AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Библиотечная профессия: содержание и особенности. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//194/bibliotechnaya-professiya-soderzhanie-i-osobennosti/ (дата обращения: 29.03.2024)

Библиотечная профессия: содержание и особенности

Библиотечная профессия: содержание и особенности

Содержание

    Кратко:

    Содержание библиотечной профессии включает:

    • общение с читателями, пользователями услуг библиотеки;
    • многообразные технологические процессы и операции, связанные с работой с документным фондом библиотеки, с ее информационно-поисковыми системами и т. п.

    Основным критерием дифференциации библиотечной профессии выступает уровень профессиональной подготовки.

    Выделяют три уровня квалификации библиотекарей:

    • низкий. Библиотекари не имеют библиотечного образования и выполняют в библиотеках вспомогательные функции;
    • средний. Библиотекари выполняют комплекс организационно-технологических операций на регламентированном (стандартизованном) уровне. Имеют среднее библиотечное образование;
    • высокий. Библиотекари имеют высшее библиотечное образование и умеют самостоятельно принимать управленческие и методические решения.
    1. Библиотечные специальности
    • менеджеры;
    • методисты;
    • комплектаторы;
    • каталогизаторы;
    • сотрудники отделов обслуживания.

    Содержание трудовой деятельности по каждой специальности фиксируется в профессиограмме.

    Профессиограмма дает общую характеристику специальности и отражает содержание и формы трудовой деятельности; профессиональные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые необходимы и достаточны для выполнения функциональных обязанностей по конкретной специальности.

    В основе обеспечения библиотек профессиональными библиотечными кадрами лежит система непрерывного библиотечного образования как целенаправленного процесса; подготовки,повышения квалификации, переподготовки библиотекарей.

    Этапы профессионального библиотечного образования:

    Профориентация — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Основными направлениями ориентации на библиотечную профессию являются:

    • начальное библиотечное образование в школах и профильных "библиотечных классах", а также деятельность общедоступных и школьных библиотек по обучению школьников основам информационной культуры, привлечению их к участию в работе библиотеки (читательский актив);
    • рекламирование правил посгупления в средние и высшие учебные заведения, готовящие библиотечно-информационные кадры;

    Профотбор — отбор кандидатов для профессиональнго обучения. В библиотечных учебных заведениях он осуществляется путем предварительных собеседований абитуриентов с преподавателями и членами приемных комиссий и сдачи вступительных экзаменов;

    Получение образования — включает обучение в средних и высших учебных заведениях, обучение в аспирантуре и последипломное образование, включающее систему повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров.

    Длинно:

    Социально обусловленная направленность библиотечной профессии и личности библиотекаря

    Место, которое человек занимает в обществе, во многом определяется его профессией и мотивами профессиональной деятельности. Под профессией понимается род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки, знаний, умений и являющейся обычно источником существования. Уже в средние века были монахи-книгохранители, дня которых работа в монастырской библиотеке стала основным занятием. Деятельность их в этой области в известной мере регламентировалась, а к выполнению профессиональных обязанностей предъявлялись определенные требования. Профессия специалиста-библиотекаря, для которого работа в библиотеке являлась основным занятием, начала складываться в XVII—XVIII вв.

    Моментом осознания библиотечной профессии считается 1876 г. —год учреждения первого в мире профессионального объединения библиотекарей — Американской библиотечной ассоциации. Преподавание профессиональных библиотечных знаний ведет свое начало с 1887 г., когда одновременно открылись в Германии университетская кафедра по библиотековедению, а в США первая библиотечная школа. В России в 1908 г. было создано Общество библиотековедения, по инициативе которого. стал в 1910 г. издаваться журнал "Библиотекарь". Созванный по инициативе Общества в 1911 г. Первый всероссийский съезд по библиотечному делу признал библиотечное дело особой самостоятельной специальностью и библиотека- рей обособленной группой в ряду других специалистов. В резолюции съезда была отмечена необходимость учреждения специальных высших курсов библиотековедения и библиографии для теоретической и практической подготовки библиотекарей. Проект таких курсов был представлен Л. Б. Хавкиной еще в 1904 г. на съезде по техническому и профессиональному образованию. Однако открыты они были в Москве университетом Шанявского лишь в 1913 г.

    Библиотечное образование в России было введено в начале 20-х гг., когда открылись библиотечные факультеты (отделения) при высших и средних педагогических и внешкольных вузах и техникумах. Однако предпосылки для научной разработки комплекса проблем библиотечной профессии создаются лишь к 60-м гг. Поиск научно обоснованных форм и методов обучения и воспитания библиотечных специалистов, их рационального использования связывается с анализом состояния и перспектив развития библиотечного труда. Предметом специальных исследований библиотечная профессия становится с середины 70-х г. Многоаспектные исследования Московского и Ленинградского институтов культуры, библиотек им. Ленина (Москва), Салтыкова-Щедрина и Академии наук (Ленинград), Сибирского отделения Академии наук (Новосибирск) включали изучение социально- психологических особенностей деятельности библиотечных специалистов, вопросов удовлетворенности трудом, текучести кадров, профессиональной и социальной адаптации молодых специалистов, совершенствования подготовки кадров. Во второй половине 80-х — начале 90-х гг. активно изучаются кадровые ресурсы библиотечного дела, профессиональная миграция и мобильность, статус и престиж профессии, библиотечный труд.

    Новые знания, полученные в указанных исследованиях, ускорили формирование библиотечной профессиологии, в разработку которой большой вклад внесла А. С. Чачко. Она дала определение библиотечной теоретико-прикладной дисциплины. Ее проблематика охватывает широкий круг вопросов: роль и место библиотечной профессии в обществе; закономерности исторического развития библиотечной профессии; научная классификация видов библиотечного труда; прогнозирование изменений социально-психологического облика библиотекаря; система непрерывного образования и другие системы поддержания, совершенствования и развития профессии; библиотечные объединения и ассоциации, профессиональное самосознание библиотекарей и др.

    Для всестороннего изучения библиотекарей как особой социально-профессиональной группы недостаточно рассматривать их лишь в условиях трудовой деятельности, т. е. в рамках библиотечного дела. Необходимо оценивать всю систему многообразных связей и проявлений, характеризующих жизнедеятельность библиотечной сферы и библиотекарей в ней. Роль и значение библиотечной профессии, ее характер и качественные особенности определяются требованиями, предъявляемыми обществом к библиотекам и библиотечным специалистам.

    Общество в зависимости от уровня его развития предписывает библиотекарям те или иные функции и наполняет их определенным содержанием, стимулирует и контролирует их исполнение. Чтобы определить, как закономерно расширялись (изменялись) функции библиотекаря, нельзя обойти проблему социального заказа на библиотекаря, т. е. совокупности обобщенно выраженных требований, необходимых и достаточных для выполнения функций, которые обществом предписываются библиотекарю. Профессиональное сознание библиотекаря, представляющее собой подвижную и динамичную систему взаимосвязанных представлений, понятий, идей, взглядов, предопределяется условиями функционирования библиотечного дела, а также самим процессом деятельности библиотекаря по удовлетворению потребностей в социальной информации. От адекватности библиотечного сознания существующим потребностям общества зависит реальная библиотечная деятельность.

    Изменялись задачи, встававшие перед библиотеками, менялись содержание и функции библиотекаря, перестраивалось и его профессиональное сознание. Советской библиотеке было поручено идеологическое обеспечение потребностей власти, проведение коммунистической идеологии в массы. Это породило формализм, лозунговость, кампанейщину, некомпетентность и пренебрежение к профессионализму, формирование библиотекаря типа "исполнитель", способность только к репродуцированию, наконец, догматичность как свойство профессионального мышления. У библиотекарей в работе преобладали пассивность, инерционность, шаблонность, мало было новаторства и творчества, невысокий уровень профессионального самосознания, заниженные представления о себе.

    В настоящее время идет процесс возрождения профессионального сознания библиотекаря. Его многомерность, многогранность позволяют отказываться от устаревших и непригодных в современной ситуации представлений, заменить их другими, научно обоснованными и эффективными. Многие библиотекари активно участвуют в процессе библиотечного возрождения, поднимается уровень требований к качеству труда, профессиональной компетентности. Современный библиотекарь-профессионал уже не "плывет по воле волн", он адаптируется к изменяющимся условиям, выходит на складывающиеся рынки информации, сам участвует в их создании, активно сотрудничает с местными органами управления, изучает новые потребности читателей. Библиотекари становятся той социально-профессиональной группой, которая во многом напрямую влияет на развитие культуры, образования, информационных систем.

    Сказанное выше позволяет выделить ряд критериев и параметров научного библиотечного мышления, в частности способность: анализировать библиотечные явления и факты в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости; прослеживать генезис влияния библиотечных взаимодействий и воздействий; соотносить библиотечные действия с целями и результатами читательского поведения; отказываться от сложившихся шаблонов и стереотипов, искать и находить новые оценки, обобщения, подходы, действия; использовать теорию и новые идеи в практическом и творческом поиске; эффективно применять логику- фактов и убедительную аргументацию в диалоге (общении) с читателем.

    Одно из важных требований, предъявляемых библиотечной профессией, — обязательная четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Позиция библиотекаря — это система тех интеллектуальных и эмоционально- оценочных отношений к миру, библиотечной действительности и библиотечной деятельности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, требованиями, ожиданиями и возможностями, предъявляемыми и предоставляемыми ему обществом. А с другой стороны, действуют внутренние и личные источники активности библиотекаря — влечения, переживания, мотивы и цели, миро- воззрение, идеалы и т. п.

    Именно в позиции библиотекаря проявляется его личность, социальная ориентация, тип гражданского поведения и деятельности. Интегральным показателем социально активной личности библиотекаря являются его профессиональные ценности, такие, как понимание социальной роли функций библиотекаря, наличие общественно значимых мотивов выбора профессии библиотекаря и библиотечного идеала, мотивационно-ценностное отношение к библиотечной деятельности, профессиональный долг и честь, уважение к своей профессии, культура педагогического общения с читателями, потребность в профессиональном самообразовании и самовоспитании.

    Социальная позиция библиотекаря во многом определяет и профессиональную позицию, его профессиональные установки, среди которых одна из наиболее важных — нейтралитет в борьбе соревнующихся идей. Как ни близки, ему какая-либо философия, вера или социальное движение, он сохраняет нейтралитет и дает возможность людям ознакомиться со всеми аргументами и самим решить, что верно и правдиво. Находясь в гуще потока информации, библиотекарь старается отобрать и сохранить то, что весомо, правдиво отражает жизненный опыт.

    Коллективный характер библиотечной деятельности и творческая природа труда библиотекарей

    Очень трудно в библиотечной деятельности выделить вклад каждого библиотекаря в качестве конечного результата. Осознание закономерного усиления коллективных начал в библиотечной профессии все шире вводит в обиход понятие "совокупный библиотекарь", под которым в широком плане понимается библиотечный коллектив, а в более узком — круг библиотекарей, которые имеют непосредственное отношение к определенному библиотечному процессу. Поэтому большое значение имеет формирование библиотечного коллектива, объединенного чувством библиотечного коллективизма и понимания его функционального значения. Там, где нет коллектива библиотекарей с единой программой работы, единым подходом к оценке своей деятельности и т. п., не может быть эффективного библиотечного процесса. Мастерство, профессионализм библиотекаря закономерно обусловлены уровнем сформированного коллектива.

    Основными чертами настоящего коллектива являются: хороший психологический климат; общность идей, взглядов, единство (отсутствие эгоизма и склок); творческая атмосфера. Эти черты присущи коллективам, где есть общее дело, интересы, четкое понимание целей, содержания, организации деятельности библиотек и своего места в рабочем процессе. Для хорошего библиотечного коллектива характерны взаимоуважение, товарищеская взаимовыручка, ориентация каждого на настроение коллектива и умение владеть собой, высокий коэффициент полезного проявления собственной личности в коллективе, полная психологическая совместимость и интеграция.

    Формирование библиотечного коллектива — проблема социально-психологическая, так как оно связано с организацией отношений между работниками в процессе труда и требует решения ряда социально-психологических проблем. Это, в частности, условия формирования устойчивого (стабильного) коллектива; влияние дисциплинарной практики и других факторов (например, равное отношение ко всем группам работающих; выявление и помощь в разрешении проблем); поддержка и поощрение стремления работников к повышению образования и квалификации; создание обстановки, благоприятствующей быстрейшему и лучшему включению в коллектив новых работников, установлению связи между отдельными группами внутри коллектива и отдельными коллективами библиотеки.

    Известно, что плохие взаимоотношения в коллективе па- губно влияют на настроение и работоспособность человека. Чтобы рационально сформировать коллектив, необходимо изучить психологические особенности личности; нужна методика, позволяющая так подбирать его, чтобы взаимоотношения сотрудников содействовали наиболее эффективной работе. А это предполагает преодоление бытующих еще в библиотечной практике разобщенности, "цеховщины", безразличия к состоянию дел на смежных участках, в других подразделениях.

    Библиотечная деятельность, как и любая другая, имеет не только количественные, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда библиотекаря можно правильно оценить, лишь учитывая его творческое отношение к своей деятельности. Мысль о том, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает, в огромной мере относится к личности библиотекаря. Уровень творчества в деятельности библиотекаря отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей и поэтому является важнейшей характеристикой библиотечной деятельности, вскрывающей ее своеобразие. Как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд можно внести элементы творчества, так и, наоборот, библиотечную деятельность можно строить по шаблону, лишить ее присущего ей творческого начала.

    Библиотечная деятельность — процесс постоянного творчества, но в отличие от других сфер (наука, техника, искусство) творчество библиотекаря не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продукцией всегда остается читатель (пользователь). Творческий потенциал личности библиотекаря формируется на основе накопленного им социального опыта, специальных библиотековедческих, психолого-педагогических и других знаний и новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Нередко творческую природу труда библиотекаря выводят из заключения: библиотечный труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд не всегда можно отождествлять с творческим (например, канцелярский труд). Творческая деятельность библиотекаря осуществляется в двух основных формах: применение известных и новых сочетаний средств (форм, методов) к возникающим в библиотечном процессе ситуациям, с которыми библиотекарь уже имел дело. "Творчество заключается не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано заранее, а в той, предварительная регламентация которой содержит известную степень неопределенности, в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию" (Пономарев Л. А. Психология творчества. М., 1975. С. 13).

    С точки зрения форм организации библиотечная профессия включает самостоятельный творческий труд, труд в пределах постоянных заданий, имеющих варианты, альтернативные решения и некоторые степени свободы, а также достаточно жестко регламентированные по срокам и процедурам виды труда. Чем крупнее библиотека и глубже функциональное разделение труда, тем определеннее характеристики работы библиотекарей с точки зрения ее регламентации. Однако в той пли иной степени указанные выше формы присутствуют во всех библиотечных специальностях. Установлено, что важнейшими производственными функциями, связанными с наибольшей сложностью и ответственностью, в библиотечной профессии являются: содержа- тельный отбор и оценка литературы в целях комплектования фонда; информирование читателей; тематический библиографический поиск; кодирование и декодирование литературы и библиографических описаний; аналитико-синтетическая переработка текстов (аннотирование и реферирование).

    Высокой ответственностью, сложностью и эмоциональной напряженностью отличается весь комплекс процессов непосредственного общения библиотекаря с читателями (удовлетворение запросов читателей). Вместе с тем в библиотечном процессе есть и технические операции, например, такие, как составление и дублирование библиографических описаний, расстановка изданий и библиографических описаний по алфавиту, датам и другим формальным признакам, а также нахождение документов по внешним признакам, оформление выдачи изданий и регистрация читателей, ведение статистики и др.

    Функциональный анализ содержания библиотечного труда позволяет выделить три основные группы библиотечных кадров:

    1. 1) библиотечные специалисты с высшим библиотечным и отраслевым образованием, имеющие высокий интеллектуальный и профессиональный потенциал, выполняют работу, которая требует профессиональных знаний и умений в теоретическом и научном аспекте библиотечной деятельности, отличающемся от ее механического или канцелярского аспекта;
    2. 2) библиотекари средней квалификации, преимущественно со средним (библиотечным или другим специальным) образованием, выполняющие комплекс организационно-технологических библиотечных процессов;
    3. 3) помощники библиотекарей (младшие библиотекари, вспомогательный персонал) с общим средним образованием, которые владеют навыками выполнения отдельных операций, видов работ, не требующих специальной квалификации.

    Особая заинтересованность в творческом отношении к работе должна быть присуща библиотекарям первой группы. Однако по ряду причин это далеко не всегда так. Во-первых, мешает инерционность, т. е. свойство продолжать функционирование по существующей "траектории" несмотря на изменение ситуации. Если оценивать этот факт с позиций психологии, то следует отметить то обстоятельство, что библиотекарь как личность во многих случаях сопротивляется техническим, социальным, организационным и экономическим изменениям, которые нарушают сложившееся равновесие между библиотечным работником и средой (неуверенность в материальном положении, изменения в положении на работе, усложнение проблем и т. д.). Во-вторых, сложившаяся в библиотечном деле система методической работы, изучения и обобщения передового опыта, повышения квалификации действует зачастую формально, не обеспечивая существенного прироста профессионального мастерства. В-третьих, отметим, что степень творческого отношения к работе, проявляющегося в рационализации и совершенствовании труда, тем выше, чем сильнее у человека интерес к своей профессии. Люди равнодушные, как правило, не тяготеют к совершенствованию. Процесс воспитания творческой активности можно условно разделить на три стадии.

    На первой стадии возможность совершенствования библиотечных процессов и организации труда ясна далеко не всем. Многие библиотекари просто не задумываются над тем, как найти в своей работе что-то новое. Чтобы дать библиотекарям представление об их возможностях, важно постоянно изучать и пропагандировать новое, передовое, сравнивать со старым. Вся работа библиотеки и ее структурных подразделений должна быть организована так, чтобы она будила аналитическую, рационализаторскую мысль библиотекарей.

    На второй стадии необходимо помогать библиотекарю находить самостоятельные задачи, заслуживающие анализа и рационализации. Неоценима в этом роль руководителя. Полезно разработать специальные тематические планы. Как показывает опыт, успех воспитания аналитических способностей зависит от дифференцированного подхода к различным группам библиотекарей. Например, тем, кто часто испытывает неудовлетворенность своей работой, надо помочь устранить недостатки, которые делают ее неинтересной, а хорошим исполнителям — научиться анализировать свою работу.

    На третьей стадии необходимо оказать библиотекарям методическую помощь в изучении соответствующей литературы, в организации обсуждений их собственных аналитических и методических работ. При этом важно обратить внимание не только на сделанные выводы, но и на пути и методы, которыми шел библиотекарь в своем анализе. Развивающими возможности библиотекарей могут (и должны) стать и методическая работа, и участие в исследовательской, экспериментальной работе, и проведение аттестации, выработка требований к принимаемым на работу библиотекарям (профессиограммы).

    Общепрофессиональные требования к личности библиотекаря

    В основе подготовки библиотекарей лежат два фундаментальных принципа:

    1. 1) принцип целостности библиотечной профессии, просматривающий формирование единого фундамента профессиональных знаний и умений;
    2. 2) принцип дифференциации библиотечной профессии, в основе которого лежит специализация библиотекарей.

    Еще в начале XX в. К. И. Рубинский сформулировал следующие общие требования: "Библиотечный персонал должен обладать большими знаниями, большой опытностью, не меньшею, чем персонал педагогический; он должен обладать не только общим образованием, не только педагогической подготовкой, не только знанием того, что нужно читать, что полезно читателю и что будет для читателя потраченным трудом, но полным знанием библиотечного дела, знанием той науки, которая занимается его изучением" (Рубинский К. И. Культурная роль библиотеки и задачи библиотековедения. Харьков, 1910. С. 90).

    Современная теоретическая и практическая подготовка библиотекарей основана на четырех блоках научных дисциплин: общественно-гуманитарном, общенаучном, общебиблиотечном и специальном. Все блоки обслуживают потребности развивающейся личности библиотекаря, его библиотечной практики, которая выступает системообразующим стержнем профессиональной подготовки, интегрируя все ее компоненты. Библиотечная профессия основана на философско-социологическом, культурологическом и науковедческом осмыслении библиотечного дела как подсистемы общества, как сложного феномена культуры.

    Признание библиотечной деятельности как полидисциплинарного комплекса требует не просто эпизодического привлечения данных некоторых "небиблиотечных" наук и расширения круга изучаемых библиотекарями общенаучных дисциплин, а органической связи их с библиотековедением. Библиотекарь, кроме профессионального, должен получить гуманитарное и общенаучное образование. Оно включает широкий спектр наук, прежде всего философию, теорию и историю мировой и отечественной культуры, политологию и политэкономию, социальную психологию и педагогику, иностранные языки. Проникновение гуманистических идей и гуманитарных методов в профессиональное библиотечное знание направлено на преодоление технократического стиля мышления, формирование общей культуры библиотекаря. Эти знания необходимы в силу того, что значительная часть коэффициента полезного действия библиотекаря обусловлена не узкопрофессиональной подготовкой, а его личностными качествами. Гуманитарная, широкая культурологическая подготовка воспитывает у библиотекаря способность критически воспринимать и перерабатывать многообразие точек зрения на развитие общества и культуры и вырабатывать убеждения, необходимые для плодотворной практической деятельности. Это особенно важно еще и потому, что характерной особенностью современного научного знания является быстрое старение информации при резком возрастании ее объема.

    Общее развитие, культура методологического мышления, способность библиотекаря оперативно включать знание в контекст своей деятельности позволят ему разрешить противоречие между возрастающим потоком документальной информации и ограниченными возможностями библиотекаря включить ее в содержание своего чтения. С другой стороны, роль гуманитарного знания не только в идейном, мировоззренческом и методологическом воспитании библиотекаря, но и в фундаментальной, профессиональной подготовке чрезвычайно важна. На основе знания общих закономерностей развития культуры, социологии, психологии и т. п. библиотекарь познает культурное развитие различных слоев населения, их духовных потребностей, факторов формирования читательских интересов, их дифференцированного удовлетворения, определяет принципы и методы привлечения населения к чтению, пользованию библиотеками, воспитанию культуры чтения.

    Гуманитарной направленности библиотечной профессии не чуждо естественнонаучное и прикладное, например, техническое, знание. Общепризнано, что библиотекари должны быть универсально образованными людьми, что любой "крен" в их общем образовании вреден. Деятельность библиотекарей в библиотеках определенного типа (технических, медицинских, сельскохозяйственных и др.) по обслуживанию определенного контингента читателей объективно вынуждает их легко и быстро ориентироваться в вопросах специальной отрасли науки, замечая возможные связи их с вопросами других специальностей. Общенаучная подготовка библиотекаря должна способствовать приобретению им знаний, необходимых для более качественного усвоения специфики отношений "библиотекарь-абонент", "библиотекарь-документ", "документ-абонент". Только при этом условии сможет он выполнять роль организатора чтения специалистов.

    Однако существуют малоизученные связи между обслуживаемой научно-практической областью и библиотечной деятельностью, их взаимовлияние и взаимозависимость. Чтобы выявить и осознать специфику библиотечной деятельности, надо выйти за пределы библиотековедения и начать серьезное изучение обслуживаемой предметной области, отраслевого документального потока, профессиональных потребностей и информационного поведения специалистов. Замкнутостью библиотечной профессии объясняется и ее малая восприимчивость к достижениям смежных отраслей — социологии, психологии, науковедения и даже информатики.

    Вместе с тем, если связывать перспективы развития библиотек с непрерывным образованием людей, созданием условий для самореализации личности, становятся очевидными два взаимосвязанных обстоятельства. Библиотекарь должен активно впитывать и в собственных целях использовать результаты научных исследований в различных отраслях знания. Но одновременно он будет располагать ценнейшими сведениями об информационном поведении людей, востребованности обществом документированного знания, предпочтительных путях и средствах передачи новой информации, расширяя тем самым сферу влияния библиотеки как социального института. Разностороннюю подготовку библиотекари получают на основе специального образования, в процессе последующей работы в библиотеке, общения с читателями, непрерывного самообразовательного чтения.

    В обобщенном виде можно библиотечную профессию отнести к типу "человек — документ — человек" или в библиотечных терминах "библиотекарь — документ — читатель". Современный библиотекарь — профессионал-посредник между имеющимися в его распоряжении информационными ресурсами или системой документированных знаний и людьми, в них нуждающимися. Библиотекарь осуществляет социально- коммуникационную деятельность в процессе работы с читателями на основе обмена социальной информацией в документированной и недокументированной формах.

    Это общение может быть как непосредственным, так и опосредованным (через документ, справочно-библиографический аппарат, технические средства коммуникации). Основное содержание библиотечной профессии составляют взаимоотношения библиотекаря с книгой и читателем. Задача библиотекаря —наилучшим образом понять и удовлетворить информационные запросы читателей. Для этого он должен хорошо знать книги и читателей. Таким образом, наряду с широкой общественно-гуманитарной и общенаучной библиотекарю необходима подготовка книговедческая (документоведческая) и читателеведческая. Известный американский библиотековед Д. X. Шира так определил сущность этой общепрофессиональной черты библиотекаря: "Знание книг и знание людей, т. е. знание библиотечных фондов и источников комплектования, а также умение поставить себя на место читателя, понять его потребности, —вот фундамент, на котором покоится здание библиотечного обслуживания" (Шира Д. X. Введение в библиотековедение. М., 1983. С. 95).

    Сложное по структуре и многоаспектное по содержанию профессиональное качество библиотекаря — знание книги — явление межнаучного порядка. Оно включает целый цикл документоведческих дисциплин: книговедение и историю книги, отраслевые библиографии, библиотечные фонды и каталоги, основы информатики, теорию документальных коммуникаций. Сюда же по существу входит и история мировой литературы. Знание этих научных дисциплин вырабатывает умение ориентироваться в потоке литературы и документации с учетом информационных потребностей конкретных организаций и групп читателей, а также особенностей документов, оценивать их идейную направленность, научную, практическую и художественную ценность, осуществлять оперативный поиск информации с привлечением отечественных и зарубежных справочных и библиографических изданий и, в конечном счете, соединить книгу с читателем, а читателя — с книгой. При этом, как отмечал известный русский библиотекарь и библиотековед А. А. Покровский, знание книги библиотекарем отличается от знания все перечитавшего читателя: "Библиотекарь читает книгу не так, как другой читатель; не просто отдается книге, не просто зачитывается романом, а всегда оценивает книгу и примеряет ее к делу: отмечает у себя в голове (а еще лучше на бумаге, в записной книжке или на отдельных листочках, на полях библиотечного каталога) свой вывод об этой книге — насколько она хороша и нужна, насколько интересна и доступна, кому и в каких случаях ее рекомендовать, для чего" (Григорьев Ю. В". А. А. Покровский (1879—1942). М., 1965. С. 101).

    У библиотекаря умение общаться, коммуникабельность становится профессионально необходимым качеством. В библиотечном процессе можно выделить две неразрывно связанные подсистемы: содержательную, раскрывающую закономерности формирования и удовлетворения информационных запросов, знание многообразия типов читателей, психолого-педагогических методов обслуживания читателей, и коммуникативную. При этом первая как бы погружена во вторую. Сущность, специфика, функции профессионального общения библиотекаря с читателями наиболее отчетливо проявляются в следующих направлениях обслуживания читателей: документно-информационном (обслуживание абонентов документами и библиографической информацией); педагогическом (организация целенаправленного воспитательного воздействия на читателей, на характер их чтения); рекреационном (организация досуга, отдыха, развлечения посетителей библиотеки).

    В связи с этим выделяются такие виды профессионального взаимодействия библиотекаря с читателями, как информационное, педагогическое и др. Основным предметом общения в библиотеке является книга (документ). В зависимости от ее специфики (художественная, педагогическая, медицинская и т. д.) меняются направленность и характер обслуживания читателей в библиотеках разных типов и, следовательно, содержание общения с читателями. Не имея прямых контактов с читателями, многие библиотечные специалисты участвуют в коммуникативном процессе косвенно, опосредованно: составляя библиографические описания произведений печати, организуя фонды, каталоги, создавая указатели, выполняя заказы по МБА, требования на литературу из книгохранилищ и т. д. Объектом их труда являются документы, использование которых служит целям удовлетворения читательских запросов.

    На интенсивность, динамику, характер общения библиотекаря с читателями влияют организационно-технологические, материально-технические, психофизиологические и другие условия, в которых осуществляется процесс библиотечного обслуживания. Однако они не являются определяющими. Формальные и содержательные характеристики общения, уровень культуры взаимоотношений с читателями в большей степени обусловлены особенностями профессиональной направленности личности библиотекаря, системой его профессионально- нравственных установок и норм, ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в библиотечной деятельности.

    Важным качеством библиотекаря является готовность к общению (психологическая готовность, обусловленная индивидуально-типологическими особенностями личности), т. е. потребность в социальных контактах, легкость их установления, хорошее эмоциональное самочувствие на всех этапах общения, профессиональная готовность, выражающая стремление библиотекаря к сотрудничеству и установлению оптимальных взаимоотношений с читателями. Отсюда — принцип предваряющего уважения, отношение, ориентированное на личность читателя, его интересы. Такое отношение открывает перспективу развития личности читателя, придает общению библиотекаря с читателем смысл взаимного обогащения. И еще один принцип — ответственность за включенность читателя через книгу, через чтение в разнообразные внутренние и внешние связи с миром во всех его проявлениях. Для продуктивности общения существенное значение имеет способность откликаться на переживания другого. Этим достигаются сотрудничество, сотворчество. Умение побудить читателя иметь свою точку зрения, помочь ее выработать, стимулировать мысль читателя, его собственное отношение к прочитанному — важное качество библиотекаря.

    Реализуя коммуникативную функцию, библиотекарь дол- жен обладать высоким педагогическим мастерством (особенно в публичных и учебных библиотеках). Однако и в специальных библиотеках оно проявляется в дифференцированном подходе к различным категориям читателей, учете особенностей их информационных запросов. Педагогическое мастерство имеет в библиотечной профессии особую направленность и тесно связано с такой профессиональной чертой, как желание помочь читателю. Если библиотекарь — человек равнодушный, если в процессе общения с читателями у него возникает чувство раздражения, скуки, апатии, значит профессия выбрана ошибочно.

    Критериями библиотечной коммуникативной компетентности являются:

    1. 1) наличие интереса к читателю, положительная установка на него;
    2. 2) умение понимать чувства читателя и определять его позиции во взаимодействии с библиотекарем;
    3. 3) коммуникабельность и контактность;
    4. 4) терпимость в общении с читателем;
    5. 5) ориентация в ситуации стратегии воздействия на читателя;
    6. 6) наличие коммуникативных умений и навыков (выступать перед аудиторией, организовывать общение читателей в библиотеке, вести деловые беседы, продуктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации и др.).

    Многообразие видов библиотечной деятельности и библиотечных специальностей

    Принцип целостности библиотечной профессии дополняется принципом ее дифференциации. Библиотечная профессия выявляет себя через многообразие библиотечных специальностей. В сфере библиотечного дела, как и в других областях материального и духовного производства, отчетливо проявляется тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах библиотечной профессии.

    Процесс обособления видов библиотечной деятельности обусловлен прежде всего существенным усложнением объектов деятельности, которое, в свою очередь, вызвано изменением социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технической революции, развитием информационных потребностей и библиотек. В связи с этим отчетливо проявляется тенденция к специализации по основным направлениям библиотечной работы и др. Сложившееся внутрипрофессиональное разграничение функций и обязанностей позволяет выделить несколько параметров, по которым можно классифицировать множество библиотечных специальностей, видов библиотечной деятельности, а также должностей в библиотечном деле.

    Один из параметров — место библиотекаря в официальной структуре коллектива (директор, заведующий отделом, сектором, главный библиотекарь, старший библиотекарь и т. д. Следует различать должность и специальность, принимая в то же время во внимание, что должности в библиотеке требуют подчас не меньшей, а даже более высокой, чем у библиотекарей, находящихся в подчинении, библиотечной квалификации.

    Дифференциация в рамках библиотечных специальностей выводит на необходимость различных видов деятельности. Структур а библиотечных специальностей в рамках библиотечной профессии определяется типом и видом библиотеки, ее задачами; функцией (видом деятельности) библиотекаря; характером и содержанием документов; особенностями читательского контингента.

    Прежде всего в дифференциации библиотекарей учитываются специфические особенности разных типов и видов библиотек. В основе дифференциации лежит специализация библиотекарей по удовлетворению либо профессиональных информационных потребностей (научных, производственных, управленческих, учебных, творческих), либо потребностей непрофессиональной сферы человеческой деятельности (общеобразовательные, общекультурные, эстетические, досуговые интересы). Деятельность первых осуществляется на информационной, вторых — на психолого-педагогической и культурологической основе.

    Профессиональные знания, умения и навыки библиотекарей, работающих в библиотеках разных типов, неодинаковы. Так, для региональных и местных публичных библиотек существует объективная необходимость краеведческой ориентации в библиотечной профессии. Она обусловлена тем, что краеведческий подход в условиях этих библиотек выступает в качестве принципа и метода деятельности. Ориентация публичных библиотек на свой собственный край и удовлетворение краеведческих потребностей абонентов, формирование библиотечной политики на местах, утверждение их как центров библиотечного краеведения приводят к тому, что каждый их сотрудник, независимо от участка работы и занимаемой должности, должен владеть теоретико-методическими основами библиотечного краеведения, особенно библиотекарь — специалист в области краеведческой деятельности. Библиотечный специалист для краеведческой сферы должен: знать теорию, историю, методику и организацию библиотечного краеведения; уметь определить основные процессуальные и содержательные направления краеведческой деятельности библиотеки, соответствующие местным особенностям; иметь представление о характере краеведческих потребностей, интересов и запросов реальных и потенциальных абонентов библиотеки; ориентироваться в потоке краеведческих документов; владеть теорией и методикой библиотечно- библиографического обслуживания по краеведению

    Специфические требования предъявляет библиотекарю детская библиотека. Педагогическая сущность библиотечной работы с детьми включает в себя элементы образования (информационная, просветительная и иная деятельность, привитие умений и навыков пользования библиотекой, справочным аппаратом книга и т. д.), воспитания (формирование средствами книги и чтения отношений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, увязывание книги с жизнью), развития (совершенствование читательской деятельности, литературное развитие и др.). Библиотекарь, работающий с детьми, должен в большей степени, чем работающий со взрослыми, обладать личностными душевными качествами, способными увлечь ребенка, повести его вперед.Ему должны быть присущи психологическое чутье, педагогический такт, что невозможно без знания законов дидактики, возрастной психологии, без понимания специфики библиотечных воспитательных средств и возможностей, без ориентации в тенденции современного образовательного процесса, без умения соотносить передовой педагогический опыт в стране с конкретной деятельностью в библиотеке, без способности соединять книги с жизнью, с опытом читателя.

    Конечная цель деятельности библиотекаря специальной библиотеки состоит в библиотечно-библиографическом обеспечении информационных потребностей научной, опытно- конструкторской, производственной, торгово-коммерческой деятельности, сфер управления и образования, конкретных исследований и разработок в области естествознания, техники, медицины и сельского хозяйства. Библиотечные специальности в специальных библиотеках могут формироваться по различным признакам: отраслевому (по работе с запросами и документами по определенной отрасли, комплексу отраслей, тематическому направлению), видовому составу документальных источников (патентная литература, нотные издания, микрокопии и др.), функциональному (формирование справочно-информационных фондов; классификация, предметизация, аннотирование; справочно-библиографическое обслуживание и информирование; библиографическое сопровождение обзорно-прогностических и маркетинговых исследований).

    Фундаментальным требованием к библиотекарю, организатору профессионального чтения специалистов научно-технического профиля является вооруженность современными представлениями о тенденциях развития естественных наук и техники, сферах и этапах науч- но-производственной деятельности, социально-психологических особенностях творческой деятельности специалистов и системе профессиональной коммуникации, методах выявления и моделирования информационных потребностей специалистов.

    В рамках библиотечной профессии сложились специальности, в основном соответствующие функциональному разделению труда, особенно в крупных библиотеках (комплектование фондов, каталогизация, обслуживание читателей, справочно- библиографическая работа и др.). Специализация функций предъявляет определенные требования не только к знаниям, умениям и навыкам библиотечных специалистов, но и к их личным профессионально значимым качествам: внимательность, способность к быстродействию в условиях недостатка времени, хорошая память, умение заставить себя делать любую необходимую работу, выполнять предписания (регламенты), уравновешенность, терпеливость, эмоциональная устойчивость, коммуникабельность.

    Различные библиотечные специальности требуют развития у работников соответствующих профессионально-личностных качеств. Это помогает им быстрее осваивать свои обязанности, добиваться лучших результатов с меньшими усилиями и приносит наибольший эффект — экономический (минимум затрат времени на обучение), производственный (достижение высокого уровня профессионализма), психологический (удовлетворенность работой).

    Особые требования предъявляются к специалисту в области комплектования фондов. Комплектатор должен постоянно следить за книгоиздательской и книготорговой деятельностью страны, республики, края, области; знать типологию издательской продукции; возможности книжного рынка и структуру книгораспространения; народнохозяйственный, научно- исследовательский профиль района обслуживания, состав населения; систему библиотечных фондов региона. Он должен свободно владеть методами библиографического поиска по изданиям книготорговой информации, уметь анализировать соответствие предварительных заказов, поступающих от отделов, читальных залов, филиалов и т. п., их профилю, структуре читательского спроса.

    Для специалиста в области обслуживания читателей, особенно справочно-библиографического, характерно одновременное общение с читателем и книгой. Поэтому здесь наиболее значимым является сочетание диагностических способностей, связанных с функциями отбора и поиска, и коммуникативными способностями, необходимыми для общения с читателями, установления смысловой связи между их запросами и источниками информации. Библиотекарь выступает организатором неформальных информационных связей между читателями, их общения, обмена мнениями и оценками о литературе, предоставляя им возможность вести как заранее подготовленные встречи, семинары с постоянным составом участников, дни специалистов различных отраслей науки и техники, читательские конференции, так и свободные, не подготовленные заранее встречи, беседы, диспуты читателей как в научном или литературном клубе.

    Работа современного библиотекаря по обслуживанию читателей проходит в условиях противоречия между быстрым старением информации и резким возрастанием ее объема, что ограничивает возможности человека включить возрастающие потоки документальной информации в содержание чтения. Организуя чтение как познавательно-коммуникативную деятельность, библиотекарь способствует организации знаний читателя. Помочь читателю не только в получении, но именно в организации знаний представляется сейчас актуальным. Суть библиотечной профессии — определять, изучать, оценивать, развивать и удовлетворять информационные потребности существующих и потенциальных пользователей библиотек. Первостепенное значение для читателей имеет не просто получение документальных источников информации, а качественное, точное и своевременное предоставление необходимой информации.

    Сегодня библиотеки развиваются более комплексно: как консультативные или сервисные центры, используя различные традиционные и компьютерные средства. Библиотекарь должен владеть информационной культурой — культурой чтения как ее элементом; библиографической культурой работы с документами; культурой организации и использования библиотечных фондов и справочного аппарата; культурой работы с оборудованием и техническими средствами, новыми носителями информации; культурой библиотечного обслуживания, общения, представления об информационной системе общества, ее возможностях, способах их организации, каналах распространения. Современный библиотекарь — это высококвалифицированный специалист — консультант по информации, по зафиксированным знаниям (помощь читателям в получении знаний и выработке навыков выбора источника информации, поиске и использовании его, разработка программы и проведение групповых и индивидуальных занятий по повышению информационной культуры читателей).

    В 80-е гг. в функциональной структуре кадров библиотек происходят существенные изменения, связанные с внедрением средств автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Качественное преобразование библиотечных ресурсов, прежде всего обновление материально-технической базы, выдвигает библиотечного работника на передний план. Уровень его профессионального развития должен обеспечить возможность использования достижений научно-технического прогресса в библиотечной технологии. Выделяются два типа влияния новых технических средств на труд библиотекаря: прямое и косвенное. К прямым можно отнести влияние использования в библиотеках ЭВМ: изменяются технологические функции библиотекаря, поднимается значение творческой (поисковой, эвристической, логической) деятельности и других его функций. Автоматизация сокращает число традиционных (рутинных, канцелярских) операций, выполняемых библиотекарем. В то же время она характеризуется появлением новых операций, которые требуют от библиотекаря дополнительных знаний, умений и навыков, изменяют труд, но не трансформируют его в другой род деятельности. Изменения носят видовой характер и не выходят за пределы библиотечного труда.

    Одно из условий быстрого введения автоматизированной библиотечной технологии — преодоление библиотекарем психологического барьера при внедрении средств автоматизации и овладение навыками диалога библиотекаря с компьютером, умение вести информационно-библиографический поиск в нужном режиме, формировать информационную культуру читателей, обучать их навыкам автоматизированного поиска литературы, рекламировать возможности автоматизированных систем.

    В условиях современной компьютерной технологии определилась тенденция к интеграции библиотечных и информационных процессов, складывается новый тип библиотечно-информационного работника. Так, уже появились в библиотеках специалисты по автоматизированной обработке данных, которые отвечают за материалы, выдаваемые ЭВМ. Кроме того, библиотекари должны следить за созданием и подготовкой ввода информации в ЭВМ, обрабатываемой с целью получения требуемого выхода.

    В целом, однако, библиотекари в большинстве своем не станут специалистами в области вычислительной техники, хотя многие из них уже тесно связаны с автоматизированными системами. Обязанность каждого библиотекаря — понимать технику и все ее значение в той степени, в какой это ему необходимо для успешного выполнения своей работы. Это значит, что он должен следить за развитием информационной техники и ее возможностей для удовлетворения библиотечных нужд. Современная библиотека — сложная организационная система, успешная деятельность которой зависит от обеспечения связи и взаимодействия между элементами, составными частями и подсистемами библиотеки как единого целого.

    Управление выступает одним из важнейших средств, организационных факторов реализации функций библиотеки. Сейчас очень важно, чтобы библиотечные специалисты владели широким диапазоном управленческих умений или менеджерских навыков. Эти понятия включают в себя специальные знания и определенные методы выработки управленческих решений, знания в области экономики и организации библиотечного дела, трудового и хозяйственного права. Нужно уметь согласовывать действия людей и добиваться решения поставленной задачи; собирать и перерабатывать информацию о состоянии того или иного процесса или участка работы, о возникновении проблемных ситуаций, их причинах и способах устранения; планировать, определять программу своих действий, работы отдела, библиотеки. Еще в 1938 г. Н. К. Крупская, выступая перед студентами Московского библиотечного института, говорила: "Вам придется... быть не только организаторами, но и администраторами, умеющими подбирать толковых людей, правильно распределять между ними работу, правильно организовать учет проделанной работы, своевременно выправлять ее, каждого правильно инструктировать, и все это делать с минимальной затратой сил и средств (Крупская Н. К. О библиотечном деле. Т. 6. М., 1987. С. 19).

    Сегодня сфера управленческой деятельности возрастает в связи с крупномасштабностью библиотечного дела, усложнившимися технологией, внутрибиблиотечными и внешними связями, удорожанием затрат на библиотечные ресурсы, внедрением рыночных отношений и конкуренцией с другими учреждениями из-за ограниченности финансовых средств. Когда информация, не переставая быть культурным достоянием, приобретает также коммерческую сущность, библиотекари должны освоить информационный рынок, перейти от пассивного обслуживания к активному поиску сфер приложения информационных ресурсов, библиотечных услуг и продукции. Принцип активности пронизывает все библиотечные процессы, всю деятельность библиотеки. Он направлен на достижение максимально возможного использования библиотечных ресурсов, максимальной читательской удовлетворенности. Поэтому библиотекарь должен уметь изучать рынок информационных потребностей и информационных ресурсов, выявлять различные группы потенциальных потребностей, рекламировать и пропагандировать возможности и деятельность библиотеки, организовывать общественное мнение о ней, заключать контракты (договора) с организациями по информационному обеспечению. Возникает потребность в работниках, способных осуществить эти требования. Потребность эта обусловлена еще и тем, что связи с общественностью как' функция и деятельность, требующие к себе постоянного внимания, отнимают у руководства любой библиотеки много сил и времени в ущерб выполнению основ- ной руководящей работы. Специалисты, выполняющие эти функции, должны обладать четким и ясным представлением о целях и задачах как библиотеки в целом, так и ее отдельных подразделений. Любому работнику библиотеки, занятому связями с общественностью, можно простить отсутствие знаний по каким-либо узким вопросам библиотечной технологии, но он не имеет права не знать состав и структуру библиотечных подразделений, основные их функции в процессе предоставления потребителю услуги или продукции. Отсутствие четкого представления об этом снижает авторитет работника в глазах реальных, а тем более потенциальных потребителей, с которыми он входит в контакт, и, таким образом, негативно отражается на престиже библиотеки.

    К сожалению, до сих пор управление не выделилось в один из видов функциональной деятельности в библиотеках. На практике лица, управляющие библиотечным делом на всех уровнях, как правило, некомпетентны в этой сфере. Именно это не позволяет эффективно реализовать лучшие замыслы, решить неотложные задачи.

    Изучение, разработка и внедрение в библиотечную практику нововведений — специфический вид деятельности. Специалистов такого профиля называют методистами. Методист — посредник между практиками-библиотекарями и теми инновациями, которые имеются в отечественных и зарубежных библиотеках. Это самый информированный работник библиотеки, владеющий сведениями о результатах новейших научных исследований, о новых лучших книгах, кумулирующий банк данных о позитивном и негативном библиотечном опыте в конкретной ситуации. Методист обладает способностью использовать потенциал библиотечной науки и передового опыта, трансформировать научные идеи и передовой опыт в конкретную методику, технологию, доводить их до внедрения в библиотечную практику.

    Методисты проводят анализ состояния библиотечно-библиографического обслуживания отрасли и региона, разрабатывают предложения по его улучшению, а также готовят плановую, нормативную и иную документацию, осуществляют координационную работу с заинтересованными библиотеками, выявляют потребность потенциальных пользователей в библиотечных услугах, ведут консультационную деятельность и др. Информационное поле методиста охватывает знание науки и практики библиотечного дела, законов и юридических актов, маркетинга и менеджмента, состояние внешней среды и профессиональных качеств библиотечного работника, библиотечного дела в регионе.

    Результаты анализа и описания библиотечных специальностей с учетом их особенностей оформляются в виде профессиограмм и квалификационных характеристик. Профессиограмма отражает структуру и содержание выполняемых специалистами работ, реализуемые при этом связи, используемые методы и средства, а также требования к личности библиотекаря, к содержанию, структуре, объему и уровню профессиональных знаний, навыков и умений, и качеств, которые необходимы для успешного выполнения обязанностей. Профессиограммы базируются на функциях, исполняемых в конкретной должности, и отражают не требования к работнику вообще (в отличие, например, от квалификационной характеристики), а те, которые необходимы и достаточны для выполнения функциональных обязанностей в этой должности. Профессиограмма — это профессионально-квалификационная модель, выражающая специфические характеристики данного вида библиотечной деятельности и требования к исполнителю деятельности. Профессиограммы используются при прогнозировании потребностей в специалистах и планировании их подготовки, распределении, расстановке, анализе профессионального использования и аттестации библиотечных работников.

    Ориентация библиотечных кадров на непрерывное профессионально совершенствование

    К основным элементам или активам библиотекаря- профессионала относятся: уровень образования (знания), профессиональная подготовка (навыки, умения, производственный опыт, психофизиологические характеристики личности, обладание профессионально значимой информацией, мобильность). Способность библиотекарей учиться становится более важным фактором, чем их производственный опыт, который быстро устаревает. Важное качество современного библиотекаря — ориентация на непрерывное профессиональное совершенствование. Закон России об образовании рассматривает повышение квалификации специалистов как самостоятельную ветвь последипломного образования.

    В современных качественно новых условиях принципиально значимым становится признание того, что в завтрашний день смогут шагнуть только те библиотеки, которые выйдут на уровень передовых технологий и приведут свой профессионально-кадровый состав в соответствие с новым состоянием общества. Всем основным элементам библиотечного процесса присущ высокий динамизм, ускоряющий моральное.старение профессиональных знаний, навыков и умений. Квалификация библиотекаря должна опережать все другие элементы библиотеки и библиотечных ресурсов, особенно технический уровень библиотечного процесса. Нужно исключить саму возможность такой ситуации, когда в библиотеки поступают принципиально новые технические средства, а подготовленных кадров, способных работать на них, нет.

    Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в библиотечном деле требует коренной многосторонней и всеохватывающей перестройки: во-первых, работы существующих библиотечных образовательных структур в стране на началах дифференциации, профилирования отдельных ступеней профессиональной подготовки библиотекарей (начальной, средней, высшей, последипломной); во-вторых, изменения профессионально-образовательных функций библиотеки.

    Осуществление образовательных функций в библиотеках сегодня направлено на решение сугубо конъюнктурных задач, имеет второстепенный характер и не является определяющим направлением обеспечения соответствия кадрового состава требованиям высокоэффективного функционирования библиотек. Для периода современной научно-технической революции важнейшим условием библиотечного прогресса становятся подвижность и изменчивость библиотечного дела, резкое ускорение темпов обновления технологии, форм организации труда. Без коренного изменения отношения к профессиональному образованию как функции самой библиотеки невозможно преодолеть разрыв системы подготовки библиотечных кадров непосредственно с библиотечной практикой.

    Преобразования в системе профессионального библиотечного образования, характер протекания соответствующих процессов, не произвольны, а адекватны объективному ход}' развития библиотечного дела. Его относительно медленная эволюция на предыдущих этапах обусловила преобладание устойчивых форм, содержания и методов подготовки квалифицированных кадров. Полученное однажды образование сохраняло свою ценность большую часть жизни отдельного библиотекаря. В этой связи относительно единообразный характер приобрели связи библиотек с системой профессиональной под- готовки, в целом ориентированной на библиотечную деятельность, но в основном на нее непосредственно не опирающейся.

    Библиотекари зачастую не осознают необходимости теоретического обобщения опыта. Они надеются обойтись традиционными умениями и навыками. Встает проблема психологической перестройки библиотекарей, их адаптации к изменяющимся условиям и готовности к повышению уровня знаний. Решение этой проблемы возможно по двум направлениям.

    Во-первых, это повышение мобильности передачи новых знаний в системе библиотечного образования, улучшение системы текущего информирования библиотекарей, повышение эффективности системы переподготовки библиотечных кадров на базе внедрения современных методов.

    Во-вторых, это развитие информационных потребностей, познавательной и творческой активности библиотекарей в условиях динамичного освоения новых социальных функций. Необходимо систематически выявлять уровень их информационной культуры, эффективность использования научных знаний и передового опыта.

    Ведомственная разобщенность библиотек приводит к разрушению единства библиотечной профессии, к превалированию целей-ориентаций каждого отдельного ведомственного звена над общими целями всей библиотечной системы. Повышение квалификации не может и далее осуществляться лишь в ведомственных рамках, когда библиотекари разных библиотек, обслуживающие читателей, живущих и работающих в одном городе, не общаются друг с другом и не ориентируются в совокупных библиотечно-информационных ресурсах. Убыстряющиеся темпы прироста и обновления научных знаний, прогресс в информационной технологии обязывают придать профессиональному библиотечному образованию непрерывный характер. Оно должно продолжаться в течение всего периода трудовой деятельности и включать среднее и высшее библиотечное образование, систематическое повышение квалификации и самообразование. Учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров, — библиотечные техникумы, вузы, курсы повышения квалификации, базовые библиотеки — должны последовательно дополнять друг друга и составлять целостную общегосударственную систему.


    Источник: Карташов. Общее библиотековедение.

    07.01.2018, 23192 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.