного самоуправления и их отделы культуры;
    • администрации библиотек;
    • общественные органы управления: Российская библиотечная ассоциация, отраслевые и местные библиотечные ассоциации общества.

    Основу научного понимания управления библиотечным делом (библиотекой) составляет диалектика взаимодействия управления и библиотечного дела, С точки зрения системного подхода можно выделить четыре уровня библиотечного управления: федеральный, ведомственно-отраслевой, территориальный и внутрибиблиотечный. Эта структура должна представлять иерархическую упорядоченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и отношениях, выполняющие присущих им функции.

    Функции федерального уровня: установление основ библиотечной политики и библиотечного законодательства, разработка государственных библиотечных программ и основных долгосрочных нормативов (стандартов), обеспечение межрегионального и межведомственного взаимодействия библиотек, Т.е. создание единой библиотечной системы в стране. 

    Второй уровень - ведомственный. Цель этого уровня управления - обеспечить эффективное развитие подведомственной библиотечной сети как составной части библиотечной системы страны.

    Третий уровень - территориальный. Его главные функции:

    1.  Учет региональных и национальных особенностей, исторических традиций, сложившихся в библиотечном деле республик, регионов.
    2.  Обеспечение наиболее рационального размещения библиотечных ресурсов и их комплексное развитие на территории.
    3.  Организация наиболее полного удовлетворения информационных потребностей всех групп населения и эффективного использования всех библиотечных ресурсов.

    На внутрибиблиотечном уровне также допускается несистемный подход к управлению, не учитывающий единство всех библиотечных процессов и структурных подразделений, взаимосвязи целей со средствами и методами их достижения, с теми ресурсами, которыми располагает или будет располагать библиотека. 

    В сфере библиотечной деятельности большое значение имеет обоснованность управленческих решений. Знание и умелое использование законодательных актов, регулирующих библиотечно-информационную деятельность, позволяет в полном объеме задействовать возможности библиотек по удовлетворению запросов пользователей, определять оптимальные формы взаимодействия с читателями, партнерами, органами власти, обосновывать новые формы инновационной деятельности. Совокупность регулирующих правовых актов в области библиотечного дела выделено в качестве самостоятельного раздела информационного права под названием «библиотечное право». Источниками библиотечного права являются Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, указы президента и постановления правительства, муниципальные и ведомственно-отраслевые нормативные материалы, внутрибиблиотечная организационно-правовая документация.

    Важнейшими документами, определяющими правовую основу управления библиотечным делом, являются законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов», а также «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Большое значение для управления библиотечным делом имеют «Положение о Министерстве культуры Российской Федерации» и другие подзаконные акты, подписанные председателем правительства РФ и министром культуры РФ. Наряду с федеральными законами в области библиотечного дела действуют и законы субъектов РФ. В ходе муниципальных реформ в период с 2003-2008 гг. осуществлялась законодательно обусловленная передача управленческих, имущественных, и финансовых обязательств по содержанию библиотек сельским и городским поселениям, муниципальным районам или городским округам. В процессе реорганизации выяснилось, что большинство российских библиотек являются публичными (массовыми). В рамках совершенствования административной системы меняются правовой статус библиотек, их организационные формы, содержание деятельности. В связи с этим основная задача библиотек – сохранить достигнутые результаты и обеспечить полноценное обслуживание населения.  

    Общественное управление библиотечным делом

    Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (аббревиатура рус. ИФЛА; англ.International Federation of Library Associations — аббревиатура англ.IFLA) — неправительственная международная организация, членами которой являются библиотеки, национальные библиотечные организации и информационные службы. Всего в ней состоит более 1600 членов из 150 стран мира.

    Целью создания ИФЛА является укрепление международного сотрудничества библиотек и поддержка высокого уровня библиотечно-информационного обслуживания библиотек во всем мире, поддержка научных исследований в области библиотечно-информационной работы, распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частных, общественных и государственных секторах экономики и культуры.

    ИФЛА обеспечивает всемирному библиотечному сообществу возможность регулярно встречаться для обмена мнениями по широкому кругу вопросов библиотечно-информационного обслуживания, поддерживает сотрудничество с международными объединениями и организациями.

    ИФЛА была основана в Эдинбурге (Шотландия) в 1927 году. В 1971 году в Нидерландах был принят Устав организации. Штаб-квартира Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) расположен в Королевской библиотеке Нидерландов, в Гааге.

    Основные цели IFLA - поддержка высокого уровня обеспечения и доставки библиотечно-информационного обслуживания; содействие распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частном, государственном и общественном секторах; представление интересов своих членов во всем мире.

    Раз в год проходят, так называемые, среднесрочные встречи членов Постоянных комитетов IFLA, и один раз в год - Генеральная конференция, которая проводится в разных частях света.  С 2003 г. Генеральные конференции IFLA приобрели статус Всемирного конгресса.

    В рамках Генеральной конференции традиционно проходят форумы ЮНЕСКО, а также Выставка издательской продукции, технологий и оборудования для библиотек.

    Одно из направлений деятельности IFLA - принятие декларативных или рекомендательных нормообразующих документов, которые являются консолидирующей базой для международного библиотечного сообщества.

    Библиотечная Ассамблея Евразии, БАЕ (англ.Library Assembly of Eurasia, LAE) — некоммерческое партнерство, объединяющее ведущие библиотеки стран СНГ. Штаб-квартира БАЕ расположена в Москве, в Российской государственной библиотеке. Главная цель БАЕ — культурное и информационно-библиотечное взаимодействие на постсоветском пространстве.

    Библиотечная Ассамблея Евразии была основана 27 ноября 1992 года по инициативе руководителей национальных библиотек постсоветского пространства, президентами библиотечных ассоциаций и объединений. Среди учредителей были также общества книголюбов, издательские организации стран бывшего СССР и др

    Российская библиотечная ассоциация, РБА (англ. RussianLibraryAssociation, RBA, не RLA).

    Общероссийское некоммерческое добровольное объединение юридических лиц, профессионально связанных с библиотечным делом и содействующих его развитию. создана в 1994 г. в целях объединения усилий, поддержки и координации действий библиотек, других библиотечных ассоциаций, сохранения и развития библиотечного дела в России. Осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

    • Библиотечная политика и законодательство;
    • Научная и практи­ческая деятельность;
    • Социальная защита работников библиотек, библиографических и научно-информационных учреждений;
    • Защита прав пользователей библиотек;
    • Международное сотрудни­чество;
    • Культурно-просветительская деятельность;
    • Издательско-полиграфическая деятельность.

    РБА учреждена в 1994 г. как общественная организация. Её учредителями стали 17 общественных объединений.

    РНБ ежегодно принимает участие в работе Генеральных конференций IFLA (и в качестве самостоятельного учреждения, и в качестве члена Российской библиотечной ассоциации). 

    Перспективы

    К моменту распада СССР управление библиотечным делом осуществлялось жестко централизованной системой, которая удовлетворительно решала задачи обеспечения стабильного 244 функционирования библиотечного дела в старых условиях, но не могла эффективно управлять этим процессом, а тем более развитием библиотечного дела в новых условиях. Кризисное состояние библиотечного дела во многом было обусловлено тем, что оно не имело в себе механизмов саморазвития. По сути, ни на одном уровне системы управления не было заинтересованности в освоении нововведений, финансировалось только текущее функционирование библиотек и не выделялись средства на развитие, библиотечная наука и практика не были связаны. Какие изменения в управлении библиотечным делом необходимо обеспечить, чтобы оно отвечало сегодняшним и, что еще более важно, завтрашним требованиям к нему?

    Современным требованиям не отвечают организационные механизмы управления. На сегодняшний день нет научно обоснованных и отработанных моделей федерального, регионального, муниципального, ведомственно-отраслевого и внутрибиблиотечного управления, не определены новые функции для органов управления различных уровней, не установлены взаимоотношения между ними. Организационные механизмы более или менее отлажены применительно к управлению процессами функционирования, однако и' в этой части обладают недостатками.

    В первую очередь следует отметить целенаправленность управления. Федеральные и региональные стандарты качества библиотечной деятельности не разработаны, социальный заказ к библиотечному делу не определен, поэтому цели библиотечной деятельности оказываются расплывчатыми и у библиотечных работников нет четких ориентиров, не разработаны многие нормативы обеспеченности библиотек необходимыми средствами и ресурсами. Если к тому же учесть несовершенство статистики и неотлаженность коммуникаций, что не позволяет иметь развернутую картину текущего состояния библиотечной системы и ее потребностей, станет очевидной необходимость изменения сегодняшнего положения.

    Отрицательно действует и тот факт, что современные механизмы управления способны обеспечивать лишь запаздывающую реакцию, включаясь, когда ситуация обостряется настолько, что не принимать решение нельзя, т. е. они реализуют реактивный тип управления. Запаздывание в принятии решений сегодня наиболее заметно при управлении обеспечивающими процессами, прежде всего программно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения.

    Необходимо в перечень недостатков включить и низкую эффективность контроля за выполнением решений. Контроль осуществляется по традиционной схеме, и в его схему попадают, как правило, лишь наиболее важные решения. Сегодня органы управления на всех уровнях плохо отслеживают, какая часть принимаемых решений остается невыполненной в полном объеме.

    Тормозит процесс управления процессами функционирования и неотлаженность процедур горизонтальной координации, т. е. межведомственного взаимодействия органов управления.

    Механизмы управления развитием библиотек, в отличие от механизмов управления функционированием, сегодня находятся в стадии формирования. Здесь сказываются узость функций управления развитием, малый опыт и недостаточное владение управленческим персоналом методами, необходимыми для реализации этих функций. Управление развитием так же, как и управление функционированием, еще недостаточно целенаправленно и системно. Управление без целей не бывает, без них оно лишается одного из важнейших своих компонентов — обратной связи. Но часто на практике действительные цели подменяются псевдоцелями. Формулировки типа "повысить уровень читательских потребностей", "создать условия для эффективного обслуживания читателей" и т. п. свидетельствуют об отсутствии четкого видения перспективы и ориентации на конкретные результаты.

    Цель — это образ желаемого результата, который, во-первых, имеет фиксированное время для его получения; во-вторых, соотнесен с возможностями (реалистичный); в-третьих, побуждает субъекта действовать в направлении его достижения; в-четвертых, операционально определен, т. е. задан так, чтобы всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым. Исходя из сказанного выделим первоочередные меры по обеспечению развитием управления библиотечным делом:

    • отработка новых моделей федерального, регионального, муниципального, ведомственно-отраслевого и внутрибиблиотечного управления;
    • разработка методов диагностики (анализа и оценки) системы управления и управленческих кадров; стандартов и программ обучения руководителей органов управления и библиотек по курсу" Управление библиотечным делом", учебных пособий для системы повышения квалификации, дифференцированных по уровням управления; организация подготовки преподавателей по курсу "Управление библиотечным делом";
    • создание и ведение банка управленческих новшеств; формирование региональных консультативных служб по вопросам управления; изучение и распространение опыта модернизации управленческих систем.

    Развитие управления может происходить в виде реформирования, т. е. качественных преобразований системы в целом, либо привнесением в управление новых элементов, свойств или характеристик, а также улучшением различных параметров системы управления по определенному критерию. Под рационализацией системы управления понимают ее изменения, направленные в основном на повышение производительности управленческого труда, т. е. совокупность усовершенствований, непрерывно внедряемых в организацию управления на основе достижений науки и передового опыта (например, переход на новые информационные технологии процессов управления).

    Совершенствование библиотечного управления невозможно без учета требований системного, комплексного подхода, вытекающих из неразрывности, целостности библиотечных систем и процессов. В этой проблеме три аспекта. Во-первых, совершенствование управления осуществляется на всех уровнях библиотеки: рабочем месте библиотекаря, в группе, секторе, отделе, библиотеке в целом. Совершенствование одного отдельного звена, на отдельном уровне неизбежно приводит к тому, что мы, имея возможность теоретически решить вопрос в данном звене, на данном уровне, не можем предугадать связи (отношения) с другими звеньями, уровнями библиотеки. Так, выбору рабочего места библиотекаря как объекта развития должно предшествовать изучение его с позиций группы, сектора, всего технологического процесса. Это объясняется тем, что рабочее место библиотекаря — лишь звено того или иного процесса, связанного с другими рабочими местами единством технологии, разделением и кооперацией труда, единством материально-технической базы. Кроме того, совершенствование организации труда на отдельных рабочих местах, как правило, приводит к "цепной" неуправляемой реакции. Когда попеременно то одна, то другая операция опережает другие в уровне организации, нарушаются пропорциональность библиотечных процессов, ритм всей многогранной деятельности библиотеки.

    Во-вторых, решение проблемы совершенствования библиотечного управления должно осуществляться по всем его элементам. Эта система включает в себя такие частные элементы, как: планирование, организацию и регулирование технологического процесса, методы управления библиотечным персоналом, технические средства управления и др. Чрезмерное увлечение каким-то одним элементом системы, например, внедрением автоматизированной системы управления, но без ликвидации недостатков в организации планирования, учета, взаимодействия структурных подразделений, без совершенствования методов работы применительно к внедренным техническим новшествам не даст ожидаемого эффекта. Более того, решение лишь частных вопросов нередко приводит к отрицательным последствиям (например, внедрение современной техники в плохо организованный библиотечный процесс).

    В-третьих, при поисках наилучших решений оценку качественного уровня организации и управления следует давать не с позиций выявления резервов повышения эффективности в узких рамках отдельных процессов и каждой библиотеки в отдельности, а исходя из более общих критериев, в которых учитываются опыт и достижения других подразделений, библиотек, всей библиотечной системы. Изолированное осуществление мероприятий по совершенствованию не позволяет использовать преимущества, предоставляемые всей системой библиотечного дела. Рационализация организации рабочих мест, правильное разделение труда, организация взаимодействия структурных подразделений и т. д. — все это в определенной мере осуществимо силами самих библиотек. Однако это означает, что в данной библиотеке внедряется подлинно научная система управления. Детальная, научно обоснованная программа развития библиотечного управления может быть разработана и претворена в жизнь только с учетом прогрессивной организации управления в масштабах всей библиотечной системы.

    Развитие управления — обязательный компонент системы управления. Развитие требует качественной и количественной оценки эффективности управления: и самих мер совершенствования, и конкретных итогов рационализации управления. Эффективность — важнейшая характеристика системы библиотечного управления. В узком смысле эффективность оценивается по затратам живого и овеществленного труда на то или иное управленческое мероприятие и по изменению показателей (характеристик) системы управления. Эффективность в широком смысле означает сопоставление затрат на управление с показателями деятельности всей библиотечной системы (и объекта, и субъекта управления). Оценка "широкой" эффективности особенно необходима при внедрении в управление сложных организационных или технических усовершенствований при переходе на новую структуру всего управления, изменении системы планирования и стимулирования и т. д. В таких случаях только изменение показателей библиотечной деятельности позволяет оценить столь глубокие преобразования. Таким образом, основным критерием оценки эффективности управления является эффективность библиотечной деятельности.

    В современных условиях настоятельной необходимостью стала разработка программы комплексного совершенствования системы управления библиотечным делом, т. е. не отдельных, пусть даже важных аспектов управления, а системы взаимосвязанных мероприятий, касающихся внутрибиблиотечного, ведомственно-отраслевого, территориального и федерального управления. Ни одна из указанных сфер управления не может рассматриваться изолированно от других. Именно в комплексном учете всех этих сторон управления и состоит одно из проявлений системного подхода. Практически все вопросы функционирования библиотечного дела должны рассматриваться с позиции активизации мер по совершенствованию системы управления. Будучи не только надстройкой над своим базисом — библиотечным делом, но и фактором, способным ускорять его развитие, механизм управления обязан играть ведущую, направляющую роль, опережать развитие библиотечного дела. Его следует совершенствовать не тогда, когда противоречия обострились и сказываются негативные последствия этого, а заблаговременно, на основе выявленных противоречий, тенденций и закономерностей развития библиотечного дела, обобщения передового опыта управления.

    Дальнейшее развитие библиотечного дела ставит неотложные задачи по совершенствованию общебиблиотечного законодательства, т. е. задачи разработки и последовательного использования обязательных нормативно-правовых актов, не только закрепляющих сложившиеся библиотечные отношения, но устанавливающих устойчивый и строгий порядок функционирования библиотечных систем разного уровня. В настоящее время библиотечное законодательство не систематизировано, оно состоит из большого числа ведомственных постановлений, положений, инструкций и других нормативных актов, изданных в разное время, на разной методологической основе, мало согласованных между собой.

    Центральным звеном на пути перехода к правовым методам Управления библиотечным делом должны стать "Федеральный закон РФ о библиотечном деле", а также подзаконные акты, конкретизирующие и раскрывающие механизм реализации статей Закона и являющиеся обязательными для всех библиотек. Регулирование внутрирегиональных и внутриведомственных библиотечных отношений определяется ведомственными и региональными нормативными актами. При таком подходе Закон о библиотечном деле становится важной правовой основой управления библиотечным делом, а его нормы будут оказывать регулирующее воздействие непосредственно на библиотечную деятельность.

    21.01.2018, 7198 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.